Вход / Регистрация
22.11.2024, 04:28
Таинственный японский мегалит Иши-но-Ходен
В 100 км к западу от городка Такасаго находится объект, который представляет собой прикрепленный к скале мегалит размером 5,7х6,4х7,2 м и весом 500-600 т. Его называют Иши-но-Ходен. Научных данных относительно того, кем и с какой целью изготовлен мегалит, не имеется.
Иши-но-Ходен - своеобразный "полуфабрикат", т.е. блок, так и оставшийся на месте его изготовления и имеющий явные признаки того, что он не был доделан до конца. Точно так же, как и Асуанский обелиск в Египте.
На одной из вертикальных граней имеется выступ в виде усеченной призмы. Поэтому возникает устойчивое ощущение, что объект лежит на боку. Такое положение только на первый взгляд кажется странным.
Дело в том, что сделан Иши-но-Ходен достаточно просто - на краю скального массива вокруг большого куска горы выбрана порода, а самому этому куску горы придана описанная выше нетривиальная геометрическая форма.
При этом положение мегалита "на боку" оказывается как раз таким, при котором можно было, с одной стороны, гарантированно получить нужную форму, а с другой - минимизировать трудозатраты по выемке лишней породы вокруг него.
Однако даже при такой минимизации работы пришлось выполнить немало. По приблизительным оценкам, объем изъятой скальной породы составляет около 400 куб.м. и массой около 1000 т.
Хотя на месте кажется, что объем вынутой породы существенно больше - настолько впечатляют размеры мегалита. Его даже трудно сфотографировать целиком, а стоящий рядом двухэтажный синтоистский храм кажется просто воздушной конструкцией рядом с этим каменной громадой.
Храм построен здесь потому, что мегалитический блок считается священным: ему поклоняются с древнейших времен. В соответствии с синтоистскими традициями Иши- но-Ходен обвязан канатом с висящими на нем кисточками.
Рядом сделан небольшой жертвенник, где одновременно можно обратиться с просьбой к ками - духу камня. А для тех, кто почему-либо не в курсе, как именно это сделать, имеется небольшой плакат с краткой инструкцией в картинках, сколько раз и в каком порядке нужно хлопнуть в ладоши и поклониться, чтобы дух камня услышал просящего.
Пазы на боковых поверхностях чем-то похожи на технические детали, по которым что-то должно было перемещаться. Или наоборот: сам камень должен был перемещаться в еще большей конструкции.
И если верно предположение, что мегалит лежит на боку, то он должен был перемещаться в такой конструкции горизонтально. Можно также предположить, что этот монолит должен был служить лишь одной из опор некоей огромной конструкции.
Под мегалитом находится большой каменный резервуар в виде подноса, наполненный водой. Как следует из храмовых записей, этот водоем не пересыхает даже во время длительных засух.
Выдвигается даже предположение, что уровень воды в нем каким-то образом связан с уровнем воды в море, хотя уровень моря в реальности явно ниже.
Из-за воды под мегалитом опорная часть по центру камня - перемычка, до сих пор связывающая мегалит со скальным основанием, - не видна, и он кажется парящим в воздухе. Поэтому Иши-но-Ходен также называют Взлетевшим камнем.
По словам местных монахов, на верхней части мегалита имеются выемки в виде "ванн", аналогичных тем, что можно видеть на еще одном огромном японском мегалите - Масуда-ивафун. Многим это представляется крайне сомнительным, поскольку такие выемки здесь выглядели бы совершенно нелогичным элементом.
Однако проверить это нельзя - верх Иши-но-Ходен засыпан щебенкой и землей и там даже растут деревья. Мегалит же является священным, а потому его верх расчистке не подлежит.
В 2005-2006 гг. Совет по делам просвещения Такасаго совместно с лабораторией истории университета Отэмаэ организовал исследования мегалита: проводились трехмерные измерения с помощью лазера и тщательно исследован характер окружающей породы.
В январе 2008 г. Обществом по исследованию культурных ценностей Японии были проведены дополнительные лазерные и ультразвуковые исследования мегалита, но в докладе, опубликованном в июле того же года, указывалось на невозможность определения по полученным данным наличия или отсутствия в мегалите каких-либо полостей.
