Вход / Регистрация
13.11.2024, 09:59
Древние славяне в представлении византийских сирийцев
В 578 году императором Восточной Римской империи стал Флавий Тиверий (Тиберий) II Константин, который при Юстине II отличился, как хороший полководец, воевавший против новых врагов — аваров. Неизвестно, на каком языке говорили авары, существует три версии их происхождения: монгольская, иранская и тюркская, и все три одинаково хорошо обоснованы. Тесненные другими народами, авары уходят с земель современного западного Казахстана, и, гонимые, направляются на запад. По дороге они опустошили земли сабиров, утигуров, котригуров и антов; особенно пострадали анты, так как авары временно осели на занятых антами недавно — при Юстиниане — землях в самых низовьях Дуная.
При первом посольстве аваров 558 года к Юстиниану I заключается союз против гуннов, однако потом авары поняли, что вполне могут противостоять империи. Они даже совершают несколько успешных военных походов в Германию и Галлию. Иоанн Эфесский (ок. 507 — ок. 586) В 4 года был отдан в монастырь, около 540 года Иоанн переселяется в Константинополь, хотя в последующие годы, совершая своипутешествия, он неоднократно посещал родные места. В столице был принят дружбой и доверием императора Юстиниана. Примерно через семь лет, император отправляет Иоанна с миссионерской миссией в Малую Азию, чтобы искоренить язычество в том регионе. После правления Юстиниана начались религиозные гонения на миафизитов, а Иоанн был верным сторонником миафизитской христологической доктрин, вследствие чего провел около семи лет в заключении, но после очередной смены власти и патриаршества, его освободили. Дата смерти Иоанна Эфесского точно не известна, по сомнительному свидетельству Кира Батнского, он умер около 588 года после годичного заключения в Халкидоне, последовавшему за беспорядками после очередных гонений. Свои труды Иоанн писал на сирийском языке, хотя и владел в совершенстве греческим. Основные его труды это: «Церковная история» и «Жития восточных святых». Нас интересует в данной теме труд «Церковная история», который изначально охватывал период от Юлия Цезаря и состоял из трех частей. До наших дней сохранилось только третья часть, вторая часть дошла не полностью благодаря выпискам других авторов из этого труда. «Церковная история» писалась Иоанном во время гонений, он не имел возможностей редактировать текст. Не заботясь о стиле, писал наспех. Скорее всего, мы имеем дело с черновыми записями.
Кутигуры
А после этих пришли войска гуннов и славян, и стали лагерем у царственного гряда, и проломили внешнюю стену. Они грабили и жгли все предместья, брали в плен всех, кого находили там, и опять приходили во второй, и в третий раз. Потом ромеи набрали войско против них и пошли, опустошая их земли и воюя, и не стало их видно в этом месте. Так ромеи избавились от них.
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Под гуннами здесь подразумевается народ кутригуров, который выделился в результате распада гуннов на две части и состовлял основу протоболгар. В 558 году хан Заберган с булгаро-славянским войском совершил поход на Константинополь. Гуннские и славянские племена до распада гуннов, естественно, объединялись в союзы для военных походов, и вождями смешанных союзов могли быть даже славяне. В своих трудах Прокопий Кессарий пишет, что стены Константинополя несколько раз рушились из-за землетрясений и не обновлялись. Таким образом, гунны и славяне могли простой войти в город через брешь. В 559 году полководцу императора Юстиниана Велисарию было поручено начальство над войсками, который успешно победил.
О славянах
О народе славян и об опустошении, которое они произвели во Фракии в третьем году царствования тишайшего Тиверия царя
В третьем году после смерти Юстина царя и правления победительного Тиверия — вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха, в продолжение четырех лет. И доселе, благодаря тому, что царь был занят персидской войной и все свои войска посылал на восток — именно поэтому, — они растеклись по земле и живут на ней теперь, распространились на ней. Пока Бог на их стороне, они, конечно же, и опустошают, и жгут, и грабят все вплоть до стены до внешней: и все царские табуны, многие тысячи, и все остальное. И вот, даже и доныне, до 895 (591) года, они располагаются и сидят в этих ромейских пределах. Без заботы и страха захватывают пленных, убивают и жгут. И они обогатились и приобрели золото, и серебро, и табуны лошадей, и много оружия. И они выучились воевать лучше, чем ромеи, они, люди просты, которые не осмеливались показаться из лесов и защищенных деревьями мести не знали, что такое оружие, кроме дух или трех лонхидиев, а именно — метательные копья.
