Вход / Регистрация
21.11.2024, 21:18
Взлет и падение Марии Медичи
Люксембургский парк в Париже - излюбленное место отдыха парижан и туристов. Этот прелестный уголок создала королева Мария Медичи, достраивая и обустраивая свой дворец в течение 15 лет. К сожалению, когда работы были окончательно завершены, Медичи пришлось покинуть свою любимую обитель после т.н. "дня одураченных". Тягаться с кардиналом Ришелье ей оказалось не под силу.
Королева выкупила имение для постройки дворца у герцога Люксембургского. Дворец построен в стили итальянского ренессанса - королева скучала по родной Италии. Здесь принимались политические решения Франции и свершился момент истины "дня одураченных".
Клод Ле Пти писал о великолепии дворца и печальной судьбе королевы: "Когда я восхищаюсь Этим великолепным зданием, Рядом с которым Лувр кажется конурой, Я спрашиваю: как же оказалось возможным, Что та, что построила такую роскошь, Умерла в Кельне от голода?"
По легенде, тень Марии Медичи бродит по аллеям любимого сада. Ночью в комнатах Люксембургского дворца можно услышать королевскую поступь и звон ключей, которыми Мария Медичи запирает двери...
Мария Медичи стала второй женой короля Генриха IV. Король добился развода с королевой Марго, с которой давно жил отдельно - у каждого из них была своя личная жизнь, а вот наследника у французского престола не было.
У Марии и Генриха родился сын Людовик (будущий Людовик XIII). Характер семьи Медичи королева проявила сразу, даже король начал побаиваться своей властной молодой жены.
Генрих IV отправляется на войну и назначает Марию регентом при их сыне. Говорили, что она сыграла свою роль и в убийстве мужа, который был убит религиозным фанатиком Равальяком. Есть предположение, что он был нанят шпионами супруги.
Когда сын достиг совершеннолетия, расставаться с властью королева не пожелала. Она брала пример со своей родственницы Екатерины Медичи, которая в свое время держала в страхе всю Францию, оставаясь фактической правительницей при взрослых сыновьях.
Однако политические противники Марии Медичи оказались сильнее, они сумели оказать влияние на безвольного Людовика XIII.
Поначалу против королевы сыграл герцог де Люинем, первым делом избавившийся от фаворита королевы Кончино Кончини. Фаворит был мужем придворной дамы - Леоноры, пользовавшейся ситуацией в своих интересах.
Без мнения Леоноры не принималось ни одно политическое решение королевы. Говорили, что итальянская ведьма приворожила королеву к своему мужу, чтобы управлять ею как марионеткой.
Кардинал Ришелье с уважением отзывался о Леоноре. Провал Леоноры и ее супруга он объяснял их разладом. Достигнув политических высот, Леонора и Кончино не смогли сохранить былое единство, между ними начался разлад, который их и сгубил.
Сыграли свою роль и сплетни, будто Кончини подыскивает себе новую соратницу вместо Леоноры. Супруги расстались со скандалами и проклятьями, чем и успел воспользоваться их противник Люинем.
В своих мемуарах Ришелье сожалеет, что политическая карьера Леоноры закончилась столь печально, и во многом винит ее непутевого супруга: "Она держалась на вершине славы с такой простотой, что не заботилась о том, будут ли считать основным действующим лицом ее или ее супруга.
При этом именно она была главной причиной и основой их удачного продвижении вверх, и потому, что именно ее любила королева, и потому, что пламя честолюбия ее супруга заставляло его поступать столь рьяно и неосторожно по отношению к королеве, что порой маршалу не хватало необходимой ловкости, дабы достичь чего-то желаемого. Она же легко доводила дело до конца...
Величие королевы, желавшей, чтобы роль ее ставленников в государственных делах была соотносима с ее собственным могуществом, а может быть, и злая судьба, устилавшая розами их путь, ведущий к падению, привели к тому, что их желания были полностью удовлетворены, и они получили все, о чем могли мечтать, - богатство, титулы, должности.
Однако росло недовольство ими: принцы, вельможи, министры, народ ненавидели их и завидовали им. Первой лишилась былой смелости и стала подумывать о возвращении в Италию Леонора; ее супруг не желал этого. Разногласия и домашние ссоры с супругом, чьи устремления были противоположны ее собственным и пожеланиям окружающих, так подействовали на нее, что она лишилась здоровья...
