Вход / Регистрация
21.11.2024, 22:01
Был ли апокалипсис на Байкале в эпоху неолита?
Был
ли апокалипсис на Байкале в эпоху неолита? Если был, то какой?
Канадский археолог Анджей Вебер утверждает, что за полторы тысячи лет
возле Байкала не предали земле ни одно тело. А раз не было мертвых, то
не было и живых.
"5500 лет назад здесь случилась какая–то катастрофа! Апокалипсис!" – утверждает Вебер. Иркутский археолог, специалист по неолиту Николай Савельев с этим не согласен: просто древние люди стали хоронить своих покойников иначе. Видимо, произошло переселение народов, пришли другие племена с иной культурой и стали хоронить мертвых каким–то новым способом: оставлять на съедение диким зверям, пускать по реке в лодке, помещать покойников в лабазах на деревьях. Могил почти полторы тысячи лет действительно не было. А стоянок – полно. Очаги кто–то разжигал, кто–то охотился на косуль и оленей, бил нерпу и ловил красную рыбу!
Канадец верит в апокалипсис
Итальянская газета La Stampa опубликовала статью журналиста Габриэле Беккариа об апокалипсисе на Байкале. Интервью газете дал Анджей Вебер – канадский археолог, который уже десять лет ведет раскопки совместно с нашими археологами по программе Baikal Archeological Project. По словам Вебера, катастрофа, имевшая место в Сибири 5500 лет назад, унесла с собой жизни целого народа охотников и рыболовов.
В интервью итальянской газете Анджей Вебер утверждал, что многочисленный народ охотников–кочевников, проживавший в то время на берегу озера Байкал, неожиданно исчез, вероятно, по причине резкого изменения климата.
"Мы пытаемся понять, какие резкие климатические изменения произошли приблизительно 5500 лет до Рождества Христова: они кажутся очень похожими на те, которые мы наблюдаем сегодня", – сказал Анджей Вебер, археолог, изучающий неолит. Он предположил, что охотники–кочевники могли стать жертвой внезапного повышения температуры наподобие парникового эффекта, в результате которого высохли равнины, резко сократилось поголовье тюленей и оленей, упал уровень воды в озере Байкал. Невинные жертвы: у них, похоже, не было времени, чтобы разрушить окружающую среду, как у индейцев майя с Юкотана или у полинезийцев с Рапа–Нуи (остров Пасхи), и потому их внезапная гибель становится еще более пророческой для нас, безнаказанно выбрасывающих в атмосферу углекислый газ.
Иркутские учёные — против
– Заявление Вебера сродни вашим журналистским технологиям: важно сказать! Важно придумать сенсацию! А потом пусть разбираются: было это или не было. Я 40 лет в экспедициях, занимаюсь эпохой неолита и ни разу не видел намеков на вселенскую катастрофу, – рассказал нам Николай Александрович Савельев, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археологии, палеоэкологии и эволюции человека при кафедре истории ИГУ. – Никто никуда внезапно не исчезал. И даже если была какая–то климатическая катастрофа, она не могла убить всех древних людей. Люди – это такие существа, что их трудно истребить всех до одного. Кто–нибудь где–нибудь все равно останется. С тем, что были отдельные изменения климата, я согласен, с тем, что один древний народ сменил другой, – тоже. Но в эпоху неолита на Байкале не было периода в полторы тысячи лет, когда бы здесь не обитали люди. Люди здесь живут постоянно более десяти тысяч лет!
И Анджей Вебер, и Николай Савельев с целой бригадой иркутских археологов уже с 1994 года ведут раскопки в районе Бугульдейки на Байкале. Только вот выводы у русских и у американских археологов получаются разные.
На чем основал свои выводы Анджей Вебер? Во–первых, на отсутствии захоронений. Примерно полторы тысячи лет – таков период, в котором на Байкале совсем нет человеческих скелетов под толщей земли. Нет могил – нет мертвых. "А раз нет мертвых – не было и живых", – считает Анджей Вебер.
