День мертвых, или Вечеринка с предками
Мексиканский аналог Хэллоуина — Día de los Muertos, или День мертвых, — несмотря на свое устрашающее название и языческое происхождение, вполне жизнерадостный праздник. Традиция чествовать мертвецов перешла от ацтеков, хранивших черепа предков у себя дома и несколько раз в год закатывавших пиршества в честь почивших сородичей. Испанские завоеватели не смогли полностью искоренить древние верования и в итоге разрешили местному населению поминать мертвых на свой, пусть и непонятный для христиан лад. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля — 12 августа), просто перенесли на 1-е и 2-е ноября, что совпало с двумя католическими праздниками — Днем всех Святых и Днем всех усопших.
Каждый год в начале ноября мексиканцы ждут к себе в гости умерших родственников и друзей, к приходу которых готовятся заблаговременно.
В преддверии «официальных визитов» магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, изготовленными из шоколада, бумаги, картона или глины. Главный символ торжеств — череп (calavera), изображение которого можно встретить повсюду. Мексиканцы не меньше американцев любят маскарад: в День мертвых ходячие скелеты заполоняют города и деревни.
Чтобы души умерших предков не ошиблись адресом, семьи вешают на дверь домов венки (или устанавливают цветочные алтари) из желтых бархатцев — похоронных цветов в Латинской Америке. У порога выкладываются сладости и кукурузные лепешки. Обязательные атрибуты — вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и хлеб умерших (pan de muertos). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху, напоминающими по форме кости. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, а друзья и родственники собираются вместе для встречи призрачных гостей. В домах заправляют кровати, на которых визитеры могут отдохнуть после долгого путешествия.
Кульминация праздника — посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи. Праздничные пиршества проходят прямо на погосте, что нисколько не смущает мексиканцев: мертвые в этот день должны веселиться не меньше, чем живые.
Вальпургиева ночь, или Все ведьмы в сборе
Если Хэллоуин — общий праздник для всей европейской нечисти, то Вальпургиева ночь — это своеобразное 8 Марта для представительниц прекрасной половины темных сил. Ни одна уважающая себя колдунья не пропустит ежегодный шабаш ведьм в ночь с 30 апреля на 1 мая.
Первые упоминания о Вальпургиевой ночи содержатся в средневековых документах немецкой инквизиции. Согласно легендам, святая Вальпургия была аббатисой одного из монастырей. При перестройке монастыря нерадивые рабочие осквернили ее прах, после чего местным жителям стал являться ее грозный и мстительный призрак. Это дало почву для разных пересудов о ведьминской сущности покойной. А так как день поминовения Вальпургии приходится на 1 мая, то эту дату и сделали днем всех ведьм. Точнее, ночью.
В эту ночь колдуньи седлают метлы и слетаются на горные вершины, среди которых наиболее популярна лысая гора Броккен. Здесь собирается вся «элита» и справляет свой праздник в диких пирах, плясках и якобы совокуплениях с демонами и дьяволом.
«Слуги сатаны», конечно, пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот.
В деревнях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разводили костры (на которых сжигали чучело ведьмы), селяне обходили дома с факелами, звонили церковные колокола. Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.
Ведьмин день отмечается почти во всех странах Центральной и Северной Европы. В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы темные маги не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки. В Германии шутники мажут дверные ручки зубной пастой и вытаскивают из ботинок шнурки, списывая все эти проказы на злонравных служанок сатаны.
В народных сказках славянских народов также есть упоминания о ночи ведьм и Лысой горе. Одна из таких гор находится недалеко от Киева. Согласно местным легендам, эта гора проклята, так как в дохристианские времена там проводились языческие обряды, а волхвы совершали человеческие жертвоприношения.
Галунган, или Духи тоже любят «отрываться»
Галунган — праздник победы добрых духов над злыми — отмечается на Бали каждый год с конца октября по начало ноября. Считается, что в течение десяти праздничных дней все боги во главе с главным божеством Сангхьянг Види сходят на землю и присоединяются к людям.
Духи умерших предков также принимают участие в торжествах, и к их приходу готовятся заранее. Главный символ Галунгана — penjor — высокие бамбуковые палки. Их украшают фруктами, кокосовыми листьями, цветами и втыкают в землю справа от входа в дом. Рenjor служит чем-то вроде указателя для душ. Рядом с ним всегда устанавливают небольшие алтари с подношениями умершим родственникам.
Во время празднования Галунгана в каждой деревне проходит обязательная церемония изгнания злых духов. Жрецам в ритуале помогает божество Баронг в виде мифического зверя, напоминающего тигра. Присутствие Баронга призвано восстановить баланс добра и зла в доме.
