Вход / Регистрация
22.11.2024, 23:36
Сети дорог рвут экологию Земли на части
Негативное воздействие человека на окружающую среду невероятно многогранно. Но далеко не все люди задумываются о том, что, нанося вред природе, они в итоге делают хуже сами себе, ставя под угрозу своё нормальное существование на планете.
Один из таких факторов – это дороги. Да, без них не обойтись, но влияние этой неотъемлемой составляющей деятельности человека на природу необходимо знать и учитывать. Дело в том, что как только начинается строительство дороги и особенно когда она входит в эксплуатацию, экосистема, через которую она проложена, неминуемо меняется. И чем дальше, тем сильнее. Вокруг магистрали начинают селиться люди, она обрастает массой ответвлений, вырубаются леса, разрушаются водные пути, сокращаются места обитания животных и этот список можно продолжать довольно долго.
Экологи, трезво оценивая ситуацию, предпринимают попытки проанализировать её, сделать прогноз на будущее и выработать устраивающую все стороны концепцию действий для максимального сохранения природы.
Так, международная команда исследователей, возглавляемая Пьером Ибишем (Pierre Ibisch), в рамках решения этой задачи составила первую глобальную карту областей, свободных от каких-либо дорог, причём не только зарегистрированных, но и стихийных, а также нелегальных.
Согласно новой оценке, на Земле проложено около 36 миллионов километров дорог. Они разрезают сушу более, чем на 600 тысяч кусков, половина из которых меньше одного квадратного километра. Всего 7% из них имеют площадь более 100 квадратных километров, сюда входит зона тундры и бореальные леса (тайга) Северной Америки и Евразии, а также некоторые тропические области Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.
Один из таких факторов – это дороги. Да, без них не обойтись, но влияние этой неотъемлемой составляющей деятельности человека на природу необходимо знать и учитывать. Дело в том, что как только начинается строительство дороги и особенно когда она входит в эксплуатацию, экосистема, через которую она проложена, неминуемо меняется. И чем дальше, тем сильнее. Вокруг магистрали начинают селиться люди, она обрастает массой ответвлений, вырубаются леса, разрушаются водные пути, сокращаются места обитания животных и этот список можно продолжать довольно долго.
Экологи, трезво оценивая ситуацию, предпринимают попытки проанализировать её, сделать прогноз на будущее и выработать устраивающую все стороны концепцию действий для максимального сохранения природы.
Так, международная команда исследователей, возглавляемая Пьером Ибишем (Pierre Ibisch), в рамках решения этой задачи составила первую глобальную карту областей, свободных от каких-либо дорог, причём не только зарегистрированных, но и стихийных, а также нелегальных.
Согласно новой оценке, на Земле проложено около 36 миллионов километров дорог. Они разрезают сушу более, чем на 600 тысяч кусков, половина из которых меньше одного квадратного километра. Всего 7% из них имеют площадь более 100 квадратных километров, сюда входит зона тундры и бореальные леса (тайга) Северной Америки и Евразии, а также некоторые тропические области Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.
"Наша глобальная карта определяет местонахождение наиболее ценных участков бездорожья, — рассказывает доктор Ибиш. – Во многих случаях они представляют собой сохранившиеся участки некогда обширных функциональных экосистем, которые имеют ключевое значение для экологических процессов, таких как регулирование гидрологического цикла и климата".
Создание глобальной карты дорог – это колоссальный труд. Но на данный момент проект всё же нельзя считать завершённым. Исследователи запрашивали официальные данные по дорогам, а также идентифицировали их на спутниковых картах и даже прибегали к данным краудсорсинговых проектов.
Но есть страны, например, Швейцария, где любая тропинка задокументирована, и есть Борнео, где, помимо официальных дорог, есть вдвое больше незаконных, которые не нанесены на официальные карты. И со спутниковыми снимками не всё так гладко. Имеющийся на данный момент алгоритм идентификации иногда принимает за дороги то, что ими не является и явно нуждается в доработке.
Как бы там ни было, но начало благого дела положено, и учёные надеются, что со временем все недостатки будут устранены. Главной целью проекта авторы считают привлечение внимания общественности к проблеме сохранения биоразнообразия с новой стороны.
К сожалению, в конвенцию ООН о биологическом разнообразии не входит стратегия защиты участков суши, свободных от дорог. При этом по некоторым данным к 2050 году их сеть увеличится на 60%. Учёные призывают ООН в срочном порядке обратить особое внимание на защиту нетронутых территорий, пока не стало слишком поздно.
 
Источник: http://www.vesti.ru/