/ Новости сайта / Тайны истории / Тайна браслета денисовского человека
23.05.2016

Тайна браслета денисовского человека

Оценка: 0.0    5143 3 Тайны истории
Почти ежегодно археологи достают из небытия предметы, меняющие наши представления о предках. Например, ювелирные изделия из пещер эпохи каменного века. Казалось бы, пещерный человек и ювелирное изделие - понятия несовместимые. Но нет - артефакт, найденный в пещере на Алтае, заставляет нас усомниться в примитивизме древних.

В 2008 году международная группа археологов обнаружила в Денисовой пещере на Алтае небольшой костяной фрагмент. Первое правило археолога гласит: ни в коем случае не отмахиваться ни от какого мусора.

Но кто бы мог подумать, что найденные здесь десять граммов кости смогут если не перевернуть науку, то основательно ее встряхнуть!

Но обо всем по порядку. Широкая полоса степей, расположенная между Уральским хребтом и Каспием, названа учеными "вратами народов". Расположение Алтайских гор также таково, что обойти их древним мигрантам из Европы в Азию (и наоборот) было крайне сложно. Неудивительно, что здесь остались следы многих переселенцев. В числе которых и те, что имели с современным человеком самое малое сходство.

Большинство алтайских гостей предпочитало жить в местных пещерах. Знаменитая Денисова пещера - на южноалтайском диалекте Аю-Таш, что означает "Медвежий камень", - одна из них. (Кстати, существуют две версии относительно русского названия пещеры.

Согласно первой, в конце XVIII столетия в пещере поселился святой старец- старообрядец Дионисий, ведший отшельнический образ жизни. Согласно другой, неподалеку от пещеры были угодья пастуха Дениса, укрывавшегося здесь во время непогоды.)

Это знаменитый природный и археологический памятник, а также важный туристский объект. Расположена в Солонешенском районе Алтайского края.

Именно в ней 300 тысяч лет назад укрывались от непогоды и хищников представители рода Homo, начиная от неандертальцев и заканчивая уже значительно развитыми кочевыми народами - тюрками и гуннами.

Причина такой популярности Денисовой пещеры - ее грот. Здесь всегда сухо, а отверстие в потолке позволяет проникать естественному солнечному свету и "работает" опять же естественным природным дымоходом.

Впрочем, убежищем от холода эту пещеру считали не все ее обитатели. Самые древние, напротив, предпочитали хранить в ее прохладе добытые туши - ведь еще примерно двадцать тысяч лет назад в Южной Сибири было довольно жарко.

Учитывая, что в Денисовой пещере люди тысячелетиями вели активный образ жизни - разделывали добычу, разводили костры, рожали детей, совершали ритуалы и даже хоронили мертвых - грунт в ней таил массу научного материала.

Но только в 1977 году советский археолог Николай Оводов сделал здесь два первых шурфа, которые дали надежду на продолжение раскопок.

К ним приступили лишь в 1982 году, снимая пласт за пластом. В 2008 году археологи добрались до одиннадцатого слоя, "отвечающего" за людей, живших здесь 30-50 тысяч лет назад.

В нем, помимо прочего, они обнаружили небольшую косточку, представлявшую собой последнюю фалангу мизинца руки. Еще находясь в пещере, когда принадлежность кости человеку стала ясна, археологи порадовались: ведь за тысячи лет кости обычно превращаются в прах. Но дальше было еще интереснее.

Фалангу пальца отправили на генетическое исследование в Лейпциг, в Институт эволюционной антропологии общества Макса Планка. Там группа ученых под руководством биолога Сванте Паабо, "прочитавшего" ранее геном неандертальца, определила: кость принадлежит не homo sapiens и даже не homo neanderthalensis, а представителю совершенно иной ветви человекообразных. Его назвали денисовским человеком.

И это была научная сенсация! Да и чем иным могло стать обнаружение неизвестной науке ранее "разновидности" рода homo?

Более поздние генетические исследования показали, что денисовский человек не обладал таким развитым мозгом и нервной системой, как "человек разумный". Иначе говоря, выделенная ДНК натолкнула на мысль, что денисовские люди не могли даже говорить, а были примитивными человекообразными существами.

