Вход / Регистрация
19.12.2024, 10:18
Шимпанзе учат детенышей рыбачить
В ходе наблюдений за самками шимпанзе в дикой природе ученые обнаружили, что животные не только сами изготавливали из травинок инструмент, выполняющий функцию «удочки», но и передавали его детенышам в целях обучения полезному навыку.
Чтобы определить, носит ли поведение шимпанзе обучающий характер, использовались сформулированные ранее критерии, применимые ко всем животным:
— «ученик» присутствует при демонстрации поведения;
— «учитель» действует бескорыстно, не получая немедленной выгоды и жертвуя своими ресурсами ради обучения сородича;
— поведение «учителя» помогает «ученику» овладеть новыми навыками;
— «учитель» корректирует свое поведение в зависимости от результатов «экзамена».
Наблюдения за популяцией шимпанзе в национальном парке Нуабале-Ндоки в Конго показали, что сообразительные животные ловят термитов весьма занимательным способом. Приматы находили особые виды травинок, размочаливали их концы и таким образом получали некое подобие «удочки». Затем обезьяны протыкали термитники палкой и просовывали «удочки» в дырки. Благодаря кисточке на конце они выуживали больше термитов, чем обычной травинкой.
Кроме того, животные передавали свои инструменты другим особям. Авторы нового исследования решили выяснить, с какой целью они это делали — просто так или чтобы научить сородичей «рыбачить». Ученые снимали на видео приматов, приходящих к термитникам. После просмотра сотен часов записей было выделено 96 случаев передачи «удочек». Из них были отобраны 57 эпизодов, которые с большей вероятностью могли демонстрировать процесс обучения, так как на них самка передавала свою травинку детенышу.
Анализ данных показал, что взрослые шимпанзе, отдавшие свои удочки, тратили меньше времени на добычу насекомых и, соответственно, довольствовались меньшим уловом. При этом детеныш, получивший щедрый подарок от самки, начинал охотиться самостоятельно и проводил вдвое больше часов за «рыбалкой» и едой. По мнению ученых, такое поведение отвечает установленным критериям обучения: была и предварительная демонстрация навыка, и жертва лакомством в пользу «ученика», и усвоение «урока» детенышем.
Некоторые опытные особи действовали еще более разумно. В четырех случаях шимпанзе запасались несколькими травинками, чтобы делиться ими без ущерба для себя. А одиннадцать самок расщепляли орудие вдоль стебля, получая тем самым две «удочки».
Ученые намерены продолжать исследовать обучающее поведение животных, чтобы точнее определить период его эволюционного развития. Ранее признаки обучения были обнаружены в поведении сурикатов, муравьев и птиц.
Чтобы определить, носит ли поведение шимпанзе обучающий характер, использовались сформулированные ранее критерии, применимые ко всем животным:
— «ученик» присутствует при демонстрации поведения;
— «учитель» действует бескорыстно, не получая немедленной выгоды и жертвуя своими ресурсами ради обучения сородича;
— поведение «учителя» помогает «ученику» овладеть новыми навыками;
— «учитель» корректирует свое поведение в зависимости от результатов «экзамена».
Наблюдения за популяцией шимпанзе в национальном парке Нуабале-Ндоки в Конго показали, что сообразительные животные ловят термитов весьма занимательным способом. Приматы находили особые виды травинок, размочаливали их концы и таким образом получали некое подобие «удочки». Затем обезьяны протыкали термитники палкой и просовывали «удочки» в дырки. Благодаря кисточке на конце они выуживали больше термитов, чем обычной травинкой.
Кроме того, животные передавали свои инструменты другим особям. Авторы нового исследования решили выяснить, с какой целью они это делали — просто так или чтобы научить сородичей «рыбачить». Ученые снимали на видео приматов, приходящих к термитникам. После просмотра сотен часов записей было выделено 96 случаев передачи «удочек». Из них были отобраны 57 эпизодов, которые с большей вероятностью могли демонстрировать процесс обучения, так как на них самка передавала свою травинку детенышу.
Анализ данных показал, что взрослые шимпанзе, отдавшие свои удочки, тратили меньше времени на добычу насекомых и, соответственно, довольствовались меньшим уловом. При этом детеныш, получивший щедрый подарок от самки, начинал охотиться самостоятельно и проводил вдвое больше часов за «рыбалкой» и едой. По мнению ученых, такое поведение отвечает установленным критериям обучения: была и предварительная демонстрация навыка, и жертва лакомством в пользу «ученика», и усвоение «урока» детенышем.
Некоторые опытные особи действовали еще более разумно. В четырех случаях шимпанзе запасались несколькими травинками, чтобы делиться ими без ущерба для себя. А одиннадцать самок расщепляли орудие вдоль стебля, получая тем самым две «удочки».
Ученые намерены продолжать исследовать обучающее поведение животных, чтобы точнее определить период его эволюционного развития. Ранее признаки обучения были обнаружены в поведении сурикатов, муравьев и птиц.