С этим категорически не согласен Николай Савельев:
– Просто ритуалы сменились! Изменилась сама культура захоронений! Ведь кроме захоронений мы же еще и стоянки раскапываем, а там нет перерывов в обитании.
Во–вторых, Вебер основывает свои догадки на том, что сначала древние люди ели одну рыбу. Это показали биохимические анализы. А через полторы тысячи лет появились другие племена, которые могли есть и рыбу, и мясо.
– Да, – говорит Николай Савельев, – было переселение народов. Но эпоха неолита в Прибайкалье не знала периодов безлюдья: одни племена уходили, и сразу им на смену приходили другие. Менялась культура, менялись религиозные воззрения. Но человек здесь жил постоянно!
Бугульдейская катастрофа?
По словам Николая Савельева, раскопки на Байкале в окрестностях Бугульдейки, вОльхонском районе, ведутся с 1994 года. Это странное место: напротив, на том берегу озера, Селенга впадает в Байкал. Геологи говорят, что на Байкале именно в этом месте идет разлом. Поэтому данный район трясет постоянно. Более того, некоторые иркутские геологи утверждают, что раньше вода стекала из Байкала не по Ангаре, как мы привыкли видеть, а по реке Бугульдейке и дальше – по Манзурке. Именно здесь был в древности сток из озера. А Ангара появилась где–то 25–30 тысяч лет назад, это сравнительно молодое геологическое образование. Поэтому существуют легенды о "беглянке Ангаре": видимо, этот сток изБайкала формировался на глазах у древнего человека, и он закрепил свои впечатления в мифах и легендах.
– Мы обнаруживаем в районе Бугульдейки огромные валуны на большой глубине, – говорит Николай Савельев. – Это значит, что здесь произошло когда–то мощное землетрясение. Но это была локальная катастрофа – бугульдейская. Землетрясение повлекло за собой сход рыхлых толщ. Причина того, что произошел снос такого количества валунов, – подземный толчок. Возможно, это землетрясение совпало по времени с таянием вечной мерзлоты: как тряхнуло, все, как на салазках, вниз скатилось!
В районе реки Белой в этот период отмечаются большие паводки, а на Байкале и Селенге – серия очень крупных паводков. Все это говорит о том, что вечная мерзлота начала таять и было это между V и III тысячелетиями до Рождества Христова.
И что они были за люди?
А что касается людей, которые жили в районе современной Бугульдейки, то тут надо разобраться: Байкал – вообще–то, не очень комфортное место для жизни человека. Аура у него не та, что ли. Ну не располагает наше озеро к постоянному местопребыванию! И сейчас мы можем наблюдать, что только некоторые берега Байкала являются обитаемыми. В основном люди приходят сюда только на лето. Зимой же стараются убраться в более теплые и комфортные условия. Так есть сейчас, и так было в древности.
– Существуют сезоны, в которые люди приходят к Байкалу, чтобы поохотиться и половить рыбу. То же самое было и в древности. У современных кочевых племен эвенков календарь разбит на сегменты: сезон, когда линяет утка, сезон, когда хариус идет на нерест, когда омуль идет на нерест, и так далее, –– рассказывает Николай Савельев.
На Байкале древнему человеку было не прожить. Ловить рыб–эндемиков без сетей на глубинах невозможно. А сорная рыба есть не везде: только на Малом море, в Чивыркуйском заливе, в устье Селенги. На стоянках мы находим кости нерпы. Но охота на нерпу возможна только весной, ни зимой, ни летом нерпу гарпуном или копьем не добудешь! Поэтому есть предположение: люди не жили постоянно в этих местах, они приходили сюда на пару месяцев половить рыбу или нерпу, а потом уходили в тайгу. В лесу легче прокормиться. Поэтому–то и нет в этих местах захоронений.
Охота на нерпу
Работа археолога сродни работе следователя: в истории ничего доказать, ничего проверить нельзя. Можно только делать догадки и строить предположения. Культура древних людей – это мертвая культура, уже нет ни их языка, ни их обычаев и понятий. Но можно сравнить культуру современных нам кочевых народов с культурой ископаемых – и здесь мы находим много общего.
