Вход / Регистрация
13.11.2024, 03:58
За что аборигены съели Кука?
О Джеймсе Куке мы узнали в первую очередь из песни Высоцкого, в которой есть сакраментальный вопрос: "За что аборигены съели Кука?". Они его не ели, на самом-то деле. А что же с ним случилось? Давайте разберемся.
Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.
Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.
Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие - 20000 фунтов стерлингов - целое состояние по тем временам.
На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.
Одни утверждали, что паруса - это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.
Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.
Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.
Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери - Кинжал.
Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.
Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).
Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.
Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.
Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.
Расходная книга корабля "Резолюшн" содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.
Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.
Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.
В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.
На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.
В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.
Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, - по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.
Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.
По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.
Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.
Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.
4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.
Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта "Резолюшн" дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку - Кеалакекуа.
Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.
Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.
Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.
На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля "Дискавери" исчезла - гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.
Кук был вне себя от ярости - эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.
Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.
Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.
В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.
Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.
Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.
В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.
Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.
Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.
Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.
Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.
К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.
Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки.
Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как Кук сошел на берег, он был мертв. Гавайцы бросились к нему, стреляли из луков и наносили удары кинжалами уже мертвому телу.
Четверо из девяти матросов Кука погибли, остальные поспешно уплыли в лодках. Вслед им летели камни.
Матросы на борту "Резолюшн" видели схватку на берегу и выстрелили два раза из пушки. Спустя короткое время на берегу никого не осталось; тела погибших также унесли. Принявшие на себя командование офицеры решили забрать находившиеся на берегу мачту и паруса "Резолюшн" и вернуть тела Кука и четырех матросов.
На берегу было достигнуто перемирие, паруса, мачта и инструменты были доставлены на борт "Резолюшн", а лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью к "Резолюшн" пристала лодка гавайцев и те поднялись на борт.
В руках у них небольшой сверток, завернутый в тапа. Они торжественно его развернули, и англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.
Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов.
На самом же деле с останками Кука гавайцы обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, плоть высоко почитаемых людей гавайцы отделяли от костей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними.
Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Т.к. Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями.
Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, таким образом, высочайшей почестью.
Англичане этого не знали и в течение следующих нескольких дней жестоко мстили. Кинг, которому пришлось заканчивать путевой журнал Кука, и который был болен в то время, позднее извинительно писал: "Если бы я лично мог присутствовать, я бы возможно нашел средства спасти эту крошечную нацию от уничтожения".
Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти руки, череп, предплечья и кости ног капитана.
Вечером 21 февраля 1779 г. останки Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей.
Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.
Однако история на этом не закончилась - в мае 1823 г. гавайский король Камехамеха II прибыл со своей женой и свитой в Великобританию, где спустя три месяца умер. Незадолго до кончины он передал медикам стрелу с железным наконечником и деревянным оперением. Король сказал, что кость в середине стрелы является костью белого человека по имени Джеймс Кук.
В 1886 г. стрела перебралась из Лондона в Австралию, где и хранилась до недавнего времени. Так она была бы и забыта всеми, если бы не президент Общества капитана Кука Клифф Тронтон, который решил проверить аутентичность этой стрелы. Многое сразу вызвало у историков сомнения: стрела была не похожа на те, которыми пользовались туземцы Гавайев в то время.
Совсем недавно К. Торнтон объявил, что согласно анализу ДНК стрела никакого отношения к Куку не имеет. Так умерла эта красивая легенда.
Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.
Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.
Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие - 20000 фунтов стерлингов - целое состояние по тем временам.
На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.
Одни утверждали, что паруса - это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.
Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.
Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.
Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери - Кинжал.
Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.
Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).
Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.
Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.
Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.
Расходная книга корабля "Резолюшн" содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.
Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.
Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.
В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.
На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.
В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.
Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, - по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.
Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.
По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.
Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.
Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.
4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.
Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта "Резолюшн" дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку - Кеалакекуа.
Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.
Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.
Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.
На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля "Дискавери" исчезла - гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.