Известие, что супруг решил отделаться от нее и уже подумывает о новой женитьбе на мадемуазель де Вандомм, добила ее окончательно. ...Оба они воспылали такой ненавистью по отношению друг к другу, что общались не иначе как взаимными проклятиями - скрытый знак несчастья, которое должно было свалиться на их головы.
Они были бы счастливы, если бы прожили в согласии и любви, если бы супруг благосклонно внимал советам жены, внушающей ему, что он поднял слишком большой парус для их маленького суденышка, и был бы способен спуститься с небес, куда взлетел из самых низов. Однако Господь... пожелал, чтобы эти тщания стали причиной того, что их общее благо оказалось разрушено, а жизнь обоих оборвалась...".
По приказу Люинема Кончини был застрелен, когда прибыл в Лувр. Тело фаворита разрубили на куски и подожгли у статуи Генриха IV. Леонора была казнена по обвинению в колдовстве.
Казнь Леоноры состоялась на печально известной Гревской площади 9 июля 1617 г. Ришелье писал: "Весь Париж сбежался на давно не виданное зрелище, и не только улицы были наводнены народом, но любопытными были унизаны кровли домов и колокольни церквей.
Ходила молва, что осужденная выслушала свой приговор с удивительным мужеством, не унизив себя ни мольбами о пощаде, ни проклятьями на судей и главного виновника своей гибели - де Люиня.
Эту твердость большинство приписывало помощи бесовской; многие жалели, что колдунью не пытали при допросах; иные опасались, чтобы она с помощью чар не обратилась перед казнью в ворону или сову и не улетела от достойного наказания.
...Леонору везли на позорной телеге, одетую в длинный холщовый балахон, с восковою свечою в руках. Несчастная была бледна, глаза ее горели лихорадочным огнем, но лицо было почти спокойно, и на нем даже появлялась порой презрительная усмешка...
В течение семилетнего владычества она убедилась многократным опытом, что любовь народная изменчива и непостоянна, как осенняя погода. Было время, этот самый народ приветствовал маршала и жену его восторженными криками, выражал им свою благодарность, тешась праздниками, которые они давали народу...
В глазах толпы прав и достоин похвалы всегда тот, кто взял верх, хотя бы соперником его был сам праведник. Смерть маршала и жены его могла служить примером временщикам будущим...
Но кто из них обратил внимание на этот пример? Да и сами Кончини, муж и жена, думали ли когда об измене счастия?
Твердой поступью Леонора взошла на эшафот, склонила голову на плаху... Топор сверкнул, и голова флорентийки рухнула на помост. Подхваченное железными крючьями, тело ее было брошено на костер... Народ рукоплескал...".
Мария Медичи, опасаясь расправы толпы, бежала за границу. К счастью для королевы, ее политический противник вскоре умер, она помирилась с сыном, вернулась во Францию и занялась обустройством своего нового Люксембургского дворца и сада.
Современники королевы восхищались дворцом: "Из всех приметных больших зданий Парижа и даже всего королевства нет ничего прекраснее этого великолепного дворца...
Во всей Италии и даже в Европе немного найдется более гармоничных и благородно украшенных зданий, чем это. Мария Медичи ничего не пожалела, чтобы оставить будущим поколениям памятник, достойный величия и щедрости ее рода".
Роспись дворца Мария Медичи заказала популярному в те времена Питеру Паулю Рубенсу. Королева пожелала, чтобы дворец украшали полотна, повествующие о ее биографии.
Чрезмерная вычурность и помпезность королевского заказа поразила даже самого Рубенса, хотя его творчество аскетизмом никогда не отличалась. Разумеется, художник давно уяснил правило "заказчик всегда прав" и исполнил пожелания королевы.
Однако королева оказалась прижимиста и не заплатила художнику обещанный гонорар. "Когда я думаю о путешествиях в Париж и потраченном там времени, за которое я не получил никакого особого вознаграждения, я нахожу, что мои труды для королевы- матери - весьма невыгодное предприятие", - писал Рубенс.
Мария Медичи назначила министром своего приближенного - кардинала Ришелье. Вскоре она заметила политическое влияние, которое кардинал оказывает на короля. Желая контролировать каждый шаг сына и Ришелье, она предоставила кардиналу малый Люксембургский дворец неподалеку своего дворца.
Вскоре деяния Ришелье всерьез обеспокоили королеву. Ее гнев вызвала внешняя политика кардинала: он решил заключить политический альянс с немецкими протестантами.
Для добрых католиков это считалось оскорбительным. Медичи попыталась избавиться от своего былого ставленника, но кардинал оказался непростым политическим противником, с которым следовало дружить.
