Год назад бесследно исчез авиалайнер Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, совершавший совместный с китайской China Southern Airlines рейс MH370 из столицы Малайзии Куала-Лумпура в Пекин.
Самолёт пропал с экранов радаров в 02:40 по малайзийскому времени 8 марта 2014 года, не подав никаких сигналов о неполадках на борту, других проблемах или смене курса. Самолёт должен был сесть в пекинском аэропорту в 06:30. Авиалайнером управляли опытные лётчики – капитан Захари Ахмад Шах и второй пилот Фарик Аб Намид. Самолёт прошел полную проверку всего за десять дней до этого рейса, пишет РИА Новости.
На борту находились 154 пассажира из КНР и Тайваня, 38 малайзийцев, семь индонезийцев, шесть австралийцев, пять индийцев, четверо французов, трое граждан США, по двое новозеландцев, украинцев и канадцев, по одному жителю России, Италии, Нидерландов и Австрии. Интерпол установил, что, по меньшей мере, двое пассажиров летели по чужим паспортам.
20 пассажиров были работниками компании Freescale Semiconductor, бывшей «дочки» компании Motorola со штаб-квартирой в Техасе (США), производящей полупроводниковое оборудование, в том числе компоненты для оборонной техники и бортовых навигационных систем.
В момент последнего выхода на связь авиалайнер находился в 220 километрах от восточного побережья Малайзии над Южно-Китайским морем. Военные отследили траекторию Boeing 777-200 гораздо дальше, чем гражданские авиадиспетчеры. Представитель армии сообщил, что после того как самолёт пролетел город Кота-Бару (Малайзия), он поменял курс и снизился. После этого лайнер долетел до Малаккского пролива. Прохождение пропавшего авиалайнера было зафиксировано радаром базы королевских ВВС в Малайзии в Баттеруорте (штат Пинанг) на западном побережье Малаккского полуострова. Военный радар зафиксировал разворот самолёта на обратный курс.
Телекоммуникационные спутники Inmarsat некоторое время получали слабые электронные импульсы с борта самолёта. Согласно докладу Австралийского бюро транспортной безопасности, сигнал, транслированный на спутник, генерировался включенным терминалом на борту.
Автоматические датчики воздушного судна продолжали подавать на спутники данные о состоянии его бортовых систем около семи часов после исчезновения самолёта с экранов радаров. Сигналы «чёрных ящиков» пропавшего самолета не были зарегистрированы. Между тем, при благоприятных обстоятельствах они должны были быть слышны за несколько сотен миль. Для розыска пропавшего авиалайнера была организована полномасштабная поисково-спасательная операция. В ней приняли участие 26 стран, включая Россию.
Австралийское военное судно Ocean Shield зарегистрировало сигналы, которые могли посылать «чёрные ящики» исчезнувшего самолета. Сигналы были зафиксированы, когда судно находилось на севере поискового района.
Однако позже британская компания Inmarsat проанализировала собственные данные, которые спутники компании получали от самолёта, и сделала вывод, что лайнер мог разбиться в южной части Индийского океана. После этого власти Австралии обследовали при помощи подводного аппарата участок дна, откуда поступил сигнал, который сочли сигналом с маячка «черного ящика». Эти поиски не принесли результата, после чего было принято решение о пересмотре плана поисковой операции.
В ходе первой фазы поисков подводный аппарат Bluefin-21 безрезультатно обследовал более 320 квадратных миль морского дна.
9 июня 2014 года Малайзия впервые обнародовала сумму, которую власти страны потратили на поиск пропавшего самолёта — 27,6 млн малайзийских ринггитов (около $8,6 млн). Правительство Австралии рассчитывает потратить на поиски около $84 млн.
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт предупредил, что масштабные поиски малайзийского Boeing, пропавшего в океане в марте прошлого года, могут быть прекращены.
«Мы сохраняем надежду на то, что поиски будут успешными, - сказал глава правительства Австралии, выступая сегодня в федеральном парламенте. - Но я не могу обещать, что поисковые работы будут бесконечно вестись с той же интенсивностью, с которой их ведут сейчас».
Текущий этап поисковой операции, в котором задействованы четыре судна, должен завершиться в мае этого года. Как ранее сообщил заместитель австралийского премьер-министра Уоррен Трасс, эксперты из Австралии, Малайзии и Китая в настоящее время обсуждают вопрос, что делать дальше, если в ближайшие месяцы поиски не принесут результатов. Трасс также заявил, что его страна совместно с Малайзией и Индонезией примет участие в тестировании новой системы навигации и связи, которая будет отслеживать местоположения самолётов в воздушном пространстве западной части Тихоокеанского региона не каждые 30-40 минут как сейчас, а каждые 15 минут, передаёт ТАСС.
Компания Malaysia Airlines заверила, что не откажется от содействия и помощи родственникам пассажиров и членов экипажа пропавшего самолёта. «Делается всё возможное, мы сами непосредственно столкнулись с трагедией, поскольку потеряли своих друзей и коллег», - отметил глава компании Ахмад Джахари Яхая. По его словам, авиаперевозчик «не скрывает никакой информации, тем более, что не принимает участие в поисковой операции».
Всего на борту находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа, которых власти Малайзии официально признали погибшими.