/ Новости сайта / Наука и Технологии / Операционную систему сохранили в ДНК
07.03.2017

Операционную систему сохранили в ДНК

Оценка: 5.0    2158 0 Наука и Технологии
ДНК использовали для записи и чтения больших объемов данных, сообщает Science. На необычный носитель информации сначала записали код операционной системы и еще пять файлов, а затем прочитали данные без ошибок.

Суть эксперимента

Исследователи из Колумбийского университета и Нью-Йоркского центра генома использовали алгоритм стриминга видео со смартфонов или планшетов. Видоизменив его, ученые добились того, что информация была сжата и сохранена в четырех нуклеотидных основаниях.

Алгоритм полностью раскрыл потенциал ДНК для хранения информации
Эксперименты по хранению данных в ДНК приводились и ранее. Однако такой большой объем информации закодировали и прочитали без ошибок впервые.
В этот раз в ДНК сохранили:

• Операционную систему KolibriOS для компьютеров;
  • Фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1896 года – это одна из первых картин, снятых и показанных братьями Люмьер;
  • Исследование Клода Шеннона в области теории информации 1948 года;
  • Компьютерный вирус;
  • Фото с пластинок «Пионера»;
  • Код 50-долларовой подарочной карты Amazon.

Все файлы объединили в один, а затем разделили его на строки двоичного кода. Используя алгоритм фонтанных кодов, они конвертировали сочетания 00, 01, 10, 11 в четыре нуклеотидных основания: аденин (А), цитозин (С), гуанин (G) и тимин (Т). Затем для блоков добавили метки и сохранили в виде 72 тыс. цепочек ДНК – примерно по 200 оснований в каждой.

Данные в текстовом файле передали специалистам компании Twist Bioscience. Те за две недели синтезировали ДНК – превратили цифровую информацию в пробирку с молекулами.

Умножая образец ДНК с помощью ПЦР, можно генерировать копии и восстанавливать данные

Для расшифровки данных ученые использовали технологии секвенирования, ПЦР (полимеразную цепную реакцию) и специальное программное обеспечение. Данные восстановили без ошибок.

Исследователи подчеркивают, что ДНК является идеальной средой для хранения информации. Специалисты из Гарвардского университета в 2012 году установили, что 1 кубический миллиметр ДНК может хранить 5,5 петабайт данных. Сейчас в грамме ДНК разместили 215 петабайт – в 100 раз больше, чем раньше. Важно, что доступ к информации, закодированный в ДНК, сохраняется на протяжении сотен тысяч лет – многочисленные археологические находки тому подтверждение.

К слову, первым хранить информацию в ДНК предложил советский физик Михаил Нейман. Статья об олигонуклеотидах Неймана была опубликована в 1964 году в журнале «Радиотехника».

Единственный недостаток метода – высокая цена

Для синтеза ДНК с 2 МБ данных ученым потребовалось 7 тыс. долларов, для расшифровки – 2 тыс. Чтобы удешевить процесс, ученые предлагают использовать молекулы более низкого качества. Восстанавливать данные и исправлять ошибки можно за счет особых способов кодирования.

Источник:  https://hi-tech.mail.ru