Поверхность мегалита покрыта кавернами, как от скалывания материала, и на первый взгляд производит впечатление ручной обработки. Но как и на Масуда-ивафун здесь отсутствуют регулярные или протяженные следы кайла или аналогичного инструмента (такие следы, как будто специально для сравнения, имеются лишь под мегалитом на перемычке, соединяющей его с материнской скалой). Хотя сама поверхность по наличию каверн больше похожа даже не на то, что можно видеть на Масуда-ивафун, а на поверхность т.н. Южного камня в ливанском Баальбеке.
У Южного камня также следы кайла отчетливо просматривались лишь на перемычке, соединяющей блок с материнской породой, а на всех гранях имеются тоже лишь нерегулярные каверны.
Правда, на ливанском мегалите эти каверны побольше, нежели на японском. Вдобавок возникает ощущение, что размер каверн на японском мегалите уменьшается снизу вверх.
Можно было бы списать отсутствие регулярных следов кайла на результат действия эрозии. Однако, судя по всему, Иши-но-Ходен (в отличие от того же Южного камня) был долгое время засыпан щебенкой и обломками, некогда обвалившимися с верхней части горы, видимо, в ходе какого-то землетрясения.
На то, что это было именно так, указывает та самая щебенка, которая так и осталась на верхней части Иши-но-Ходен (иначе она там никак не могла оказаться).
И лишь позднее проход вокруг мегалита был расчищен. А раз так, то и никакая эрозия на засыпанный камень воздействовать не могла.
Так что можно сделать вывод, что никаких регулярных следов кайла или зубила на Иши- но-Ходен и не было. Такой характер поверхности мегалита снова заставляет задуматься о некоем инструменте типа механического "бора", который не скалывал, а просто крошил или размалывал материал.
И даже при видимой разнице между поверхностями на Масуда-ивафун и Иши-но-Ходен, вполне возможно, что при обработке обоих объектов использовался один и тот же такой инструмент.
А визуальное различие поверхностей обусловлено тем, что мегалиты сделаны из разных материалов - согласно доступным источникам, Иши-но-Ходен не из гранита, а из т.н. гиалокластита, образовавшегося в ходе извержения липаритовой лавы в воду примерно 70 млн. лет назад...
Однако если боковые грани с их кавернами заставляют серьезно задуматься о том, какой инструмент был использован при их изготовлении, то "дно" или нижняя грань Иси-но- Ходен вообще ставит в тупик - здесь нет абсолютно никаких следов обработки.
Эта грань мегалита - дальняя от материнской скалы - выглядит так, словно какой-то гигант одним махом просто оторвал от нее ту часть горы, которая располагалась снаружи.
Но еще больше озадачивает отсутствие следов инструментов на скале вокруг Иши-но- Ходен. Там нет следов ни машинных, ни ручных инструментов. Зубило и кайло отметились только в одном месте - в самом низу на скале напротив клиновидного выступа мегалита.
Однако, судя по всему, здесь лишь расширяли проход для людей, обходящих мегалит. И было это ссделано существенно позднее создания Иши-но-Ходен, когда он уже превратился в объект почитания.
Вся же остальная скала буквально девственно чиста от каких-либо следов. Когда идет простая выборка материала в карьере или каменоломне, никто никогда не будет выравнивать остающийся скальный массив, равно как и затирать на нем следы инструментов, остающиеся автоматически при выборке в качестве побочного результата.
Это - очевидно. Следы неизбежно остаются, и их легко увидеть в любой каменоломне - хоть современной, хоть древней. Поэтому отсутствие следов кайла и зубила на скале вокруг Иши-но-Ходен может означать лишь одно - при выборке материала эти простые инструменты не использовались.
Но других инструментов при ручной работе в каменоломнях просто нет. Отсюда неизбежно следует вывод, что материал вокруг Иши-но-Ходен выбирался с применением вовсе не простых ручных технологий, а как-то иначе. "Иначе" же означает лишь одно - какие-то развитые, скорее всего - машинные или даже лазерные технологии, нам неизвестные.
Официальная версия гласит, что мегалит планировался для использования в качестве некоей гробницы. Видимо, поэтому исследователи так тщательно старались найти в нем полости: ведь в сплошной камень никого не положишь. Однако ни одно из известных японских захоронений не представляет собой именно монолитную гробницу.
Это полностью выпадает из местных традиций, где монолитными исполнялись только саркофаги, да и то крышка саркофага всегда была отдельным элементом. Но даже и под саркофаг Иши-но-Ходен не подходит - уж слишком велики размеры.
