/ Новости сайта / Археология / Люди строили высокогорные поселения ещё в период плейстоцена
24.10.2014

Люди строили высокогорные поселения ещё в период плейстоцена

Оценка: 5.0    1576 1 Археология
В южных перуанских Андах команда археологов из университета Мэна раскопала древнее поселение охотников-собирателей возрастом почти в 12 тысяч лет. Деревня, расположенная на высоте 4500 метров над уровнем моря, свидетельствует о том, что люди начали строить свои дома в горах почти на тысячелетие раньше, чем предполагалось ранее.

Несмотря на холодный климат, высокий уровень солнечного излучения и низкую концентрацию кислорода на такой высоте, древние охотники-собиратели колонизировали эти безлесные ландшафты в период позднего плейстоцена, то есть спустя два тысячелетия после того, как человек впервые прибыл в Южную Америку.

"Изучение адаптации человека к экстремальным условиям очень важно для понимания нашего культурного и генетического потенциала для выживания", — поясняет значимость исследования его ведущий автор Курт Рейдмейкер (Kurt Rademaker), профессор антропологии в университете Мэна.

В ходе археологических раскопок локации Пукунчо (Pucuncho) на высоте 4355 метров над уровнем моря были обнаружены любопытные следы быта древних поселенцев. Учёные задокументировали 260 различных инструментов, среди которых были наконечники для копий, рубила и односторонние скребки, возраст которых составлял около 12800 лет.

Центральным убежищем в поселении оказалась двухнишевая пещера Кункайча, расположенная на высоте 4480 метров над уровнем моря. Это жилище с видом на водно-болотные угодия и пастбища, скорее всего, служило в качестве базового лагеря. Об этом также свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки внутри пещеры.

Большинство каменных инструментов в Кункайче были сконструированы из местных пород, таких как обсидиан, андезит и яшма. Все эти орудия труда использовались для охоты и разделки туш животных, что согласуется с ограниченными условиями проживания в высокогорной местности. Учёным удалось установить, на кого именно охотились поселенцы: во время раскопок были обнаружены окаменелые кости викуний, гуанако и перуанских оленей.

Позднее на этих же территориях люди перестали охотиться на диких животных и начали выращивать домашних. Так появились пастбища для альпак и лам. По мнению исследователей, несмотря на суровые погодные условия, локация Кункайча была обитаема круглогодично, однако поселенцы, скорее всего, регулярно спускались с гор в поисках съедобных растений и для общения с другими племенами.

В пользу того, что обитатели перуанских Анд периодически покидали родные края, говорит и то, что некоторые каменные инструменты, обнаруженные при раскопках, были изготовлены из мелкозернистых пород, явно обточенных водой. А значит, собирались материалы для этих орудий в низинах близ рек.

До сих пор неизвестно, требовало ли высокогорное поселение особых генетических или экологических адаптацийо стороны людей. Однако тот факт, что они селились в горах почти на тысячу лет раньше, чем предполагалось ранее, указывает на то, что физиологические возможности плейстоценского человека могли быть намного больше, чем принято считать.

бякин 25.10.2014 03:53 [Материал]