Например, как эвенки охотятся на нерпу? Они берут саночки, в саночках делают внизу отверстие для ружья, делают из простыни щит и тихонько подкрадываются с заветренной стороны к тому месту, где лежит нерпа. Она не видит охотника, не чует его носом, не слышит. Но у древнего охотника не было ружья, он был вооружен всего лишь копьем. Значит, ему нужно было быть в сто раз сильнее и хитрее.
– Во время неолита у охотников уже были и луки, и самострелы, а это серьезное оружие, – рассказывает Николай Савельев. – Сохранились свидетельства, что индейцы из двухметрового лука с расстояния 300 м пронзали насквозь испанских конкистадоров, закованных в металлические латы. Но на Байкале охота на нерпу требовала не только хорошего оружия, но и умения. Ни зимой, ни летом нерпа к себе охотника не подпустит.
Древняя письменность?
Еще одно свидетельство того, что люди здесь жили всегда и во время неолита тоже, – древняя керамика. Это удивительные, ни с чем не сравнимые сосуды! Каждый керамический горшок – загадка для ученых–археологов! Во–первых, что на них изображено? Мы видим, что по краю каждого горшка идет точечный рисунок. В письменности древних народов точка могла обозначать след или день. Ниже идет ряд волнистых или изломанных геометрических линий, нанесенных стеком или отступной лопаточкой. Волнистая линия – это река. Вот пока и все, что мы знаем. Но на каждом горшке рисунок повторяется. А знаете, на каком расстоянии были сделаны эти горшки? От Читинской области до Красноярского края и Прибайкалья – повсеместно. Единой фабрики, а также транспорта (самолетов и пароходов) не было, чтобы доставить эти горшки к каждому очагу древнего человека. Так почему же рисунок один и тот же?
– Значит, это древняя письменность? Или религиозные представления о картине мира, передававшиеся из рода в род? Смотрите, у этого горшка круглое дно, – рассказывает Николай Савельев. – Его не поставишь на стол, но в нем можно в два раза быстрее вскипятить воду! Именно такие горшки мы встречаем на огромной территории: и в Саудовской Аравии, и в Палестине, и в Северной Турции, и у нас, в Прибайкалье. 3,5 млн лет человечество обходилось без горшка. И вдруг – произошла революция! Человек научился делать керамику. Причем это была первая технологическая линия: в глине есть примеси перышек, шерсти, даже помета благородного оленя. Чистая глина для горшка не годилась: она была слишком бедной. И древний человек додумался, как ее обогатить!
Горшок как паспорт
По словам иркутских археологов, керамика изготовлялась женскими руками. Более того, узор своего племени в новую семью (женщин брали из другого рода) приносила женщина. И счет рода шел по женской линии, был тогда в Прибайкалье настоящий матриархат. Мать рода можно было вычислить всегда, а вот отца – вряд ли. А по орнаменту на керамике и по украшениям узнавали, из какого рода–племени человек. Так что орнамент служил своеобразным паспортом или удостоверением личности.
Еще одна небезынтересная для господина Вебера подробность: на всем протяжении от Урала до Охотского моря в неолите проживало 30–40 тысяч человек. Причем как сейчас живут тунгусы и эвенки по 10–15 человек, так жили и тогда. Почему так? Да потому что эта земля не могла прокормить большое количество народа. Лимнологи говорят, что омуля в наше время в 3 раза больше, чем было в неолите. И потом, пойди попробуй его поймай на больших глубинах, если нет сети!
– Древние охотники перегораживали мелкие речушки, когда рыба шла на нерест, – говорит Николай Савельев. – А сетей в то время еще не было, поэтому рыбалка на рыб–эндемиков была неразвита. Что же находят на стоянках древнего человека? Конечно, в наиболее благоприятные времена – выложенные из камня розетки для горшков (кипятили воду, бульон, а мясо ели полусырым, вареной пищи не употребляли). Кости косули, благородного оленя, тарбагана, кабана и бобра. Кости нерпы. Ну и рыбьи кости, если стоянка была сделана в удобном для ловли рыбы месте. А женщины хранили очаг, лепили горшки, шили одежду, рожали детей. Даже чум и тот ставили женщины!
