Вход / Регистрация
13.11.2024, 03:57
Учёные создали компьютерную модель коллективного разума
Учёные из Питтсбурга рассказали, как работает коллективный разум и почему в человеческом обществе существуют такие вещи, как вирусный маркетинг и быстро исчезающие популярные бренды-однодневки. Об этом говорится в материале, опубликованном в журнале Science Advances.
«Представьте себе президентские праймариз — в них участвует большое количество кандидатов и выборщиков, целая толпа. Кандидат-лидер, к примеру, Дональд Трамп, получает больше освещения в СМИ и внимания к себе, что может заставить людей думать о том, чтобы проголосовать за него исключительно из-за громкого имени. Но в конечном итоге усиленное внимание прессы и людей к его персоне может раскрыть и тёмные стороны, что снизит рейтинги Трампа», — приводит слова Дэвида Хагманна из университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге РИА Новости.
То же самое можно сказать и о мобильных устройствах, которые способны быстро захватить умы сотен тысяч людей, несмотря на то, что в них нет ничего революционного. По словам Хагманна, он и его коллеги нашли математическое объяснение феноменам, связанным с принятием коллективных решений.
Для разработки математической модели учёные обратили внимание на двух представителей животного мира — пчёл и бактерий. И те, и другие живут в очень больших коллективах и при этом способны принимать достаточно сложные решения, используя сигналы, которые поступают к небольшому числу членов группы из окружающей среды.
Используя те же самые принципы, группе Хагманна удалось создать компьютерный алгоритм. В нём есть набор из некоторого количества виртуальных персон, обладающих доступом к ограниченному объёму информации. Каждый такой «человек» может принять решение по выполнению одного из нескольких предварительно заданных действий, и его намерение сразу же становится известным окружающим. Они, в свою очередь, могут последовать его примеру или выдвинуть альтернативу.
Когда один из вариантов достигает некой отметки популярности, толпа принимает коллективное решение, руководствуясь мнением нескольких «групп интересов». Как обнаружили учёные, качество этого решения будет напрямую зависеть от минимальных размеров группы интересов — чем она больше, тем более продуманными будут действия толпы.
При этом неоднозначно воспринимаемые действия — даже если они были очень популярными среди части виртуальной «толпы» — крайне редко выходили вперёд в этом голосовании. Исследователи связывают это с тем, что настоящие «авторы» стратегии выработки решений — насекомые и бактерии — не склонны к риску, так как поспешная постройка улья или колонии в неудачно выбранном месте обычно заканчивается смертью всей популяции.
Нечто похожее, как считают Хагманн и его коллеги, происходит в центре принятия решений в человеческом мозге, где сотни и тысячи отдельных нервных клеток пытаются найти оптимальный вариант дальнейших действий.
«Наш мозг работает таким образом, что решение принимается только тогда, когда определённое число нейронов становится активным в центре принятия решений. Существующие сегодня теории, объясняющие механику этого процесса, не учитывают влияния положительных обратных связей на него. Это следует исправить», — заключает другой автор статьи, Рассел Гольман.
«Представьте себе президентские праймариз — в них участвует большое количество кандидатов и выборщиков, целая толпа. Кандидат-лидер, к примеру, Дональд Трамп, получает больше освещения в СМИ и внимания к себе, что может заставить людей думать о том, чтобы проголосовать за него исключительно из-за громкого имени. Но в конечном итоге усиленное внимание прессы и людей к его персоне может раскрыть и тёмные стороны, что снизит рейтинги Трампа», — приводит слова Дэвида Хагманна из университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге РИА Новости.
То же самое можно сказать и о мобильных устройствах, которые способны быстро захватить умы сотен тысяч людей, несмотря на то, что в них нет ничего революционного. По словам Хагманна, он и его коллеги нашли математическое объяснение феноменам, связанным с принятием коллективных решений.
Для разработки математической модели учёные обратили внимание на двух представителей животного мира — пчёл и бактерий. И те, и другие живут в очень больших коллективах и при этом способны принимать достаточно сложные решения, используя сигналы, которые поступают к небольшому числу членов группы из окружающей среды.
Используя те же самые принципы, группе Хагманна удалось создать компьютерный алгоритм. В нём есть набор из некоторого количества виртуальных персон, обладающих доступом к ограниченному объёму информации. Каждый такой «человек» может принять решение по выполнению одного из нескольких предварительно заданных действий, и его намерение сразу же становится известным окружающим. Они, в свою очередь, могут последовать его примеру или выдвинуть альтернативу.
Когда один из вариантов достигает некой отметки популярности, толпа принимает коллективное решение, руководствуясь мнением нескольких «групп интересов». Как обнаружили учёные, качество этого решения будет напрямую зависеть от минимальных размеров группы интересов — чем она больше, тем более продуманными будут действия толпы.
При этом неоднозначно воспринимаемые действия — даже если они были очень популярными среди части виртуальной «толпы» — крайне редко выходили вперёд в этом голосовании. Исследователи связывают это с тем, что настоящие «авторы» стратегии выработки решений — насекомые и бактерии — не склонны к риску, так как поспешная постройка улья или колонии в неудачно выбранном месте обычно заканчивается смертью всей популяции.
Нечто похожее, как считают Хагманн и его коллеги, происходит в центре принятия решений в человеческом мозге, где сотни и тысячи отдельных нервных клеток пытаются найти оптимальный вариант дальнейших действий.
«Наш мозг работает таким образом, что решение принимается только тогда, когда определённое число нейронов становится активным в центре принятия решений. Существующие сегодня теории, объясняющие механику этого процесса, не учитывают влияния положительных обратных связей на него. Это следует исправить», — заключает другой автор статьи, Рассел Гольман.