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Вместе с набегами аваров, славяне проникают на Балканы. В 577-578 годах славяне вторглись во Фракию и Элладу. Профессор Дьяконов утверждает, что войско славян достигало до 100 000 человек. Император Тиверий легко стравливает два народа, славяне терпят поражение, а Тиверию приходится потом все же воевать с аварами. Несмотря на личное руководство Тиверия, византийское войско потерпело поражение в войне с аварами, и мир с ними был куплен ценою ежегодной дани.
Сирийская традиция историографии такова, что народы-обитатели «седьмого климата» являются дикими, так как их «темпераменты» замедлены оттого, что солнце редко светит над головами, да и сам Иоанн относился отрицательно к славянам, считая их варварами. Причина негативного отношения кроется в сирийском понимании происхождения славян. По сирийской традиции, славяне соотносятся с народом Гог из земли Магог (Скифии), а также являются потомками Иафета, сына Ноя. Здесь Иоанн считает, что бог на стороне варваров, ведь с точки зрения монофизита, так бог карает за грехи ромеев. Также Иоанн ведет отсчет лет по селевкидской эре, в данном случае 895 год селевкидской эры соответствует 591 году н. э., а в это время уже правит император Маврикий.
«О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары»
И опять восстал на народ ромеев дикий народ варваров, мерзких, с заплетенными волосами. Они — те, которых зовут авары, — выплеснулись и вышли с востока. А также восстал еще народ западный — славяне и еще иные народы, называемые лангобарды: ведь они также были в подчинении у хагана, царя аваров. Они напали, захватили два города и много крепостей ромеев и сказали жителям этой области: «Выходите, сейте и жните — только половину налога мы будем забирать у вас!
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Этот раздел под названием «О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары» не сохранился, тест получен из трудов Михаила Сирийского, который выписывал эти отрывки из «Церковной истории» Иоанна Эфесского. Здесь говорится о новом нашествии 582—583 года, когда авары отняли у Маврикия несколько дунайских крепостей и два крупных города.
И народ славян разграбил все — и церковную утварь, и большие кивории — растащил на крепких колесницах, как, например, киворий коринфской церкви: его хаган вместо шатра натянул и укрепил, и под ним сидел. Ромеи подкупили народ антов, и те напали на землю славян. Они подчинили её, разграбили её, вывезли добро её и выжгли её. А это ведь область их на запад от реки, именуемой Данубис. Конечно же, славяне услыхали, что захвачена область их, и зарычали, как лев на добычу. И собрались они — многие тысячи — и начали опустошение без промедления. Они не смогли подняться и захватить царственный град; они отправились к городу Анхиал и к термам. которые там. И из войска, которое там находилось, были погублены многие. В конце концов они проломили стену : ворвались в город и нашли там пурпурные одеяния, те, что Анастасия, супруга императора Тиверия, прибыв в термы, посвятила тамошей церкви. Их хаган забрал все и надел, говоря: «Желает этого царь ромеев или не желает, но вот, цартво отдано мне!»
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Иоанном четко подчеркивается осквернение христианских реликвий. Отдельно можно сказать о царской одежде: ношение любой одежды царя и его семьи другими люди было недопустимо для византийцев. А Данубис — это, очевидно, Дунай. Кстати, анты, хотя и были сами славянами, но в то время находились во враждебных отношениях с остальной массой славян и вели переговоры о союзе с империей, чем она и пользовалась, натравляя племена друг на друга.
Итог
Благодаря трудам Иоанна Эфесского, написанных в логике того времени, мы имеем разнообразную информацию о древних славянах, их отношениях с соседями, а также о том, как относились к самим славянам византийцы того времени. А его обширная «Церковная история» является ценным историческим источником. Нельзя обойти стороной и аваров, которые сыграли важную роль в становлении славянских народов, способствуя их переселению на Балканы, а также консолидируя их в первичные государственные образования.
Склавины (склавены) — название, которое использовали византийские авторы для описания славян, независимо от их племенных названий. Со временем (V— VI вв.) произошло сужение значения слова, и склавинами стали обозначать славянские племена, жившие между Днестром, Дунаем и Тисойна территории современных Румынии, Молдовы, части Украины и Венгрии, в отличие от обитавших в бассейне Днепра антов.