А почему нет могил?
Это самый интересный вопрос, который позволил Анджею Веберу сказать, что у нас полторы тысячи лет было безлюдье. Дело все в том, что самые древние могилы – китойские, названные так по названию реки Китоя, где были впервые обнаружены, – ярко характеризуют народ, который здесь жил в каменном веке.
– Очень импозантные могилы, – с удовольствием, с каким только может это рассказывать настоящий археолог, говорит Николай Савельев. – Когда открываешь такую могилу, весь костяк засыпан красной охрой. Такой красной, как моя пачка сигарет.
Есть еще другие захоронения – исаковские, названные по месту, где были впервые обнаружены, возле деревни Исаково. Там уже без охры хоронили. А вот между китойскими и исаковскими могильниками 1,5 тысячи лет в эпоху неолита был перерыв – нет могил! А стоянки есть!
– Это может говорить о том, что изменилась культура, о том, что произошло переселение народов, – говорит Николай Савельев. – А хоронить могли как? Вот в Монголии оставляют своих мертвецов в Черной долине на съедение шакалам: и чем скорее съедят труп звери, тем быстрее душа на небо попадет. Наши эвенки поднимают труп на дерево, в лабаз. Пока не сгниет дно, пока кости не растащат дикие звери, труп лежит между небом и землей. Викинги отправляли своих покойников по реке, и так могло быть. Ведь способов хоронить – масса. Надо только узнать, как хоронили древние люди...
Николай Савельев 40 лет занимается неолитом, и, по его словам, каждое новое открытие дополняет картину древнего мира. Возможно, следующее открытие расскажет нам о том, какими были эти захоронения: воздушными, речными, или покойников оставляли на съедение диким зверям. А парниковый эффект тут ни при чем.Был ли апокалипсис на Байкале в эпоху неолита? Если был, то какой? Канадский археолог Анджей Вебер утверждает, что за полторы тысячи лет возле Байкала не предали земле ни одно тело. А раз не было мертвых, то не было и живых. "5500 лет назад здесь случилась какая–то катастрофа! Апокалипсис!" – утверждает Вебер. Иркутский археолог, специалист по неолиту Николай Савельев с этим не согласен: просто древние люди стали хоронить своих покойников иначе. Видимо, произошло переселение народов, пришли другие племена с иной культурой и стали хоронить мертвых каким–то новым способом: оставлять на съедение диким зверям, пускать по реке в лодке, помещать покойников в лабазах на деревьях. Могил почти полторы тысячи лет действительно не было. А стоянок – полно. Очаги кто–то разжигал, кто–то охотился на косуль и оленей, бил нерпу и ловил красную рыбу!
Апокалипсиса не было!
О древнем климате Сибири рассказывает Кирилл Георгиевич Леви, заместитель директора по науке Института земной коры, доктор геолого–минералогических наук.
– Климатические изменения происходили на Земле постоянно. Резкие смены теплых периодов на холодные нередко приводили к массовому вымиранию живых организмов. Именно такие природные изменения можно считать глобальными, поскольку они сопровождались существенными перестройками во всех геосферах. В конце 1970–х годов академиком К.К.Марковым было высказано предположение, что глобальный климат определяется космическими причинами, а региональный – тектоническими. Существенные изменения на территории Восточной Сибири и Монголии начали проявляться в кайнозойскую эру в связи с ростом горных сооружений Алтая, Саян, Прибайкалья и Становика. Еще в миоцене (около 18 млн лет назад) на юге Сибири и в Монголии сохранялись условия, близкие к субтропическим, но с "ростом" гор ситуация существенно изменилась. На территорию Монголии перестал поступать влажный воздух с Атлантики, а азиатский антициклон, вероятно возникший на западе Монголии, и растущие горные цепи Приморья на востоке перекрыли поступление влажного воздуха со стороны Тихого океана. Произошло потепление климата Монголии и нарастание сухости. Не остались в стороне и события ледниковой эпохи. Все эти процессы привели к тому, что мы имеем в плане климата сегодня.
