Вход / Регистрация
13.11.2024, 04:01
Возле Мангупа нашли древние наскальные росписи
Несколько месяцев назад простой житель Бахчисарайского района обнаружил на одной из скал недалеко от своего посёлка необычные рисунки, похожие на петроглифы — наскальную роспись древнейших обитателей полуострова. Об этом он сообщил учёным, которые сначала усомнились в возможности подобного открытия, но, впоследствии, факт обнаружения уникальных древних изображений подтвердился.
Много раз ходили мимо
Место, где были обнаружены наскальные рисунки, известно археологам давно. Здесь, недалеко от Мангупа, уже не раз работали археологи, проводившие исследования городища — так называемого таврского убежища, которое считалось хорошо изученным. Подобные городища сооружали тавры — жители некоторых регионов Крыма эпохи бронзового века (несколько тысячелетий до нашей эры) и вплоть до последних нескольких столетий до нашей эры. Вообще археологи делят памятники того времени на две группы. К первой, хозяйственно-бытовой по своему назначению (она составляет 57% всех исследованных памятников), относятся городища, посёлки, стоянки и загоны для скота. Вторая группа, характеризующая в основном духовную культуру и социальную структуру общества, представляет собой святилища и погребальные комплексы-захоронения, кромлехи, менгиры, антропоморфные стелы.
Убежища сооружались, в частности, как оборонительные места и их оборонительный характер определяется обычно местоположением — скалистыми обрывами мысов Внутренней горной гряды. Иногда в таких местах археологи находят, кроме черепков древней посуды и предметов примитивного быта, следы оборонительных стен. Примерно такая же, «стандартная» картина была обнаружена и на этом городище. Разве что в этом районе, предположительно, кроме городища, могло находиться и некое таврское святилище. Культовый объект или жертвенник.
Александр Герцен, декан исторического факультета Таврической академии КФУ:
«Казалось, что всё там уже достаточно известно, что можно нового узнать об этом месте? Как вдруг один из местных жителей сообщил, что нашёл на поверхности скалы возле таврского убежища какие-то рисунки, выполненные красной охрой. Мы сначала не поверили в реальность подобного открытия. Мы там много раз были, ходили мимо — ничего не замечали. Здесь нужно заметить, что Крым не богат подобными памятниками, которые относятся к первобытной эпохе. Их всего несколько: Таш-аир в Качинской долине, Алимов навес... И ожидать, что ещё что-то такое найдём, какие-то рисунки, не приходилось. Поэтому и скепсис возник. Но, всё же отправили туда специалиста, который, к нашему огромному удивлению и к радости, подтвердил подлинность находки».
Затем учёные выехали на место и тщательно срисовали эти изображения, предварительно очистив их. Перед ними открылась целая галерея — 24 различных изображения, образующие три сцены. Первая сцена — люди на лошадях, отдельно стоящие фигуры и животные, похожие на горных козлов. Вторая — цепочка изображений, похожая на табун лошадей. Третья — фигуры с широко раскинутыми руками и нечеловеческими головами. Вероятно, что древний художник (или художники) изобразил сцены из повседневной жизни своего племени, запечатлев, в том числе и ритуальные обряды.
Александр Герцен:
«Эти росписи по аналогии более всего приближены к рисункам, известным на Таш-Аире. Они отражают реалии жизни местного населения. И показывают, что эти места в древности населяли скотоводческие племена. Кроме того, правда, пока с осторожностью, можно предположить, что это было индо-арийское племя».
Подробности пока в секрете
Рисунки, найденные в окрестностях Мангупа, не только внешне (и по стилю, и по цвету, и по способу нанесения) более всего похожи на те, которые известны по исследованиям Таш-Аира, что неподалёку от знаменитого пещерного города Качи-Кальон, но и по количеству их можно также сопоставить — все прочие наскальные изображения, найденные в Крыму и относящиеся к бронзовому веку единичны. И, зная об участи рисунков на Таш-Аире, учёные не спешат разглашать точное место нахождения новой древней галереи. Ведь на Таш-Аире, ещё до Великой Отечественной войны было открыто 56 наскальных изображений, демонстрирующих какие-то события, похожие на столкновения двух племён. Но к настоящему моменту их осталось всего около 30. Варварство наших современников — основная причина исчезновения уникальных рисунков.
Александр Герцен:
«Пока научной публикации об этом объекте не было. Но об этой находке я докладывал на конференции в Санкт-Петербурге, посвящённой памяти доктора исторических наук, профессора Абрама Столяра, который занимался изучением происхождения изобразительного искусства Евразии».
Кроме того, учитывая фактическую случайность обнаружения наскальных изображений в районе Мангупа, возникает интригующий вопрос: сколько ещё подобных памятников древнейшего изобразительного искусства может «прятаться» на территории Крыма?..
