/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили экзопланету с «адской» атмосферой
13.04.2015

Астрономы обнаружили экзопланету с «адской» атмосферой

Международная группа планетологов выяснила, что в атмосфере недавно открытой экзопланеты HD189733b царят действительно адские условия — температура воздуха в ней превышает три тысячи градусов, а скорость ветра — тысячу километров в час, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

За последнее десятилетие планетологи смогли обнаружить несколько тысяч экзопланет, в том числе несколько десятков «суперземель» и двойников Земли. Часть из них находится в так называемой «зоне жизни», где может существовать вода в жидком виде. Нахождение в этой зоне не гарантирует того, что на планете есть условия для зарождения жизни — у нее может быть парниковая атмосфера, разогревающая поверхность до невыносимых или даже адских температур.

Орельен Виттенбах (Aurelien Wyttenbach) из университета Женевы (Швейцария) и его коллеги нашли крайне экстремальный пример подобной планеты с «адской» атмосферой, изучая облака в воздушной оболочке недавно открытой экзопланеты HD 189733b по данным, собранным наземным спектрометром HARPS и орбитальной обсерваторией «Хаббл».

Данная планета является типичным газовым гигантом из класса «горячих юпитеров», который получил много внимания со стороны астрономов в последние годы из-за близости к Земле и необычной голубой окраски его атмосферы. За это время ученые успели получить ее фотографии в разных диапазонах частот, найти в ее атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно «сдувает» газовые оболочки этого гиганта.

Ученые давно знают о существовании облаков в атмосфере HD 189733b, однако их пока невозможно напрямую увидеть из-за недостаточных мощностей современных телескопов. Поэтому планетологи прибегают к разного рода хитростям для наблюдения за ними.

К примеру, Виттенбах обратил внимание на то, что облака HD 189733b содержат в себе чуть больше натрия, чем окружающие их газовые оболочки. Его группа воспользовалась этим фактом и использовала спектрометр HARPS для составления карты облаков и измерения их температуры и скорости их движения.

Как выяснилось, условия на этом «горячем юпитере» были еще хуже, чем предполагали планетологи — температура воздуха превышает три тысячи градусов Цельсия в верхних слоях атмосферы, а порывы ветра могут достигать скорости в тысячу километров в час.

Данную методику изучения атмосферы, по мнению Виттенбаха и его коллег, можно применять и для изучения менее крупных и экстремальных экзопланет. С другой стороны, как признают сами исследователи, для этого потребуется новое поколение спектрографов, и одним из первых таких приборов станет инструмент ESPRESSO, который будет установлен на телескоп VLT в ближайшее время.