"5500 лет назад здесь случилась какая–то катастрофа! Апокалипсис!" – утверждает Вебер. Иркутский археолог, специалист по неолиту Николай Савельев с этим не согласен: просто древние люди стали хоронить своих покойников иначе. Видимо, произошло переселение народов, пришли другие племена с иной культурой и стали хоронить мертвых каким–то новым способом: оставлять на съедение диким зверям, пускать по реке в лодке, помещать покойников в лабазах на деревьях. Могил почти полторы тысячи лет действительно не было. А стоянок – полно. Очаги кто–то разжигал, кто–то охотился на косуль и оленей, бил нерпу и ловил красную рыбу!
Канадец верит в апокалипсис
Итальянская газета La Stampa опубликовала статью журналиста Габриэле Беккариа об апокалипсисе на Байкале. Интервью газете дал Анджей Вебер – канадский археолог, который уже десять лет ведет раскопки совместно с нашими археологами по программе Baikal Archeological Project. По словам Вебера, катастрофа, имевшая место в Сибири 5500 лет назад, унесла с собой жизни целого народа охотников и рыболовов.
В интервью итальянской газете Анджей Вебер утверждал, что многочисленный народ охотников–кочевников, проживавший в то время на берегу озера Байкал, неожиданно исчез, вероятно, по причине резкого изменения климата.
"Мы пытаемся понять, какие резкие климатические изменения произошли приблизительно 5500 лет до Рождества Христова: они кажутся очень похожими на те, которые мы наблюдаем сегодня", – сказал Анджей Вебер, археолог, изучающий неолит. Он предположил, что охотники–кочевники могли стать жертвой внезапного повышения температуры наподобие парникового эффекта, в результате которого высохли равнины, резко сократилось поголовье тюленей и оленей, упал уровень воды в озере Байкал. Невинные жертвы: у них, похоже, не было времени, чтобы разрушить окружающую среду, как у индейцев майя с Юкотана или у полинезийцев с Рапа–Нуи (остров Пасхи), и потому их внезапная гибель становится еще более пророческой для нас, безнаказанно выбрасывающих в атмосферу углекислый газ.
Иркутские учёные — против
– Заявление Вебера сродни вашим журналистским технологиям: важно сказать! Важно придумать сенсацию! А потом пусть разбираются: было это или не было. Я 40 лет в экспедициях, занимаюсь эпохой неолита и ни разу не видел намеков на вселенскую катастрофу, – рассказал нам Николай Александрович Савельев, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археологии, палеоэкологии и эволюции человека при кафедре истории ИГУ. – Никто никуда внезапно не исчезал. И даже если была какая–то климатическая катастрофа, она не могла убить всех древних людей. Люди – это такие существа, что их трудно истребить всех до одного. Кто–нибудь где–нибудь все равно останется. С тем, что были отдельные изменения климата, я согласен, с тем, что один древний народ сменил другой, – тоже. Но в эпоху неолита на Байкале не было периода в полторы тысячи лет, когда бы здесь не обитали люди. Люди здесь живут постоянно более десяти тысяч лет!
И Анджей Вебер, и Николай Савельев с целой бригадой иркутских археологов уже с 1994 года ведут раскопки в районе Бугульдейки на Байкале. Только вот выводы у русских и у американских археологов получаются разные.
На чем основал свои выводы Анджей Вебер? Во–первых, на отсутствии захоронений. Примерно полторы тысячи лет – таков период, в котором на Байкале совсем нет человеческих скелетов под толщей земли. Нет могил – нет мертвых. "А раз нет мертвых – не было и живых", – считает Анджей Вебер.
С этим категорически не согласен Николай Савельев:
– Просто ритуалы сменились! Изменилась сама культура захоронений! Ведь кроме захоронений мы же еще и стоянки раскапываем, а там нет перерывов в обитании.