11 ноября 1630 г. наступил т.н. "день одураченных", когда Медичи решила избавиться от Ришелье. Королева пригласила сына Людовика XIII в Люксембургский дворец для серьезного разговора. Ришелье попытался войти во дворец вслед за королем, но его не впустили.
Тогда кардинал проник в Люксембургский дворец через часовню; зная дорогу, он легко нашел зал, где беседовала королева-мать с сыном. К счастью для Ришелье, потайная дверь, которая отделяла часовню и дворцовый коридор, оказалась не заперта. "Если бы я не забыла запереть задвижку, кардинал бы погиб", - сокрушалась потом королева.
Нарушив все придворные правила, Ришелье вошел без доклада. "Ваши Величества говорили обо мне?" - спросил он. Королева была в ярости, она обрушила на кардинала поток итальянских ругательств, которые совсем не соответствовали этикету и королевской чести.
Кардинал опустился перед ней на колено и поцеловал край платья, но королева оставалась непреклонна. Выразив свое бурное негодование, Медичи гордо удалилась, заявив, что ноги ее не будет там, где находится Ришелье.
В Люксембургском дворце началось празднование свержения кардинала, который уже собирался бежать из Парижа. Внезапно к Ришелье прибыл гонец, который велел ему немедленно явиться к королю.
Кардинал послушно туда отправился, ожидая неутешительного приказа, однако вместо гнева его ждала королевская милость.
"Я делал все возможное по отношению к моей матери, чтобы утихомирить ее, но поскольку я ничего не смог от нее добиться, я заявил ей, как и всем другим, что желаю поддерживать кардинала вопреки всему, ибо его и мои несчастья происходят из-за испанцев", - сказал Людовик XIII. Людовик назвал Ришелье "самым законопослушным и преданным слугой в мире".
Враги Ришелье, уверенные в своей победе, оказались в темницах, а Мария Медичи покинула Францию. "Воистину то был день дуралеев!" - шутил придворный поэт Ботрю. События "Дня дуралеев" описаны в пьесе Э.Д. Бульвер-Литтона "Ришелье или Заговор" (1839).
Мария Медичи скончалась в Кельне в возрасте 67 лет, проведя в изгнании 12 лет. Кардинал отслужил заупокойную мессу в память о своей былой благодетельнице, оплатил ее долги. По завещанию Марии Медичи Ришелье получил ее попугая.
Свой любимый дворец королева еще при жизни решила завещать тому из детей, кто ее больше всех любил. Наследником стал принц Гастон Орлеанский.
Королева выкупила имение для постройки дворца у герцога Люксембургского. Дворец построен в стили итальянского ренессанса - королева скучала по родной Италии. Здесь принимались политические решения Франции и свершился момент истины "дня одураченных".
Клод Ле Пти писал о великолепии дворца и печальной судьбе королевы: "Когда я восхищаюсь Этим великолепным зданием, Рядом с которым Лувр кажется конурой, Я спрашиваю: как же оказалось возможным, Что та, что построила такую роскошь, Умерла в Кельне от голода?"
По легенде, тень Марии Медичи бродит по аллеям любимого сада. Ночью в комнатах Люксембургского дворца можно услышать королевскую поступь и звон ключей, которыми Мария Медичи запирает двери...
Мария Медичи стала второй женой короля Генриха IV. Король добился развода с королевой Марго, с которой давно жил отдельно - у каждого из них была своя личная жизнь, а вот наследника у французского престола не было.
У Марии и Генриха родился сын Людовик (будущий Людовик XIII). Характер семьи Медичи королева проявила сразу, даже король начал побаиваться своей властной молодой жены.
Генрих IV отправляется на войну и назначает Марию регентом при их сыне. Говорили, что она сыграла свою роль и в убийстве мужа, который был убит религиозным фанатиком Равальяком. Есть предположение, что он был нанят шпионами супруги.
Когда сын достиг совершеннолетия, расставаться с властью королева не пожелала. Она брала пример со своей родственницы Екатерины Медичи, которая в свое время держала в страхе всю Францию, оставаясь фактической правительницей при взрослых сыновьях.
Однако политические противники Марии Медичи оказались сильнее, они сумели оказать влияние на безвольного Людовика XIII.
Поначалу против королевы сыграл герцог де Люинем, первым делом избавившийся от фаворита королевы Кончино Кончини. Фаворит был мужем придворной дамы - Леоноры, пользовавшейся ситуацией в своих интересах.