Миафизи́тство — христологическая доктрина, утверждающая единство природы Бога Слова воплощённого, т.е. единство природы Богочеловека Иисуса Христа. Миафизитское богословие признает Иисуса Христа равно и истинным Богом, и истинным человеком, т.е. признает две совершенные соединенные природы — божественную и человеческую, но в отличие от диофизитства, видит их в реальном, а не условном единстве.
При первом посольстве аваров 558 года к Юстиниану I заключается союз против гуннов, однако потом авары поняли, что вполне могут противостоять империи. Они даже совершают несколько успешных военных походов в Германию и Галлию. Иоанн Эфесский (ок. 507 — ок. 586) В 4 года был отдан в монастырь, около 540 года Иоанн переселяется в Константинополь, хотя в последующие годы, совершая своипутешествия, он неоднократно посещал родные места. В столице был принят дружбой и доверием императора Юстиниана. Примерно через семь лет, император отправляет Иоанна с миссионерской миссией в Малую Азию, чтобы искоренить язычество в том регионе. После правления Юстиниана начались религиозные гонения на миафизитов, а Иоанн был верным сторонником миафизитской христологической доктрин, вследствие чего провел около семи лет в заключении, но после очередной смены власти и патриаршества, его освободили. Дата смерти Иоанна Эфесского точно не известна, по сомнительному свидетельству Кира Батнского, он умер около 588 года после годичного заключения в Халкидоне, последовавшему за беспорядками после очередных гонений. Свои труды Иоанн писал на сирийском языке, хотя и владел в совершенстве греческим. Основные его труды это: «Церковная история» и «Жития восточных святых». Нас интересует в данной теме труд «Церковная история», который изначально охватывал период от Юлия Цезаря и состоял из трех частей. До наших дней сохранилось только третья часть, вторая часть дошла не полностью благодаря выпискам других авторов из этого труда. «Церковная история» писалась Иоанном во время гонений, он не имел возможностей редактировать текст. Не заботясь о стиле, писал наспех. Скорее всего, мы имеем дело с черновыми записями.
Кутигуры
А после этих пришли войска гуннов и славян, и стали лагерем у царственного гряда, и проломили внешнюю стену. Они грабили и жгли все предместья, брали в плен всех, кого находили там, и опять приходили во второй, и в третий раз. Потом ромеи набрали войско против них и пошли, опустошая их земли и воюя, и не стало их видно в этом месте. Так ромеи избавились от них.
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Под гуннами здесь подразумевается народ кутригуров, который выделился в результате распада гуннов на две части и состовлял основу протоболгар. В 558 году хан Заберган с булгаро-славянским войском совершил поход на Константинополь. Гуннские и славянские племена до распада гуннов, естественно, объединялись в союзы для военных походов, и вождями смешанных союзов могли быть даже славяне. В своих трудах Прокопий Кессарий пишет, что стены Константинополя несколько раз рушились из-за землетрясений и не обновлялись. Таким образом, гунны и славяне могли простой войти в город через брешь. В 559 году полководцу императора Юстиниана Велисарию было поручено начальство над войсками, который успешно победил.
О славянах
О народе славян и об опустошении, которое они произвели во Фракии в третьем году царствования тишайшего Тиверия царя
В третьем году после смерти Юстина царя и правления победительного Тиверия — вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха, в продолжение четырех лет. И доселе, благодаря тому, что царь был занят персидской войной и все свои войска посылал на восток — именно поэтому, — они растеклись по земле и живут на ней теперь, распространились на ней. Пока Бог на их стороне, они, конечно же, и опустошают, и жгут, и грабят все вплоть до стены до внешней: и все царские табуны, многие тысячи, и все остальное. И вот, даже и доныне, до 895 (591) года, они располагаются и сидят в этих ромейских пределах. Без заботы и страха захватывают пленных, убивают и жгут. И они обогатились и приобрели золото, и серебро, и табуны лошадей, и много оружия. И они выучились воевать лучше, чем ромеи, они, люди просты, которые не осмеливались показаться из лесов и защищенных деревьями мести не знали, что такое оружие, кроме дух или трех лонхидиев, а именно — метательные копья.
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Вместе с набегами аваров, славяне проникают на Балканы. В 577-578 годах славяне вторглись во Фракию и Элладу. Профессор Дьяконов утверждает, что войско славян достигало до 100 000 человек. Император Тиверий легко стравливает два народа, славяне терпят поражение, а Тиверию приходится потом все же воевать с аварами. Несмотря на личное руководство Тиверия, византийское войско потерпело поражение в войне с аварами, и мир с ними был куплен ценою ежегодной дани.
