Вход / Регистрация
22.12.2024, 06:31
Найден новый фрагмент шумерского эпоса о Гильгамеше
Фрагмент был идентифицирован еще в 2011 году иракским ассириологом Фаруком Аль-Рави и расшифрован им в сотрудничестве с британским исследователем Эндрю Джорджем. Но осознание важности находки пришло лишь сейчас.
Сообщается, что глиняная табличка, содержащая неизвестный ранее текст, была добыта в ходе нелегальных археологических раскопок, а затем продана перекупщиками Сулейманийскому музею (Ирак). О находке рассказывает портал Смитсоновского института.
Эпос о Гильгамеше является одним из наиболее известных памятников месопотамской традиции. Он представляет собой цикл сказаний о становлении и подвигах героя, царя древнего города Урука, его странствиях в поисках цветка, дарующего бессмертие, приключениях и потерях на этом пути. Сюжет эпоса, бесспорно долгое время существовавший в устном виде, был записан клинописью на нескольких глиняных табличках на аккадском языке (мертвый язык, родственный современному еврейскому). Имеется несколько письменных вариантов этого сюжета, но ни один из них не является полным.
Обнаруженный фрагмент текста относится к путешествию героя и его друга Энкиду в кедровый лес, их поединку с чудовищем Хумбабой и победе над ним. Он добавляет много любопытных подробностей, неизвестных ранее. В частности, выясняется, что Энкиду был ранее знаком с Хумбабой и даже дружил с ним в детстве. Их безрассудный поступок вызывает гнев космических сил и бога Энлиля (один из трех верховных богов в мифологии Шумера). После убийства Хумбабы Энкиду печально замечает: «Мы привели лес к упадку». Подобные «экологические» мотивы древнего эпоса очень близки современному читателю.
Фрагмент также демонстрирует сдвиг, который происходит в трактовке характера Хумбабы: с одной стороны, он — лесное чудовище, пожирающее людей, а с другой — верный слуга бога Энлиля и хранитель леса.
Герои также убивают свидетелей своего преступления, семерых сыновей Хумбабы. Семь сыновей — это довольно распространенный мотив мирового повествовательного фольклора. Ближайшей параллелью является мотив о семи сыновьях Энмешарры — шумерского хтонического божества, управляющего магическими силами, на которых держится мир. Буквально за несколько строк клинописного текста Хумбаба из невинной жертвы вновь становится чудовищем, заслуживающим смерти.
Наконец, новый фрагмент ценен своими описаниями природы. Здесь мы находим удивительные по красоте и поэтичности описания кедрового леса: исполинские деревья образовали густую, непроходимую чащу, с них капает благоухающая смола, словно дождь. Лес наполнен гомоном птиц, насекомых и обезьян, который сказитель сравнил с дивной музыкой, ежеминутно услаждающей слух Хумбабы.
Сообщается, что глиняная табличка, содержащая неизвестный ранее текст, была добыта в ходе нелегальных археологических раскопок, а затем продана перекупщиками Сулейманийскому музею (Ирак). О находке рассказывает портал Смитсоновского института.
Эпос о Гильгамеше является одним из наиболее известных памятников месопотамской традиции. Он представляет собой цикл сказаний о становлении и подвигах героя, царя древнего города Урука, его странствиях в поисках цветка, дарующего бессмертие, приключениях и потерях на этом пути. Сюжет эпоса, бесспорно долгое время существовавший в устном виде, был записан клинописью на нескольких глиняных табличках на аккадском языке (мертвый язык, родственный современному еврейскому). Имеется несколько письменных вариантов этого сюжета, но ни один из них не является полным.
Обнаруженный фрагмент текста относится к путешествию героя и его друга Энкиду в кедровый лес, их поединку с чудовищем Хумбабой и победе над ним. Он добавляет много любопытных подробностей, неизвестных ранее. В частности, выясняется, что Энкиду был ранее знаком с Хумбабой и даже дружил с ним в детстве. Их безрассудный поступок вызывает гнев космических сил и бога Энлиля (один из трех верховных богов в мифологии Шумера). После убийства Хумбабы Энкиду печально замечает: «Мы привели лес к упадку». Подобные «экологические» мотивы древнего эпоса очень близки современному читателю.
Фрагмент также демонстрирует сдвиг, который происходит в трактовке характера Хумбабы: с одной стороны, он — лесное чудовище, пожирающее людей, а с другой — верный слуга бога Энлиля и хранитель леса.
Герои также убивают свидетелей своего преступления, семерых сыновей Хумбабы. Семь сыновей — это довольно распространенный мотив мирового повествовательного фольклора. Ближайшей параллелью является мотив о семи сыновьях Энмешарры — шумерского хтонического божества, управляющего магическими силами, на которых держится мир. Буквально за несколько строк клинописного текста Хумбаба из невинной жертвы вновь становится чудовищем, заслуживающим смерти.
Наконец, новый фрагмент ценен своими описаниями природы. Здесь мы находим удивительные по красоте и поэтичности описания кедрового леса: исполинские деревья образовали густую, непроходимую чащу, с них капает благоухающая смола, словно дождь. Лес наполнен гомоном птиц, насекомых и обезьян, который сказитель сравнил с дивной музыкой, ежеминутно услаждающей слух Хумбабы.
 
Комментарии 1
0
andreygolovan
10.10.2015 12:36
[Материал]
Найденный фрагмент шумерского текста обнаруживает интерес шумеров к бразильским сериалам.
|