/ Новости сайта / Наука и Технологии / Физики пролили свет на теорию сверхпроводимости
17.09.2015

Физики пролили свет на теорию сверхпроводимости

Оценка: 0.0    1725 0 Наука и Технологии
Международной группе исследователей при участии Сергея Казакова, старшего научного сотрудника кафедры электрохимии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, удалось впервые продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов не является случайным, а показывает некое коррелированное поведение, которое взаимодействует с волной зарядовой плотности. Прежде считалось, что дефекты, связанные с внедрением кислорода, имеют случайный характер. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Объектом исследования в данной работе являлись ртутьсодержащие сверхпроводники, которые были открыты учеными МГУ еще в 1993 году. «В то время, когда я был студентом и аспирантом химического факультета МГУ, мои научные руководители Евгений Викторович Антипов и Сергей Николаевич Путилин занимались поиском новых сверхпроводящих соединений. В результате их усилия увенчались открытием нового класса ртутьсодержащих сверхпроводников с общей формулой HgBa2Can-1CunO2n+2+y, которые до сих пор обладает максимальными критическими температурами перехода в сверхпроводящее состояние при нормальном давлении. Прошло много лет, а эти сверхпроводники по-прежнему в центре внимания ученых», — рассказал Сергей Казаков.

Ранее считалось, что квантовый эффект сверхпроводимости может возникать лишь при абсолютном нуле — минимальном пределе температуры, которую может иметь физическое тело во Вселенной. По шкале Цельсия этому значению соответствует температура −273,15°C. Исследователи же доказали, что эффект проявляется и при температуре в −70°C, а это позволяет проводить эксперименты в Арктике.

По его мнению, само исследование, опубликованное в Nature, предлагает новый взгляд на сложность явления фазового разделения на наноуровне в высокотемпературных сверхпроводниках и может пролить свет на теорию высокотемпературной сверхпроводимости, которая до сих пор не установлена окончательно.

Имеется у теории и практическое применение: один из авторов статьи Антонио Бьянкони, работающий в Римском международном центре материаловедения, рассказал, что полученные результаты поспособствуют созданию сверхпроводника, работающего при комнатной температуре, что, в свою очередь, станет подспорьем для создания настоящего квантового компьютера.

Источник:  http://www.gazeta.ru/