Вход / Регистрация
22.11.2024, 07:31
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Обычный ПК решает задачи в десятки раз быстрее суперкомпьютеров
Обычный ПК решает задачи в десятки раз быстрее суперкомпьютеров
Группа физиков из Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова научилась на персональном компьютере с графическим процессором проводить расчёты сложных уравнений квантовой механики — ранее для этого использовались только мощные и дорогие суперкомпьютеры. ПК справляется с задачей в разы быстрее: за 15 минут он выполняет работу, на которую суперкомпьютер тратит два-три дня. Об этом сообщается в пресс-службе МГУ.
"Мы добились скорости, которая и присниться не может, — рассказал профессор Владимир Кукулин. – Программа работает так, что 260 миллионов сложных двойных интегралов на настольном компьютере она считает за три секунды".
По словам Кукулина, его коллега из Бохумского университета в Германии, лаборатория которого занималась тем же, проводил расчёты с помощью одного из самых больших суперкомпьютеров Германии с известной архитектурой BLUE GENE. "И то, чего его группа добивается за двое-трое суток, мы делаем за 15 минут, не потратив ни копейки", — добавляет профессор.
Отмечается, что и графические процессоры нужного качества, и огромное количество программного обеспечения к ним существуют уже десять лет, но на Западе никто не использовал их для таких расчётов, отдавая предпочтение суперкомпьютерам.
Уравнения, о которых идет речь, были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Уравнения описывали процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляли собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трёх тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием "физика малочастичных систем".
Главной целью учёных в этой области было научиться решать эти уравнения. Однако из-за своей невероятной сложности для расчёта уравнения в случае полностью реалистических взаимодействий между частицами системы долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.
Группа из НИИЯФ МГУ решила использовать в ПК один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках.
Главной проблемой при решении уравнений рассеяния для нескольких квантовых частиц было вычисление интегрального "ядра" – громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков и сотен тысяч строк и столбцов, причем каждый элемент такой огромной матрицы был результатом очень сложных вычислений.
Но эта таблица представляла собой как бы экран с десятками миллиардов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора её вполне можно было построить.
Воспользовавшись софтом, разработанным в Nvidia, и написав собственные программы, учёные разбили свои вычисления на много тысяч потоков и смогли разрешить задачу.
"Эта работа, на наш взгляд, открывает совершенно новые пути в анализе ядерных и резонансных химических реакций, — говорит Кукулин. — Она также может оказаться очень полезной для решения большого числа вычислительных задач в физике плазмы, электродинамике, геофизике, медицине и множестве других областей науки".
Он заключает, что учёные хотели бы организовать что-то наподобие учебных курсов, где исследователи самых разных научных направлений из периферийных университетов, не имеющие доступа к суперкомпьютерам, смогли бы научиться делать на своих "персоналках" то же самое, что делают они.
"Мы добились скорости, которая и присниться не может, — рассказал профессор Владимир Кукулин. – Программа работает так, что 260 миллионов сложных двойных интегралов на настольном компьютере она считает за три секунды".
По словам Кукулина, его коллега из Бохумского университета в Германии, лаборатория которого занималась тем же, проводил расчёты с помощью одного из самых больших суперкомпьютеров Германии с известной архитектурой BLUE GENE. "И то, чего его группа добивается за двое-трое суток, мы делаем за 15 минут, не потратив ни копейки", — добавляет профессор.
Отмечается, что и графические процессоры нужного качества, и огромное количество программного обеспечения к ним существуют уже десять лет, но на Западе никто не использовал их для таких расчётов, отдавая предпочтение суперкомпьютерам.
Уравнения, о которых идет речь, были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Уравнения описывали процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляли собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трёх тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием "физика малочастичных систем".
Главной целью учёных в этой области было научиться решать эти уравнения. Однако из-за своей невероятной сложности для расчёта уравнения в случае полностью реалистических взаимодействий между частицами системы долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.
Группа из НИИЯФ МГУ решила использовать в ПК один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках.
Главной проблемой при решении уравнений рассеяния для нескольких квантовых частиц было вычисление интегрального "ядра" – громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков и сотен тысяч строк и столбцов, причем каждый элемент такой огромной матрицы был результатом очень сложных вычислений.
Но эта таблица представляла собой как бы экран с десятками миллиардов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора её вполне можно было построить.
Воспользовавшись софтом, разработанным в Nvidia, и написав собственные программы, учёные разбили свои вычисления на много тысяч потоков и смогли разрешить задачу.
"Эта работа, на наш взгляд, открывает совершенно новые пути в анализе ядерных и резонансных химических реакций, — говорит Кукулин. — Она также может оказаться очень полезной для решения большого числа вычислительных задач в физике плазмы, электродинамике, геофизике, медицине и множестве других областей науки".
Он заключает, что учёные хотели бы организовать что-то наподобие учебных курсов, где исследователи самых разных научных направлений из периферийных университетов, не имеющие доступа к суперкомпьютерам, смогли бы научиться делать на своих "персоналках" то же самое, что делают они.
 
Комментарии 11
0
EdMa
01.07.2016 16:27
[Материал]
Программы для расчетов на видеокартах отличаются тем, что оперируют ТОЛЬКО ЦЕЛЫМИ числами. Ничего не запрещает программно эмулировать целые числа числами с плавающей запятой. Вот только это на порядок уменьшает скорость расчетов. Возьмите САМИ какую-нибудь привычную для Вас среду разработки. Напишите цикл с целыми числами и с числами с плавающей запятой. Сравните скорости работы этих циклов. Результат будет один и тот же, но будут отличаться скорости. Так и в статье - отличаются СКОРОСТИ, а не результат
|
0
EdMa
30.06.2016 13:36
[Материал]
Только надо отметить, что таким способом решаются лишь те задачи, корыте можно хорошо распараллелить. Как пример - итерационный метод решения систем линейных уравнений или моделирование поведения невзаимодействующих частиц и т.д. Однако, для большинства прикладных задач последующий шаг расчетов зависит от предыдущего и требуется суперкомпьютер. Кто же немцам виноват, что они суперкомпьютером гвозди забивают, когда можно использовать для забивания Nvidia
|