Других версий назначения мегалита у историков нет... Между тем мы имеем хоть и не прямые, но косвенные указания на то, что к созданию Иши-но-Ходен причастна развитая в техническом отношении цивилизация.
Это не только отсутствие следов ручной выборки материала, но и вес мегалита. Тем, кто создавал его, явно не составляло особых проблем куда-то потом переместить полтысячи тонн.
Местные предания связывают Иши-но-Ходен с деятельностью неких богов, которые в нашем представлении являются никем иным, как представителями той самой древней высоко развитой в техническом отношении цивилизации. Согласно местной легенде, в создании Иши-но-Ходен участвовали два бога - Оо-кунинуси-но ками (Бог-Покровитель Великой Страны) и Сукуна-бикона-но ками (Бог-Малыш).
Когда эти боги пришли из страны Идзумо-но куни (ныне провинция Симанэ) в страну Харима-но куни (ныне префектура Хего), то по каким-то причинам они должны были всего за одну ночь построить дворец.
Однако едва они успели сделать только Иши-но- Ходен, как тут же взбунтовались местные божества Харима. И пока Оо-кунинуси-но ками и Сукуна-бикона-но ками, бросив строительство, подавляли мятеж, ночь закончилась, и дворец оказался недостроенным.
Но оба бога все равно поклялись защищать эту страну... Исследователям уже не раз доводилось убеждаться в том, что древние легенды и предания очень часто являются вовсе не выдумкой или фантазией наших предков, как это утверждают историки, а представляют собой пусть и своеобразное, но действительное описание вполне реальных событий.
Другое дело, что их нельзя воспринимать дословно. Так и в этом случае не следует думать, что выражение "за одну ночь" тут означает именно период от заката до рассвета.
Это вполне может быть лишь идиоматическим оборотом, означающим "очень быстро". Как, например, в русском языке "сейчас" вовсе не равно одному часу.
И в древней японской легенде речь идет лишь о том, что сроки создания Иши-но-Ходен были настолько быстрыми, что это было не под силу обычному человеку. Естественно, это так поразило древних жителей данной местности, что они использовали словосочетание "за одну ночь", чтобы подчеркнуть высочайшие темпы изготовления мегалита. А это косвенно указывает на то, что боги (ками) обладали такими возможностями и технологиями, которых у древних японцев не было...
Иши-но-Ходен - своеобразный "полуфабрикат", т.е. блок, так и оставшийся на месте его изготовления и имеющий явные признаки того, что он не был доделан до конца. Точно так же, как и Асуанский обелиск в Египте.
На одной из вертикальных граней имеется выступ в виде усеченной призмы. Поэтому возникает устойчивое ощущение, что объект лежит на боку. Такое положение только на первый взгляд кажется странным.
Дело в том, что сделан Иши-но-Ходен достаточно просто - на краю скального массива вокруг большого куска горы выбрана порода, а самому этому куску горы придана описанная выше нетривиальная геометрическая форма.
При этом положение мегалита "на боку" оказывается как раз таким, при котором можно было, с одной стороны, гарантированно получить нужную форму, а с другой - минимизировать трудозатраты по выемке лишней породы вокруг него.
Однако даже при такой минимизации работы пришлось выполнить немало. По приблизительным оценкам, объем изъятой скальной породы составляет около 400 куб.м. и массой около 1000 т.
Хотя на месте кажется, что объем вынутой породы существенно больше - настолько впечатляют размеры мегалита. Его даже трудно сфотографировать целиком, а стоящий рядом двухэтажный синтоистский храм кажется просто воздушной конструкцией рядом с этим каменной громадой.
Храм построен здесь потому, что мегалитический блок считается священным: ему поклоняются с древнейших времен. В соответствии с синтоистскими традициями Иши- но-Ходен обвязан канатом с висящими на нем кисточками.
Рядом сделан небольшой жертвенник, где одновременно можно обратиться с просьбой к ками - духу камня. А для тех, кто почему-либо не в курсе, как именно это сделать, имеется небольшой плакат с краткой инструкцией в картинках, сколько раз и в каком порядке нужно хлопнуть в ладоши и поклониться, чтобы дух камня услышал просящего.
Пазы на боковых поверхностях чем-то похожи на технические детали, по которым что-то должно было перемещаться. Или наоборот: сам камень должен был перемещаться в еще большей конструкции.