Жители молятся перед танцующим богом, после чего выдергивают кусочек меха из его шкуры на память.
Кульминация десятидневных гуляний — день Кунинган. Именно в этот день верховный бог Сангхьянг Види спускается на землю, чтобы благословить всех людей и избавить мир от злых сил. А потом боги и предки, веселившиеся вместе с живыми людьми целых десять дней, покидают землю и возвращаются в загробный мир.
Коляда, или Сочельник с чертом
Николай Васильевич Гоголь, большой знаток украинских поверий и преданий о нечистой силе, посвятил Коляде одну из своих повестей — «Ночь перед Рождеством». Сюжет повести разворачивается на одном из хуторов в рождественский сочельник. Среди главных героев — ведьма и черт.
Нечистая сила в канун главного христианского праздника оказалась в повести великого писателя неслучайно. В языческую эпоху славяне отмечали день зимнего солнцестояния — Коляду. Потом Коляду заменили христианским Рождеством, но некоторые древние языческие обычаи сохранились.
Коляда во многом напоминает кельтский Хэллоуин, что говорит об общем происхождении праздников.
Это и переодевание в представителей темных сил, и обязательное попрошайничество сладенького, и почитание умерших. Отличительная особенность славянского Хэллоуина — ночное гадание. Эта традиция перешла и в христианский праздник: считается, что предсказания, полученные в рождественский сочельник, обязательно сбудутся.
Любимой частью праздника в деревнях всегда был карнавал с переодеванием. Колядующие наряжались в «жуткие» одежды и, изображая духов предков и чертей всех мастей, с песнями и плясками обходили родственников, выпрашивая различные угощения. Считалось, что это приносит в дом удачу, способствует хорошему урожаю и общему достатку. Отказать «чертям» в угощении — плохая примета.
Другой способ «зажечь» в предрождественскую ночь — игры-вечерки, сопровождавшиеся специальными срамными песнопениями и представлениями ряженых. Молодежь, холостые парни и незамужние девушки, собирались вечером накануне Рождества в одном из домов, для того чтобы поиграть в покойников и продать чучело козы (козел — один из символов дьявола). Под конец игры все присутствующие должны были перецеловаться. Конечно, «дьявольские отродья» никак не могли пройти мимо такого шабаша: гоголевский черт появляется у Солохи как раз в разгар колядования.
Естественно, православная церковь косо смотрела на все эти заигрывания с нечистой силой и пыталась бороться с языческим наследием — правда, в основном, с помощью увещеваний и проповедей. В отличие от Западной Европы, в России не были распространены ведовские процессы, поэтому древние традиции передавались из поколения в поколение без оглядки на костры инквизиции. В итоге русская православная церковь смирилась с ежегодным якшаньем с нечистым, разрешив молодежи отрываться от души.
Эгунгун, или почему не надо обижать мертвых
Еще один праздник в честь умерших, нигерийский Эгунгун, отмечается в мае. Эгунгун — это не только название, но и очень важное понятие в культуре племени йоруба, буквально означающее общение с предками. Йоруба считают, что эгунгун (предки) в принципе могут появляться в любой момент, но раз в году они посещают землю в обязательном порядке — в это время как раз и проходит фестиваль.
Праздник начинается около полудня на кладбище с барабанного боя. Затем выходят танцоры в костюмах, скрывающих их полностью, от макушки до пяток. Танцоры изображают души предков.
В каждой местности у костюмов эгунгун есть какие-то свои особенности. Главное правило — закрыто целиком должно быть не только тело, но и лицо: маской из ткани, дерева, или даже из современных материалов, например пластика, или фрагментов разных материалов, в том числе рогов и черепов. Таким образом тот, кому выпала честь быть воплощением эгунгун, полностью обезличивается — чтобы не произошло никаких сбоев.
Кстати, изначально обычай йоруба предполагал казнь перевоплотившегося в случае, если какая-то часть лица или тела оказывалась видимой окружающим. Смертная казнь также ждала того, кто, пусть даже случайно, дотрагивался до эгунгун. Сегодня неуважительное отношение к душам не карается столь радикальным способом, но прямой контакт с «предками» по-прежнему нежелателен, поэтому часто во время ритуала люди с кнутами отгоняют собравшихся от танцоров.
Как мы видим, Хэллоуин — далеко не самый экзотический из «чертовски веселых» праздников, а скорее просто самый растиражированный. А как относитесь к подобным торжествам вы?