Во–вторых, Вебер основывает свои догадки на том, что сначала древние люди ели одну рыбу. Это показали биохимические анализы. А через полторы тысячи лет появились другие племена, которые могли есть и рыбу, и мясо.
– Да, – говорит Николай Савельев, – было переселение народов. Но эпоха неолита в Прибайкалье не знала периодов безлюдья: одни племена уходили, и сразу им на смену приходили другие. Менялась культура, менялись религиозные воззрения. Но человек здесь жил постоянно!
Бугульдейская катастрофа?
По словам Николая Савельева, раскопки на Байкале в окрестностях Бугульдейки, вОльхонском районе, ведутся с 1994 года. Это странное место: напротив, на том берегу озера, Селенга впадает в Байкал. Геологи говорят, что на Байкале именно в этом месте идет разлом. Поэтому данный район трясет постоянно. Более того, некоторые иркутские геологи утверждают, что раньше вода стекала из Байкала не по Ангаре, как мы привыкли видеть, а по реке Бугульдейке и дальше – по Манзурке. Именно здесь был в древности сток из озера. А Ангара появилась где–то 25–30 тысяч лет назад, это сравнительно молодое геологическое образование. Поэтому существуют легенды о "беглянке Ангаре": видимо, этот сток изБайкала формировался на глазах у древнего человека, и он закрепил свои впечатления в мифах и легендах.
– Мы обнаруживаем в районе Бугульдейки огромные валуны на большой глубине, – говорит Николай Савельев. – Это значит, что здесь произошло когда–то мощное землетрясение. Но это была локальная катастрофа – бугульдейская. Землетрясение повлекло за собой сход рыхлых толщ. Причина того, что произошел снос такого количества валунов, – подземный толчок. Возможно, это землетрясение совпало по времени с таянием вечной мерзлоты: как тряхнуло, все, как на салазках, вниз скатилось!
В районе реки Белой в этот период отмечаются большие паводки, а на Байкале и Селенге – серия очень крупных паводков. Все это говорит о том, что вечная мерзлота начала таять и было это между V и III тысячелетиями до Рождества Христова.
И что они были за люди?
А что касается людей, которые жили в районе современной Бугульдейки, то тут надо разобраться: Байкал – вообще–то, не очень комфортное место для жизни человека. Аура у него не та, что ли. Ну не располагает наше озеро к постоянному местопребыванию! И сейчас мы можем наблюдать, что только некоторые берега Байкала являются обитаемыми. В основном люди приходят сюда только на лето. Зимой же стараются убраться в более теплые и комфортные условия. Так есть сейчас, и так было в древности.
– Существуют сезоны, в которые люди приходят к Байкалу, чтобы поохотиться и половить рыбу. То же самое было и в древности. У современных кочевых племен эвенков календарь разбит на сегменты: сезон, когда линяет утка, сезон, когда хариус идет на нерест, когда омуль идет на нерест, и так далее, –– рассказывает Николай Савельев.
На Байкале древнему человеку было не прожить. Ловить рыб–эндемиков без сетей на глубинах невозможно. А сорная рыба есть не везде: только на Малом море, в Чивыркуйском заливе, в устье Селенги. На стоянках мы находим кости нерпы. Но охота на нерпу возможна только весной, ни зимой, ни летом нерпу гарпуном или копьем не добудешь! Поэтому есть предположение: люди не жили постоянно в этих местах, они приходили сюда на пару месяцев половить рыбу или нерпу, а потом уходили в тайгу. В лесу легче прокормиться. Поэтому–то и нет в этих местах захоронений.
Охота на нерпу
Работа археолога сродни работе следователя: в истории ничего доказать, ничего проверить нельзя. Можно только делать догадки и строить предположения. Культура древних людей – это мертвая культура, уже нет ни их языка, ни их обычаев и понятий. Но можно сравнить культуру современных нам кочевых народов с культурой ископаемых – и здесь мы находим много общего.