Без мнения Леоноры не принималось ни одно политическое решение королевы. Говорили, что итальянская ведьма приворожила королеву к своему мужу, чтобы управлять ею как марионеткой.
Кардинал Ришелье с уважением отзывался о Леоноре. Провал Леоноры и ее супруга он объяснял их разладом. Достигнув политических высот, Леонора и Кончино не смогли сохранить былое единство, между ними начался разлад, который их и сгубил.
Сыграли свою роль и сплетни, будто Кончини подыскивает себе новую соратницу вместо Леоноры. Супруги расстались со скандалами и проклятьями, чем и успел воспользоваться их противник Люинем.
В своих мемуарах Ришелье сожалеет, что политическая карьера Леоноры закончилась столь печально, и во многом винит ее непутевого супруга: "Она держалась на вершине славы с такой простотой, что не заботилась о том, будут ли считать основным действующим лицом ее или ее супруга.
При этом именно она была главной причиной и основой их удачного продвижении вверх, и потому, что именно ее любила королева, и потому, что пламя честолюбия ее супруга заставляло его поступать столь рьяно и неосторожно по отношению к королеве, что порой маршалу не хватало необходимой ловкости, дабы достичь чего-то желаемого. Она же легко доводила дело до конца...
Величие королевы, желавшей, чтобы роль ее ставленников в государственных делах была соотносима с ее собственным могуществом, а может быть, и злая судьба, устилавшая розами их путь, ведущий к падению, привели к тому, что их желания были полностью удовлетворены, и они получили все, о чем могли мечтать, - богатство, титулы, должности.
Однако росло недовольство ими: принцы, вельможи, министры, народ ненавидели их и завидовали им. Первой лишилась былой смелости и стала подумывать о возвращении в Италию Леонора; ее супруг не желал этого. Разногласия и домашние ссоры с супругом, чьи устремления были противоположны ее собственным и пожеланиям окружающих, так подействовали на нее, что она лишилась здоровья...
Известие, что супруг решил отделаться от нее и уже подумывает о новой женитьбе на мадемуазель де Вандомм, добила ее окончательно. ...Оба они воспылали такой ненавистью по отношению друг к другу, что общались не иначе как взаимными проклятиями - скрытый знак несчастья, которое должно было свалиться на их головы.
Они были бы счастливы, если бы прожили в согласии и любви, если бы супруг благосклонно внимал советам жены, внушающей ему, что он поднял слишком большой парус для их маленького суденышка, и был бы способен спуститься с небес, куда взлетел из самых низов. Однако Господь... пожелал, чтобы эти тщания стали причиной того, что их общее благо оказалось разрушено, а жизнь обоих оборвалась...".
По приказу Люинема Кончини был застрелен, когда прибыл в Лувр. Тело фаворита разрубили на куски и подожгли у статуи Генриха IV. Леонора была казнена по обвинению в колдовстве.
Казнь Леоноры состоялась на печально известной Гревской площади 9 июля 1617 г. Ришелье писал: "Весь Париж сбежался на давно не виданное зрелище, и не только улицы были наводнены народом, но любопытными были унизаны кровли домов и колокольни церквей.
Ходила молва, что осужденная выслушала свой приговор с удивительным мужеством, не унизив себя ни мольбами о пощаде, ни проклятьями на судей и главного виновника своей гибели - де Люиня.
Эту твердость большинство приписывало помощи бесовской; многие жалели, что колдунью не пытали при допросах; иные опасались, чтобы она с помощью чар не обратилась перед казнью в ворону или сову и не улетела от достойного наказания.
...Леонору везли на позорной телеге, одетую в длинный холщовый балахон, с восковою свечою в руках. Несчастная была бледна, глаза ее горели лихорадочным огнем, но лицо было почти спокойно, и на нем даже появлялась порой презрительная усмешка...
В течение семилетнего владычества она убедилась многократным опытом, что любовь народная изменчива и непостоянна, как осенняя погода. Было время, этот самый народ приветствовал маршала и жену его восторженными криками, выражал им свою благодарность, тешась праздниками, которые они давали народу...
В глазах толпы прав и достоин похвалы всегда тот, кто взял верх, хотя бы соперником его был сам праведник. Смерть маршала и жены его могла служить примером временщикам будущим...
Но кто из них обратил внимание на этот пример? Да и сами Кончини, муж и жена, думали ли когда об измене счастия?
Твердой поступью Леонора взошла на эшафот, склонила голову на плаху... Топор сверкнул, и голова флорентийки рухнула на помост. Подхваченное железными крючьями, тело ее было брошено на костер... Народ рукоплескал...".