И если верно предположение, что мегалит лежит на боку, то он должен был перемещаться в такой конструкции горизонтально. Можно также предположить, что этот монолит должен был служить лишь одной из опор некоей огромной конструкции.
Под мегалитом находится большой каменный резервуар в виде подноса, наполненный водой. Как следует из храмовых записей, этот водоем не пересыхает даже во время длительных засух.
Выдвигается даже предположение, что уровень воды в нем каким-то образом связан с уровнем воды в море, хотя уровень моря в реальности явно ниже.
Из-за воды под мегалитом опорная часть по центру камня - перемычка, до сих пор связывающая мегалит со скальным основанием, - не видна, и он кажется парящим в воздухе. Поэтому Иши-но-Ходен также называют Взлетевшим камнем.
По словам местных монахов, на верхней части мегалита имеются выемки в виде "ванн", аналогичных тем, что можно видеть на еще одном огромном японском мегалите - Масуда-ивафун. Многим это представляется крайне сомнительным, поскольку такие выемки здесь выглядели бы совершенно нелогичным элементом.
Однако проверить это нельзя - верх Иши-но-Ходен засыпан щебенкой и землей и там даже растут деревья. Мегалит же является священным, а потому его верх расчистке не подлежит.
В 2005-2006 гг. Совет по делам просвещения Такасаго совместно с лабораторией истории университета Отэмаэ организовал исследования мегалита: проводились трехмерные измерения с помощью лазера и тщательно исследован характер окружающей породы.
В январе 2008 г. Обществом по исследованию культурных ценностей Японии были проведены дополнительные лазерные и ультразвуковые исследования мегалита, но в докладе, опубликованном в июле того же года, указывалось на невозможность определения по полученным данным наличия или отсутствия в мегалите каких-либо полостей.
Поверхность мегалита покрыта кавернами, как от скалывания материала, и на первый взгляд производит впечатление ручной обработки. Но как и на Масуда-ивафун здесь отсутствуют регулярные или протяженные следы кайла или аналогичного инструмента (такие следы, как будто специально для сравнения, имеются лишь под мегалитом на перемычке, соединяющей его с материнской скалой). Хотя сама поверхность по наличию каверн больше похожа даже не на то, что можно видеть на Масуда-ивафун, а на поверхность т.н. Южного камня в ливанском Баальбеке.
У Южного камня также следы кайла отчетливо просматривались лишь на перемычке, соединяющей блок с материнской породой, а на всех гранях имеются тоже лишь нерегулярные каверны.
Правда, на ливанском мегалите эти каверны побольше, нежели на японском. Вдобавок возникает ощущение, что размер каверн на японском мегалите уменьшается снизу вверх.
Можно было бы списать отсутствие регулярных следов кайла на результат действия эрозии. Однако, судя по всему, Иши-но-Ходен (в отличие от того же Южного камня) был долгое время засыпан щебенкой и обломками, некогда обвалившимися с верхней части горы, видимо, в ходе какого-то землетрясения.
На то, что это было именно так, указывает та самая щебенка, которая так и осталась на верхней части Иши-но-Ходен (иначе она там никак не могла оказаться).
И лишь позднее проход вокруг мегалита был расчищен. А раз так, то и никакая эрозия на засыпанный камень воздействовать не могла.
Так что можно сделать вывод, что никаких регулярных следов кайла или зубила на Иши- но-Ходен и не было. Такой характер поверхности мегалита снова заставляет задуматься о некоем инструменте типа механического "бора", который не скалывал, а просто крошил или размалывал материал.
И даже при видимой разнице между поверхностями на Масуда-ивафун и Иши-но-Ходен, вполне возможно, что при обработке обоих объектов использовался один и тот же такой инструмент.
А визуальное различие поверхностей обусловлено тем, что мегалиты сделаны из разных материалов - согласно доступным источникам, Иши-но-Ходен не из гранита, а из т.н. гиалокластита, образовавшегося в ходе извержения липаритовой лавы в воду примерно 70 млн. лет назад...
Однако если боковые грани с их кавернами заставляют серьезно задуматься о том, какой инструмент был использован при их изготовлении, то "дно" или нижняя грань Иси-но- Ходен вообще ставит в тупик - здесь нет абсолютно никаких следов обработки.
