Вход / Регистрация
15.11.2024, 17:21
Во Франции нашли загадочный погребальный комплекс эпохи неолита
Группа французских исследователей - Фанни Ченал, Бертран Перрен и др,
опубиковала в журнале Antiquity данные по необычному погребению. Оно
обнаружено в Бергхайме (северо-восток Франции) и датируется 4000 до н.э.
Останки размещались в яме №157, ее глубина – 2 метра, диаметр в материке – 1,9 метра, у поверхности 1,5м. Погребение оказалось многослойным. Нижний слой – отрубленные руки 6 взрослых и одного ребенка или подростка, с рассыпавшимися костями кистей. Над ними размещались полные скелеты двух женщин, одного мужчины, четырех детей в возрасте от 2 до 13 лет и череп младенца. Правда, у всех взрослых отсутствовали кости одной руки.
Очевидно, именно они и лежали в нижнем слое. Поверх этой группы располагались останки еще одной женщины, вероятно, помещенной в яму позже. Мужчина возрастом от 30 до 59 лет, кроме отрубленной руки, имел и другие признаки насилия, в частности – на черепе видны следы ударов, возможно, бывших причинами его смерти. На костях прочих тел, за исключением отрубленных рук, не прослеживаются следы насильственных действий.
Пока что учеными однозначного объяснения подобным практикам не найдено. Погребения в круглых ямах, содержащие останки нескольких человек, хорошо известны на памятниках от 4,5 по 3,5 тыс. до н.э. от долины Роны до Венгрии и Словакии. Все они сильно различаются способом обращения с останками. В одних содержатся целые скелеты, в других – только части. В некоторых погребен один человек, в некоторых – группа людей. В ряде погребений содержатся вещевые приношения, в ряде – инвентарь отсутствует. В яме из Бергхайма вещей очень мало, встречены еще кости кроликов, которые могли упасть в яму случайно.
На начальном этапе изучения неолитических обществ их представляли группами со слабо развитой общественной иерархией. Накопленный к сегодняшнему дню материал показывает, что и в древних коллективах не могло быть полного равенства его членов. Отношения не только между, но и внутри коллективов зачастую носили характер жестокой агрессии.
Фанни Чанел склонна полагать, что группа из Бергхайма пережила насилие со стороны своих сородичей. Одновременно она признает, что достоверно интерпретировать вскрытые факты очень сложно. Известны случаи, когда могилу человека высокого статуса сопровождали умерщвленные рабы, намеренно разрушенные вещи, особенно оружие. Все же версия о ритуальном жертвоприношении пока что не признана ведущей.
Вероятнее всего, эти люди стали жертвами вооруженного конфликта. Победители могли отрубить им руки в качестве трофеев. Такой обычай задокументирован в среде индейцев 16 века, в штате Флорида. Жак Ле Мойн де Морги писал тогда, что он видел Timucua туземцев, отрезавших руки по плечи и ноги до тазобедренного сустава разбивавших черепа дубинами.
Отрубленные конечности могли оцениваться как трофеи. Наличие среди группы их Бергхайма женщин и детей не противоречит версии о жертвах войны. Их могли захватить и убить на месте, могли обратить в рабство, но впоследствии казнить, проведя акт отсечения конечностей, возможно, в целях устрашения других живых людей.
Также эти люди могли быть публично казнены как преступники, что, впрочем, сложно установить, опираясь только на останки. Вследствие нарушения каких-то обычаев или по иной причине, их могли счесть «недостойными» обычной погребальной церемонии и довольно небрежно сбросить в яму. В любом случае, этот загадочный комплекс еще потребует дополнительных исследований.
Останки размещались в яме №157, ее глубина – 2 метра, диаметр в материке – 1,9 метра, у поверхности 1,5м. Погребение оказалось многослойным. Нижний слой – отрубленные руки 6 взрослых и одного ребенка или подростка, с рассыпавшимися костями кистей. Над ними размещались полные скелеты двух женщин, одного мужчины, четырех детей в возрасте от 2 до 13 лет и череп младенца. Правда, у всех взрослых отсутствовали кости одной руки.
Очевидно, именно они и лежали в нижнем слое. Поверх этой группы располагались останки еще одной женщины, вероятно, помещенной в яму позже. Мужчина возрастом от 30 до 59 лет, кроме отрубленной руки, имел и другие признаки насилия, в частности – на черепе видны следы ударов, возможно, бывших причинами его смерти. На костях прочих тел, за исключением отрубленных рук, не прослеживаются следы насильственных действий.
Пока что учеными однозначного объяснения подобным практикам не найдено. Погребения в круглых ямах, содержащие останки нескольких человек, хорошо известны на памятниках от 4,5 по 3,5 тыс. до н.э. от долины Роны до Венгрии и Словакии. Все они сильно различаются способом обращения с останками. В одних содержатся целые скелеты, в других – только части. В некоторых погребен один человек, в некоторых – группа людей. В ряде погребений содержатся вещевые приношения, в ряде – инвентарь отсутствует. В яме из Бергхайма вещей очень мало, встречены еще кости кроликов, которые могли упасть в яму случайно.
На начальном этапе изучения неолитических обществ их представляли группами со слабо развитой общественной иерархией. Накопленный к сегодняшнему дню материал показывает, что и в древних коллективах не могло быть полного равенства его членов. Отношения не только между, но и внутри коллективов зачастую носили характер жестокой агрессии.
Фанни Чанел склонна полагать, что группа из Бергхайма пережила насилие со стороны своих сородичей. Одновременно она признает, что достоверно интерпретировать вскрытые факты очень сложно. Известны случаи, когда могилу человека высокого статуса сопровождали умерщвленные рабы, намеренно разрушенные вещи, особенно оружие. Все же версия о ритуальном жертвоприношении пока что не признана ведущей.
Вероятнее всего, эти люди стали жертвами вооруженного конфликта. Победители могли отрубить им руки в качестве трофеев. Такой обычай задокументирован в среде индейцев 16 века, в штате Флорида. Жак Ле Мойн де Морги писал тогда, что он видел Timucua туземцев, отрезавших руки по плечи и ноги до тазобедренного сустава разбивавших черепа дубинами.
Отрубленные конечности могли оцениваться как трофеи. Наличие среди группы их Бергхайма женщин и детей не противоречит версии о жертвах войны. Их могли захватить и убить на месте, могли обратить в рабство, но впоследствии казнить, проведя акт отсечения конечностей, возможно, в целях устрашения других живых людей.
Также эти люди могли быть публично казнены как преступники, что, впрочем, сложно установить, опираясь только на останки. Вследствие нарушения каких-то обычаев или по иной причине, их могли счесть «недостойными» обычной погребальной церемонии и довольно небрежно сбросить в яму. В любом случае, этот загадочный комплекс еще потребует дополнительных исследований.
 
Комментарии 7
0
andreygolovan
12.12.2015 14:32
[Материал]
Возможно в яме лежат останки тех, кого соплеменники уличили в воровстве.
|
0
andreygolovan
12.12.2015 19:23
[Материал]
В фильме "Легенда о Нараяме" есть эпизод в котором за кражу продуктов крестьяне расправляются со всей семьей вора - и точно также бросают всех в яму.
|