Кук был вне себя от ярости - эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.
Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.
Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.
В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.
Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.
Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.
В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.
Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.
Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.
Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.
Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.
К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.
Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки.
Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как Кук сошел на берег, он был мертв. Гавайцы бросились к нему, стреляли из луков и наносили удары кинжалами уже мертвому телу.
Четверо из девяти матросов Кука погибли, остальные поспешно уплыли в лодках. Вслед им летели камни.
Матросы на борту "Резолюшн" видели схватку на берегу и выстрелили два раза из пушки. Спустя короткое время на берегу никого не осталось; тела погибших также унесли. Принявшие на себя командование офицеры решили забрать находившиеся на берегу мачту и паруса "Резолюшн" и вернуть тела Кука и четырех матросов.
На берегу было достигнуто перемирие, паруса, мачта и инструменты были доставлены на борт "Резолюшн", а лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью к "Резолюшн" пристала лодка гавайцев и те поднялись на борт.
В руках у них небольшой сверток, завернутый в тапа. Они торжественно его развернули, и англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.
Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов.
На самом же деле с останками Кука гавайцы обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, плоть высоко почитаемых людей гавайцы отделяли от костей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними.
Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Т.к. Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями.
Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, таким образом, высочайшей почестью.
Англичане этого не знали и в течение следующих нескольких дней жестоко мстили. Кинг, которому пришлось заканчивать путевой журнал Кука, и который был болен в то время, позднее извинительно писал: "Если бы я лично мог присутствовать, я бы возможно нашел средства спасти эту крошечную нацию от уничтожения".
Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти руки, череп, предплечья и кости ног капитана.
Вечером 21 февраля 1779 г. останки Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей.
Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.
Однако история на этом не закончилась - в мае 1823 г. гавайский король Камехамеха II прибыл со своей женой и свитой в Великобританию, где спустя три месяца умер. Незадолго до кончины он передал медикам стрелу с железным наконечником и деревянным оперением. Король сказал, что кость в середине стрелы является костью белого человека по имени Джеймс Кук.
В 1886 г. стрела перебралась из Лондона в Австралию, где и хранилась до недавнего времени. Так она была бы и забыта всеми, если бы не президент Общества капитана Кука Клифф Тронтон, который решил проверить аутентичность этой стрелы. Многое сразу вызвало у историков сомнения: стрела была не похожа на те, которыми пользовались туземцы Гавайев в то время.
Совсем недавно К. Торнтон объявил, что согласно анализу ДНК стрела никакого отношения к Куку не имеет. Так умерла эта красивая легенда.
 
Комментарии 7
0
Мамонт
02.07.2016 16:01
[Материал]
Тогда не были нужны....но сейчас никто не рвётся уйти жить в хижину в лесу.
Я вот думаю, а правдива ли рассказываемая нам история о заселении и завоевании Земли? Быть может белые народы не завоёвывали чужих территорий... Быть может вся планета была когда-то заселена белыми людьми и только позже, появились иные народы, которые стали расселяться, поглощать и вытеснять белых повсюду. Что продолжается и до сих пор....на наших глазах. Быть может вся история - красивая сказка, призванная скрыть настоящее прошлое? |
0
Мамонт
04.07.2016 01:04
[Материал]
А что разбираться Цивилизация...от слова civil - означает город.
Цивилизация - форма существования культуры и общества в виде городов (в идеале мегаполисов). Гражданин (гражанин) - это трансформированное "горожанин". Гражданское право - "горожанское" право. Гражданство появилось в городах, а с ним и классическое "римское право" и все атрибуты цивилизации. |
0
Мамонт
02.07.2016 11:38
[Материал]
Вечный вопрос столкновения дикости и цивилизации. Столкновение культур. И кто прав?
Цивилизация уничтожила их культуру, но принесла им свои блага. Теперь врядли кто из них хотел бы отказаться от машин и супермаркетов, горячей воды в доме и компьютера. Выходит жертвы с обоих сторон были не напрасны? |