Например, как эвенки охотятся на нерпу? Они берут саночки, в саночках делают внизу отверстие для ружья, делают из простыни щит и тихонько подкрадываются с заветренной стороны к тому месту, где лежит нерпа. Она не видит охотника, не чует его носом, не слышит. Но у древнего охотника не было ружья, он был вооружен всего лишь копьем. Значит, ему нужно было быть в сто раз сильнее и хитрее.
– Во время неолита у охотников уже были и луки, и самострелы, а это серьезное оружие, – рассказывает Николай Савельев. – Сохранились свидетельства, что индейцы из двухметрового лука с расстояния 300 м пронзали насквозь испанских конкистадоров, закованных в металлические латы. Но на Байкале охота на нерпу требовала не только хорошего оружия, но и умения. Ни зимой, ни летом нерпа к себе охотника не подпустит.
Древняя письменность?
Еще одно свидетельство того, что люди здесь жили всегда и во время неолита тоже, – древняя керамика. Это удивительные, ни с чем не сравнимые сосуды! Каждый керамический горшок – загадка для ученых–археологов! Во–первых, что на них изображено? Мы видим, что по краю каждого горшка идет точечный рисунок. В письменности древних народов точка могла обозначать след или день. Ниже идет ряд волнистых или изломанных геометрических линий, нанесенных стеком или отступной лопаточкой. Волнистая линия – это река. Вот пока и все, что мы знаем. Но на каждом горшке рисунок повторяется. А знаете, на каком расстоянии были сделаны эти горшки? От Читинской области до Красноярского края и Прибайкалья – повсеместно. Единой фабрики, а также транспорта (самолетов и пароходов) не было, чтобы доставить эти горшки к каждому очагу древнего человека. Так почему же рисунок один и тот же?
– Значит, это древняя письменность? Или религиозные представления о картине мира, передававшиеся из рода в род? Смотрите, у этого горшка круглое дно, – рассказывает Николай Савельев. – Его не поставишь на стол, но в нем можно в два раза быстрее вскипятить воду! Именно такие горшки мы встречаем на огромной территории: и в Саудовской Аравии, и в Палестине, и в Северной Турции, и у нас, в Прибайкалье. 3,5 млн лет человечество обходилось без горшка. И вдруг – произошла революция! Человек научился делать керамику. Причем это была первая технологическая линия: в глине есть примеси перышек, шерсти, даже помета благородного оленя. Чистая глина для горшка не годилась: она была слишком бедной. И древний человек додумался, как ее обогатить!
Горшок как паспорт
По словам иркутских археологов, керамика изготовлялась женскими руками. Более того, узор своего племени в новую семью (женщин брали из другого рода) приносила женщина. И счет рода шел по женской линии, был тогда в Прибайкалье настоящий матриархат. Мать рода можно было вычислить всегда, а вот отца – вряд ли. А по орнаменту на керамике и по украшениям узнавали, из какого рода–племени человек. Так что орнамент служил своеобразным паспортом или удостоверением личности.
Еще одна небезынтересная для господина Вебера подробность: на всем протяжении от Урала до Охотского моря в неолите проживало 30–40 тысяч человек. Причем как сейчас живут тунгусы и эвенки по 10–15 человек, так жили и тогда. Почему так? Да потому что эта земля не могла прокормить большое количество народа. Лимнологи говорят, что омуля в наше время в 3 раза больше, чем было в неолите. И потом, пойди попробуй его поймай на больших глубинах, если нет сети!
– Древние охотники перегораживали мелкие речушки, когда рыба шла на нерест, – говорит Николай Савельев. – А сетей в то время еще не было, поэтому рыбалка на рыб–эндемиков была неразвита. Что же находят на стоянках древнего человека? Конечно, в наиболее благоприятные времена – выложенные из камня розетки для горшков (кипятили воду, бульон, а мясо ели полусырым, вареной пищи не употребляли). Кости косули, благородного оленя, тарбагана, кабана и бобра. Кости нерпы. Ну и рыбьи кости, если стоянка была сделана в удобном для ловли рыбы месте. А женщины хранили очаг, лепили горшки, шили одежду, рожали детей. Даже чум и тот ставили женщины!