Сирийская традиция историографии такова, что народы-обитатели «седьмого климата» являются дикими, так как их «темпераменты» замедлены оттого, что солнце редко светит над головами, да и сам Иоанн относился отрицательно к славянам, считая их варварами. Причина негативного отношения кроется в сирийском понимании происхождения славян. По сирийской традиции, славяне соотносятся с народом Гог из земли Магог (Скифии), а также являются потомками Иафета, сына Ноя. Здесь Иоанн считает, что бог на стороне варваров, ведь с точки зрения монофизита, так бог карает за грехи ромеев. Также Иоанн ведет отсчет лет по селевкидской эре, в данном случае 895 год селевкидской эры соответствует 591 году н. э., а в это время уже правит император Маврикий.
«О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары»
И опять восстал на народ ромеев дикий народ варваров, мерзких, с заплетенными волосами. Они — те, которых зовут авары, — выплеснулись и вышли с востока. А также восстал еще народ западный — славяне и еще иные народы, называемые лангобарды: ведь они также были в подчинении у хагана, царя аваров. Они напали, захватили два города и много крепостей ромеев и сказали жителям этой области: «Выходите, сейте и жните — только половину налога мы будем забирать у вас!
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Этот раздел под названием «О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары» не сохранился, тест получен из трудов Михаила Сирийского, который выписывал эти отрывки из «Церковной истории» Иоанна Эфесского. Здесь говорится о новом нашествии 582—583 года, когда авары отняли у Маврикия несколько дунайских крепостей и два крупных города.
И народ славян разграбил все — и церковную утварь, и большие кивории — растащил на крепких колесницах, как, например, киворий коринфской церкви: его хаган вместо шатра натянул и укрепил, и под ним сидел. Ромеи подкупили народ антов, и те напали на землю славян. Они подчинили её, разграбили её, вывезли добро её и выжгли её. А это ведь область их на запад от реки, именуемой Данубис. Конечно же, славяне услыхали, что захвачена область их, и зарычали, как лев на добычу. И собрались они — многие тысячи — и начали опустошение без промедления. Они не смогли подняться и захватить царственный град; они отправились к городу Анхиал и к термам. которые там. И из войска, которое там находилось, были погублены многие. В конце концов они проломили стену : ворвались в город и нашли там пурпурные одеяния, те, что Анастасия, супруга императора Тиверия, прибыв в термы, посвятила тамошей церкви. Их хаган забрал все и надел, говоря: «Желает этого царь ромеев или не желает, но вот, цартво отдано мне!»
— Иоанн Эфесский, «Церковная история».
Иоанном четко подчеркивается осквернение христианских реликвий. Отдельно можно сказать о царской одежде: ношение любой одежды царя и его семьи другими люди было недопустимо для византийцев. А Данубис — это, очевидно, Дунай. Кстати, анты, хотя и были сами славянами, но в то время находились во враждебных отношениях с остальной массой славян и вели переговоры о союзе с империей, чем она и пользовалась, натравляя племена друг на друга.
Итог
Благодаря трудам Иоанна Эфесского, написанных в логике того времени, мы имеем разнообразную информацию о древних славянах, их отношениях с соседями, а также о том, как относились к самим славянам византийцы того времени. А его обширная «Церковная история» является ценным историческим источником. Нельзя обойти стороной и аваров, которые сыграли важную роль в становлении славянских народов, способствуя их переселению на Балканы, а также консолидируя их в первичные государственные образования.
Склавины (склавены) — название, которое использовали византийские авторы для описания славян, независимо от их племенных названий. Со временем (V— VI вв.) произошло сужение значения слова, и склавинами стали обозначать славянские племена, жившие между Днестром, Дунаем и Тисойна территории современных Румынии, Молдовы, части Украины и Венгрии, в отличие от обитавших в бассейне Днепра антов.
Миафизи́тство — христологическая доктрина, утверждающая единство природы Бога Слова воплощённого, т.е. единство природы Богочеловека Иисуса Христа. Миафизитское богословие признает Иисуса Христа равно и истинным Богом, и истинным человеком, т.е. признает две совершенные соединенные природы — божественную и человеческую, но в отличие от диофизитства, видит их в реальном, а не условном единстве.