Эта грань мегалита - дальняя от материнской скалы - выглядит так, словно какой-то гигант одним махом просто оторвал от нее ту часть горы, которая располагалась снаружи.
Но еще больше озадачивает отсутствие следов инструментов на скале вокруг Иши-но- Ходен. Там нет следов ни машинных, ни ручных инструментов. Зубило и кайло отметились только в одном месте - в самом низу на скале напротив клиновидного выступа мегалита.
Однако, судя по всему, здесь лишь расширяли проход для людей, обходящих мегалит. И было это ссделано существенно позднее создания Иши-но-Ходен, когда он уже превратился в объект почитания.
Вся же остальная скала буквально девственно чиста от каких-либо следов. Когда идет простая выборка материала в карьере или каменоломне, никто никогда не будет выравнивать остающийся скальный массив, равно как и затирать на нем следы инструментов, остающиеся автоматически при выборке в качестве побочного результата.
Это - очевидно. Следы неизбежно остаются, и их легко увидеть в любой каменоломне - хоть современной, хоть древней. Поэтому отсутствие следов кайла и зубила на скале вокруг Иши-но-Ходен может означать лишь одно - при выборке материала эти простые инструменты не использовались.
Но других инструментов при ручной работе в каменоломнях просто нет. Отсюда неизбежно следует вывод, что материал вокруг Иши-но-Ходен выбирался с применением вовсе не простых ручных технологий, а как-то иначе. "Иначе" же означает лишь одно - какие-то развитые, скорее всего - машинные или даже лазерные технологии, нам неизвестные.
Официальная версия гласит, что мегалит планировался для использования в качестве некоей гробницы. Видимо, поэтому исследователи так тщательно старались найти в нем полости: ведь в сплошной камень никого не положишь. Однако ни одно из известных японских захоронений не представляет собой именно монолитную гробницу.
Это полностью выпадает из местных традиций, где монолитными исполнялись только саркофаги, да и то крышка саркофага всегда была отдельным элементом. Но даже и под саркофаг Иши-но-Ходен не подходит - уж слишком велики размеры.
Других версий назначения мегалита у историков нет... Между тем мы имеем хоть и не прямые, но косвенные указания на то, что к созданию Иши-но-Ходен причастна развитая в техническом отношении цивилизация.
Это не только отсутствие следов ручной выборки материала, но и вес мегалита. Тем, кто создавал его, явно не составляло особых проблем куда-то потом переместить полтысячи тонн.
Местные предания связывают Иши-но-Ходен с деятельностью неких богов, которые в нашем представлении являются никем иным, как представителями той самой древней высоко развитой в техническом отношении цивилизации. Согласно местной легенде, в создании Иши-но-Ходен участвовали два бога - Оо-кунинуси-но ками (Бог-Покровитель Великой Страны) и Сукуна-бикона-но ками (Бог-Малыш).
Когда эти боги пришли из страны Идзумо-но куни (ныне провинция Симанэ) в страну Харима-но куни (ныне префектура Хего), то по каким-то причинам они должны были всего за одну ночь построить дворец.
Однако едва они успели сделать только Иши-но- Ходен, как тут же взбунтовались местные божества Харима. И пока Оо-кунинуси-но ками и Сукуна-бикона-но ками, бросив строительство, подавляли мятеж, ночь закончилась, и дворец оказался недостроенным.
Но оба бога все равно поклялись защищать эту страну... Исследователям уже не раз доводилось убеждаться в том, что древние легенды и предания очень часто являются вовсе не выдумкой или фантазией наших предков, как это утверждают историки, а представляют собой пусть и своеобразное, но действительное описание вполне реальных событий.
Другое дело, что их нельзя воспринимать дословно. Так и в этом случае не следует думать, что выражение "за одну ночь" тут означает именно период от заката до рассвета.
Это вполне может быть лишь идиоматическим оборотом, означающим "очень быстро". Как, например, в русском языке "сейчас" вовсе не равно одному часу.
И в древней японской легенде речь идет лишь о том, что сроки создания Иши-но-Ходен были настолько быстрыми, что это было не под силу обычному человеку. Естественно, это так поразило древних жителей данной местности, что они использовали словосочетание "за одну ночь", чтобы подчеркнуть высочайшие темпы изготовления мегалита. А это косвенно указывает на то, что боги (ками) обладали такими возможностями и технологиями, которых у древних японцев не было...