Много раз ходили мимо
Место, где были обнаружены наскальные рисунки, известно археологам давно. Здесь, недалеко от Мангупа, уже не раз работали археологи, проводившие исследования городища — так называемого таврского убежища, которое считалось хорошо изученным. Подобные городища сооружали тавры — жители некоторых регионов Крыма эпохи бронзового века (несколько тысячелетий до нашей эры) и вплоть до последних нескольких столетий до нашей эры. Вообще археологи делят памятники того времени на две группы. К первой, хозяйственно-бытовой по своему назначению (она составляет 57% всех исследованных памятников), относятся городища, посёлки, стоянки и загоны для скота. Вторая группа, характеризующая в основном духовную культуру и социальную структуру общества, представляет собой святилища и погребальные комплексы-захоронения, кромлехи, менгиры, антропоморфные стелы.
Убежища сооружались, в частности, как оборонительные места и их оборонительный характер определяется обычно местоположением — скалистыми обрывами мысов Внутренней горной гряды. Иногда в таких местах археологи находят, кроме черепков древней посуды и предметов примитивного быта, следы оборонительных стен. Примерно такая же, «стандартная» картина была обнаружена и на этом городище. Разве что в этом районе, предположительно, кроме городища, могло находиться и некое таврское святилище. Культовый объект или жертвенник.
Александр Герцен, декан исторического факультета Таврической академии КФУ:
«Казалось, что всё там уже достаточно известно, что можно нового узнать об этом месте? Как вдруг один из местных жителей сообщил, что нашёл на поверхности скалы возле таврского убежища какие-то рисунки, выполненные красной охрой. Мы сначала не поверили в реальность подобного открытия. Мы там много раз были, ходили мимо — ничего не замечали. Здесь нужно заметить, что Крым не богат подобными памятниками, которые относятся к первобытной эпохе. Их всего несколько: Таш-аир в Качинской долине, Алимов навес... И ожидать, что ещё что-то такое найдём, какие-то рисунки, не приходилось. Поэтому и скепсис возник. Но, всё же отправили туда специалиста, который, к нашему огромному удивлению и к радости, подтвердил подлинность находки».
Затем учёные выехали на место и тщательно срисовали эти изображения, предварительно очистив их. Перед ними открылась целая галерея — 24 различных изображения, образующие три сцены. Первая сцена — люди на лошадях, отдельно стоящие фигуры и животные, похожие на горных козлов. Вторая — цепочка изображений, похожая на табун лошадей. Третья — фигуры с широко раскинутыми руками и нечеловеческими головами. Вероятно, что древний художник (или художники) изобразил сцены из повседневной жизни своего племени, запечатлев, в том числе и ритуальные обряды.
Александр Герцен:
«Эти росписи по аналогии более всего приближены к рисункам, известным на Таш-Аире. Они отражают реалии жизни местного населения. И показывают, что эти места в древности населяли скотоводческие племена. Кроме того, правда, пока с осторожностью, можно предположить, что это было индо-арийское племя».
Подробности пока в секрете
Рисунки, найденные в окрестностях Мангупа, не только внешне (и по стилю, и по цвету, и по способу нанесения) более всего похожи на те, которые известны по исследованиям Таш-Аира, что неподалёку от знаменитого пещерного города Качи-Кальон, но и по количеству их можно также сопоставить — все прочие наскальные изображения, найденные в Крыму и относящиеся к бронзовому веку единичны. И, зная об участи рисунков на Таш-Аире, учёные не спешат разглашать точное место нахождения новой древней галереи. Ведь на Таш-Аире, ещё до Великой Отечественной войны было открыто 56 наскальных изображений, демонстрирующих какие-то события, похожие на столкновения двух племён. Но к настоящему моменту их осталось всего около 30. Варварство наших современников — основная причина исчезновения уникальных рисунков.
Александр Герцен:
«Пока научной публикации об этом объекте не было. Но об этой находке я докладывал на конференции в Санкт-Петербурге, посвящённой памяти доктора исторических наук, профессора Абрама Столяра, который занимался изучением происхождения изобразительного искусства Евразии».
Кроме того, учитывая фактическую случайность обнаружения наскальных изображений в районе Мангупа, возникает интригующий вопрос: сколько ещё подобных памятников древнейшего изобразительного искусства может «прятаться» на территории Крыма?..
 
Комментарии 2
0
andreygolovan
21.07.2016 19:59
[Материал]
Если речь идет о рисунках на скале Кызык-Кулак-Кая возле поселка Красный Мак, то о них и так всем известно за исключением "простого жителя Бахчисарайского района".
|