Однако находки, откопанные вслед за фалангой, не очень-то вязались с этим утверждением. Точнее - упрямо его опровергали.

Костяные иглы с изящными ушками и такими же костяными футлярами к ним, подвески из фаланг и зубов животных, бусины из трубчатых костей, кольца из бивня мамонта, а также масса каменных остроконечников - вот что было найдено в том же слое, что и фаланга пальца.

Трудно было представить, что эти вещи могли изготовить туповатые (если верить выкладкам генетиков) денисовские люди. Но больше всего ученых поразил хлоритолитовый браслет, найденный в том же одиннадцатом слое пещеры. (Хлоритолит - редкий минерал темно-зеленого цвета).

Осколки браслета археологи обнаружили в восточной галерее Денисовой пещеры. Поначалу было неясно, что это вообще такое: два обломка, ширина которых составляла 2,7 сантиметра, а толщина - чуть менее сантиметра. Когда их сложили вместе, стало понятнее. Правда, смущал предполагаемый диаметр изделия - всего около 7 сантиметров.

Когда ученые поняли, что перед ними браслет, то грешным делом подумали, что он попал в этот пласт искусственным путем. Ну, например, какой-нибудь гуннский воин закопал его как клад.

Поверить в то, что денисовский человек мог изготовить такое ювелирное изделие, было непросто. Ведь случайно такие вещи не получаются. Да и сам браслет - продукт некой культуры, итог жизненного опыта и воззрений нескольких поколений.

Не меньше удивил и материал изделия. Хлоритолит - достаточно хрупкий минерал. А условия жизни его хозяина не предполагали спокойной жизни. Как следствие браслет подвергался механическим нагрузкам и повреждениям.

На его внешней стороне имеются следы царапин и ударов. Потому неудивительно, что он ломался как минимум два раза.

В первый раз поверхности разлома оказались достаточно гладкими, чтобы попытаться склеить осколки между собой. Для этого их сначала зашлифовали с помощью абразива, потом завальцевали края, а после склеивания загладили неизвестным мягким материалом.

Однако склеивание не восстановило былую прочность, и браслет сломался еще раз, после чего его восстановление оказалось невозможным.

Иными словами, денисовский человек мог не только изготавливать подобные вещицы, но и знал, как с ними обращаться, как чинить и чем. И делал это весьма искусно.

Осмотр браслета показал, что в нем имелись аккуратные отверстия, через одно из которых, видимо, продевали подвеску с бусинкой. Археологи предполагают, что это мог быть кожаный ремешок.

Именно по расположению на браслете сегмента, отполированного трением ремешка, удалось определить "верх" и "низ" изделия и понять, что носили его на правой руке.

В первозданном виде такое украшение вполне могло бы понравиться и женщинам XXI столетия. Что уж говорить о денисовских дамах в шкурах? Хотя вряд ли его носила женщина.

В подобных обществах ее роль обычно была невысока, а браслет такого высокого качества и красоты (чего уж там, надо это признать) мог принадлежать особи только с высоким социальным статусом.

Небольшой диаметр браслета подсказал ученым, что он был не цельным, а разъемным. Надетый на запястье, он плотно сидел на нем. Помимо высокой для того времени технологии изготовления, браслет обладал еще одним качеством - мог менять цвет.

При солнечном свете он эффектно отражал лучи, при отблесках пламени светился глубоким темно-зеленым цветом. Вряд ли он был предметом повседневного пользования. Более вероятно, что его надевали по каким-то исключительным случаям.

Ученые установили, что древний мастер обладал высокими навыками обработки камня, считавшимися ранее нехарактерными для эпохи палеолита. Об этом можно судить по таким особенностям его изготовления, как скоростное станковое сверление, расточка инструментом типа рашпиля, шлифовка и полировка с использованием кожи и шкур разной степени выделки.

Сделав из местного сырья инструменты, которые древний мастер мог использовать, ученые с большим трудом смогли повторить его операции, да и то не полностью. Потому им и сложно было поверить, что перед ними предмет из эпохи, отстоящей от нас на 40-50 тысяч лет назад.

