Вход / Регистрация
13.11.2024, 10:03
Археологи обнаружили древнехорезмийский солнечный календарь
В Республике Каракалпакстан с 1995 года по настоящее время
работала Международная совместная Каракалпакско-австралийская
археологическая экспедиция. Было раскопано свыше 200 метров стенных поверхностей,
покрытых росписями.
На этих фресках были изображены мужчины и женщины, пешие и конные, в роскошных одеяниях, украшенные массивными гривнами, пекторалями и ожерельями, в удивительных коронах в виде птиц и других животных. Там же показаны многолюдные торжественные процессии и таинственные церемонии. Самое удивительное, что все эти настенные изображение выполнены сочными и яркими красками всех цветов и оттенков солнечного спектра. По версии ученых, представленные на фресках персонажи могут быть членами царской династии, правившей в тревожный период масштабных вторжений в Среднюю Азию воинственных племен с территории Западного Китая, известных в китайских придворных хрониках под именем «да юэчжи».
Впервые обнаружены фрески, на которых можно видеть многокрасочные фигуры, тоже, как и найденные до них, разодетые в наряды, но отличающиеся от прежних своими колоссальными размерами и невероятно высоким, до семи метров ростом. По предварительным догадкам некоторых ученых, это могут быть различные божества зороастрийского пантеона, упоминаемые в «Авесте». Им посвящались все дни и месяцы зороастрийского календаря. Иначе говоря, каждый отдельный день месяца, а также и сами месяцы года носили имена конкретных божеств. Если эта догадка верна, в таком случае мы имеем дело с древнехорезмийским астрономическим календарем.
Хотя этот календарь, как и согдийский, был основан на зороастрийском, однако он во многом отличался от него. Древнехорезмийский календарь базировался на тропическом годе, связанном с видимым годичным движением Солнца и насчитывал 365 дней. Год же состоял из 12 месяцев ровно по 30 дней каждый. А пять дополнительных дней вводили обычно в конце года. Ну и, как уже говорилось, все дни в году, как и месяцы, носили имена разных богов. О том, какие это были боги и каковы их имена, подробно описано в книге Беруни «Памятники минувших поколений».
Такая гипотеза объясняет крайне преувеличенные размеры этих фигур, которые, будучи богами, должны были демонстрировать свое неизмеримое превосходство над всеми окружающими живыми существами. Это предположение подкрепляется и тем общеизвестным фактом, что все божества на Древнем Востоке было принято изображать намного крупнее, чем обычных людей, на фоне коих они выглядели, как и подобает богам, грозными и всемогущими. Это видно из истории Древнего Египта, Ассирии, Вавилона и других восточных стран. Известно также, что у далеких предков хорезмийцев арийских племен тоже был распространен обычай называть дни и месяцы года именами своих наиболее популярных божеств из ведического пантеона. Примечательно, что этот древнехорезмийский солнечный календарь долго был в употреблении даже после распространения исламской религии и, соответственно, введения лунного календаря, то есть он продолжал использоваться наряду с мусульманским календарем хиджры.
Возможно, что дальнейшие исследования этих загадочных фресок из Акшахан-калы дадут новую научную информацию и внесут дополнения и уточнения в первоначально предложенные гипотезы.
На этих фресках были изображены мужчины и женщины, пешие и конные, в роскошных одеяниях, украшенные массивными гривнами, пекторалями и ожерельями, в удивительных коронах в виде птиц и других животных. Там же показаны многолюдные торжественные процессии и таинственные церемонии. Самое удивительное, что все эти настенные изображение выполнены сочными и яркими красками всех цветов и оттенков солнечного спектра. По версии ученых, представленные на фресках персонажи могут быть членами царской династии, правившей в тревожный период масштабных вторжений в Среднюю Азию воинственных племен с территории Западного Китая, известных в китайских придворных хрониках под именем «да юэчжи».
Впервые обнаружены фрески, на которых можно видеть многокрасочные фигуры, тоже, как и найденные до них, разодетые в наряды, но отличающиеся от прежних своими колоссальными размерами и невероятно высоким, до семи метров ростом. По предварительным догадкам некоторых ученых, это могут быть различные божества зороастрийского пантеона, упоминаемые в «Авесте». Им посвящались все дни и месяцы зороастрийского календаря. Иначе говоря, каждый отдельный день месяца, а также и сами месяцы года носили имена конкретных божеств. Если эта догадка верна, в таком случае мы имеем дело с древнехорезмийским астрономическим календарем.
Хотя этот календарь, как и согдийский, был основан на зороастрийском, однако он во многом отличался от него. Древнехорезмийский календарь базировался на тропическом годе, связанном с видимым годичным движением Солнца и насчитывал 365 дней. Год же состоял из 12 месяцев ровно по 30 дней каждый. А пять дополнительных дней вводили обычно в конце года. Ну и, как уже говорилось, все дни в году, как и месяцы, носили имена разных богов. О том, какие это были боги и каковы их имена, подробно описано в книге Беруни «Памятники минувших поколений».
Такая гипотеза объясняет крайне преувеличенные размеры этих фигур, которые, будучи богами, должны были демонстрировать свое неизмеримое превосходство над всеми окружающими живыми существами. Это предположение подкрепляется и тем общеизвестным фактом, что все божества на Древнем Востоке было принято изображать намного крупнее, чем обычных людей, на фоне коих они выглядели, как и подобает богам, грозными и всемогущими. Это видно из истории Древнего Египта, Ассирии, Вавилона и других восточных стран. Известно также, что у далеких предков хорезмийцев арийских племен тоже был распространен обычай называть дни и месяцы года именами своих наиболее популярных божеств из ведического пантеона. Примечательно, что этот древнехорезмийский солнечный календарь долго был в употреблении даже после распространения исламской религии и, соответственно, введения лунного календаря, то есть он продолжал использоваться наряду с мусульманским календарем хиджры.
Возможно, что дальнейшие исследования этих загадочных фресок из Акшахан-калы дадут новую научную информацию и внесут дополнения и уточнения в первоначально предложенные гипотезы.