Мария Медичи, опасаясь расправы толпы, бежала за границу. К счастью для королевы, ее политический противник вскоре умер, она помирилась с сыном, вернулась во Францию и занялась обустройством своего нового Люксембургского дворца и сада.
Современники королевы восхищались дворцом: "Из всех приметных больших зданий Парижа и даже всего королевства нет ничего прекраснее этого великолепного дворца...
Во всей Италии и даже в Европе немного найдется более гармоничных и благородно украшенных зданий, чем это. Мария Медичи ничего не пожалела, чтобы оставить будущим поколениям памятник, достойный величия и щедрости ее рода".
Роспись дворца Мария Медичи заказала популярному в те времена Питеру Паулю Рубенсу. Королева пожелала, чтобы дворец украшали полотна, повествующие о ее биографии.
Чрезмерная вычурность и помпезность королевского заказа поразила даже самого Рубенса, хотя его творчество аскетизмом никогда не отличалась. Разумеется, художник давно уяснил правило "заказчик всегда прав" и исполнил пожелания королевы.
Однако королева оказалась прижимиста и не заплатила художнику обещанный гонорар. "Когда я думаю о путешествиях в Париж и потраченном там времени, за которое я не получил никакого особого вознаграждения, я нахожу, что мои труды для королевы- матери - весьма невыгодное предприятие", - писал Рубенс.
Мария Медичи назначила министром своего приближенного - кардинала Ришелье. Вскоре она заметила политическое влияние, которое кардинал оказывает на короля. Желая контролировать каждый шаг сына и Ришелье, она предоставила кардиналу малый Люксембургский дворец неподалеку своего дворца.
Вскоре деяния Ришелье всерьез обеспокоили королеву. Ее гнев вызвала внешняя политика кардинала: он решил заключить политический альянс с немецкими протестантами.
Для добрых католиков это считалось оскорбительным. Медичи попыталась избавиться от своего былого ставленника, но кардинал оказался непростым политическим противником, с которым следовало дружить.
11 ноября 1630 г. наступил т.н. "день одураченных", когда Медичи решила избавиться от Ришелье. Королева пригласила сына Людовика XIII в Люксембургский дворец для серьезного разговора. Ришелье попытался войти во дворец вслед за королем, но его не впустили.
Тогда кардинал проник в Люксембургский дворец через часовню; зная дорогу, он легко нашел зал, где беседовала королева-мать с сыном. К счастью для Ришелье, потайная дверь, которая отделяла часовню и дворцовый коридор, оказалась не заперта. "Если бы я не забыла запереть задвижку, кардинал бы погиб", - сокрушалась потом королева.
Нарушив все придворные правила, Ришелье вошел без доклада. "Ваши Величества говорили обо мне?" - спросил он. Королева была в ярости, она обрушила на кардинала поток итальянских ругательств, которые совсем не соответствовали этикету и королевской чести.
Кардинал опустился перед ней на колено и поцеловал край платья, но королева оставалась непреклонна. Выразив свое бурное негодование, Медичи гордо удалилась, заявив, что ноги ее не будет там, где находится Ришелье.
В Люксембургском дворце началось празднование свержения кардинала, который уже собирался бежать из Парижа. Внезапно к Ришелье прибыл гонец, который велел ему немедленно явиться к королю.
Кардинал послушно туда отправился, ожидая неутешительного приказа, однако вместо гнева его ждала королевская милость.
"Я делал все возможное по отношению к моей матери, чтобы утихомирить ее, но поскольку я ничего не смог от нее добиться, я заявил ей, как и всем другим, что желаю поддерживать кардинала вопреки всему, ибо его и мои несчастья происходят из-за испанцев", - сказал Людовик XIII. Людовик назвал Ришелье "самым законопослушным и преданным слугой в мире".
Враги Ришелье, уверенные в своей победе, оказались в темницах, а Мария Медичи покинула Францию. "Воистину то был день дуралеев!" - шутил придворный поэт Ботрю. События "Дня дуралеев" описаны в пьесе Э.Д. Бульвер-Литтона "Ришелье или Заговор" (1839).
Мария Медичи скончалась в Кельне в возрасте 67 лет, проведя в изгнании 12 лет. Кардинал отслужил заупокойную мессу в память о своей былой благодетельнице, оплатил ее долги. По завещанию Марии Медичи Ришелье получил ее попугая.
Свой любимый дворец королева еще при жизни решила завещать тому из детей, кто ее больше всех любил. Наследником стал принц Гастон Орлеанский.