Ранее считалось, что такие технологии изготовления ювелирных изделий появились лишь 10 тысяч лет назад.

Не менее интересным является и то, что ближайшее месторождение хлоритолита находится в двухстах километрах от пещеры. Учитывая, что в те времена вряд ли существовали торговые караваны, мастер (либо его заказчик), чтобы добыть минерал, должен был преодолеть значительное для пешеходов расстояние.

Получается, что общепринятая теория, будто пещерные люди занимались изготовлением предметов, необходимых лишь для выживания, не очень-то подходит к данному эпизоду.

Либо денисовской человек был не таким уж пещерным и примитивным. Ведь обладание подобными артефактами часто связывают с развитой религиозной и духовной культурой, способностью понимать рукотворную красоту.

А на стоянке денисовцев (точнее, в их временном пласте) была найдена богатая коллекция всевозможных украшений.

В конце концов, находку передали на изучение группе исследователей из Оксфордского университета. Они работали с ней в течение семи лет, и только в мае 2015 года группа выдала сенсационный результат.

После множества экспертиз англичане назвали точный возраст браслета - не менее 40 тысяч лет! Так и хочется воскликнуть: "Ох, ничего себе!" Это сделало данное украшение самым древним из всех когда-либо найденных.

Более того, это начисто разрушило представление о том, что денисовские люди были примитивными, нравственно и эмоционально неразвитыми и не умеющими мыслить абстрактно существами.

Не исключено, что наука преподнесет нам еще не один сюрприз из области происхождения человека, а артефакты, подобные этому браслету, поспособствуют восстановлению исторической истины.

Находка этого браслета вызвала к жизни нешуточные споры. Многие даже стали утверждать, что мы имеем очередной фэйк, "сочиненный журналюгами". Основанием для такого мнения у многих является невозможность сразу отыскать, что такое хлоритолит.

На первых страницах поисковых систем слово "хлоритолит", "хлоритолитовый" идет в контексте с информацией о Денисовой пещере. Но стоит покопаться чуть подольше и заглянуть на менее посещаемые странички, как становится ясно, что хлоритолит - не выдумка "журналюг", а реальный минерал. На 65% он состоит из хлорита, хлорит же встречается в качестве реликтов, включенных в массу халцедона.

Другие скептики утверждают, что возраст минералов точно определить радиоуглеродным способом нереально. Но есть ведь и другой метод определения возраста предметов из камня - по возрасту слоев, в котором они обнаружены.

Этот возраст определяется с точностью от нескольких сотен лет до тысячелетия вполне точно на основе анализа предметов, подлежащих радиоуглеродному анализу. Так что пусть даже этому браслету не 40 тысяч лет, а 39, это "погоды не делает".

Правда, есть еще одна версия, выдвигаемая поклонниками внеземного разума. Поклонники этой версии утверждают, что браслет сделан не денисовским человеком, а некими пришельцами, посещавшими Землю в ту эпоху.

Либо же остался нам в наследство от более древних и развитых цивилизаций, которые уже давно канули в Лету.

Sandorra 23.05.2016 15:27 [Материал]
Короче - думаю хватить нести чепуху, и пытаться натянуть Сову на Глобус.
Пора Отформатировать Базу , и начать все с начала biggrin
На притянутых за уши "фактах" типа - туповатые Денисовцы, и прочая, прочая... уже такая Каша замесилась, что не разберёшь, и самое интересное это всего касается, не только Истории как науки. Медицина, Искусство, Архитектура, и Человек как Чудо smile
sweety29may 23.05.2016 13:46 [Материал]
Никто ничего на самом деле не знает, одни предположения. В том числе и про то, что роль женщины, якобы, была невысока. Невысокой она стала только после изобретения этой последней псевдорелигии со всеми ее модификациями.
chris 23.05.2016 12:20 [Материал]
Видела этот "браслет" вживую. В сравнении с тем, что лежало рядом (примитивные каменные наконечники копий и т.п.), этот поломанный, красиво обработанный кусочек чего бы то ни было конечно шедевр.