А почему нет могил?
Это самый интересный вопрос, который позволил Анджею Веберу сказать, что у нас полторы тысячи лет было безлюдье. Дело все в том, что самые древние могилы – китойские, названные так по названию реки Китоя, где были впервые обнаружены, – ярко характеризуют народ, который здесь жил в каменном веке.
– Очень импозантные могилы, – с удовольствием, с каким только может это рассказывать настоящий археолог, говорит Николай Савельев. – Когда открываешь такую могилу, весь костяк засыпан красной охрой. Такой красной, как моя пачка сигарет.
Есть еще другие захоронения – исаковские, названные по месту, где были впервые обнаружены, возле деревни Исаково. Там уже без охры хоронили. А вот между китойскими и исаковскими могильниками 1,5 тысячи лет в эпоху неолита был перерыв – нет могил! А стоянки есть!
– Это может говорить о том, что изменилась культура, о том, что произошло переселение народов, – говорит Николай Савельев. – А хоронить могли как? Вот в Монголии оставляют своих мертвецов в Черной долине на съедение шакалам: и чем скорее съедят труп звери, тем быстрее душа на небо попадет. Наши эвенки поднимают труп на дерево, в лабаз. Пока не сгниет дно, пока кости не растащат дикие звери, труп лежит между небом и землей. Викинги отправляли своих покойников по реке, и так могло быть. Ведь способов хоронить – масса. Надо только узнать, как хоронили древние люди...
Николай Савельев 40 лет занимается неолитом, и, по его словам, каждое новое открытие дополняет картину древнего мира. Возможно, следующее открытие расскажет нам о том, какими были эти захоронения: воздушными, речными, или покойников оставляли на съедение диким зверям. А парниковый эффект тут ни при чем.Был ли апокалипсис на Байкале в эпоху неолита? Если был, то какой? Канадский археолог Анджей Вебер утверждает, что за полторы тысячи лет возле Байкала не предали земле ни одно тело. А раз не было мертвых, то не было и живых. "5500 лет назад здесь случилась какая–то катастрофа! Апокалипсис!" – утверждает Вебер. Иркутский археолог, специалист по неолиту Николай Савельев с этим не согласен: просто древние люди стали хоронить своих покойников иначе. Видимо, произошло переселение народов, пришли другие племена с иной культурой и стали хоронить мертвых каким–то новым способом: оставлять на съедение диким зверям, пускать по реке в лодке, помещать покойников в лабазах на деревьях. Могил почти полторы тысячи лет действительно не было. А стоянок – полно. Очаги кто–то разжигал, кто–то охотился на косуль и оленей, бил нерпу и ловил красную рыбу!
Апокалипсиса не было!
О древнем климате Сибири рассказывает Кирилл Георгиевич Леви, заместитель директора по науке Института земной коры, доктор геолого–минералогических наук.
– Климатические изменения происходили на Земле постоянно. Резкие смены теплых периодов на холодные нередко приводили к массовому вымиранию живых организмов. Именно такие природные изменения можно считать глобальными, поскольку они сопровождались существенными перестройками во всех геосферах. В конце 1970–х годов академиком К.К.Марковым было высказано предположение, что глобальный климат определяется космическими причинами, а региональный – тектоническими. Существенные изменения на территории Восточной Сибири и Монголии начали проявляться в кайнозойскую эру в связи с ростом горных сооружений Алтая, Саян, Прибайкалья и Становика. Еще в миоцене (около 18 млн лет назад) на юге Сибири и в Монголии сохранялись условия, близкие к субтропическим, но с "ростом" гор ситуация существенно изменилась. На территорию Монголии перестал поступать влажный воздух с Атлантики, а азиатский антициклон, вероятно возникший на западе Монголии, и растущие горные цепи Приморья на востоке перекрыли поступление влажного воздуха со стороны Тихого океана. Произошло потепление климата Монголии и нарастание сухости. Не остались в стороне и события ледниковой эпохи. Все эти процессы привели к тому, что мы имеем в плане климата сегодня.