Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:43
Тайна петроглифов Залавруги
Впервые петроглифы в Карелии были обнаружены в 20-30-х годах XX века. В
Карелии неподалеку от Беломорска на берегу пересохшего протока реки Выг
находится уникальное место, привлекающее ежегодно ученых не только из
России, но и из-за рубежа. На огромных, когда-то
отполированных водой скалах, которые называют «бараньи лбы», в XX веке
были обнаружены сотни наскальных рисунков - петроглифов, сделанных
предположительно в IV— III тысячелетии до нашей эры.
Послание древних
Археологи обнаружили изображения людей и животных, сцены охоты, зарисовки сражений. Более того, были найдены «портреты» фантастических персонажей, тайна которых до сих пор не раскрыта. Этим летом сотрудники Института истории материальной культуры Российской Академии Наук (ИИМК РАН) отправились в Кольскую экспедицию, чтобы подробнее исследовать петроглифы в Карелии, а также стоянку позднего неолита в районе Харловки в Мурманской области.
«Залавруга – это карельские петроглифы, здесь мы будем работать с объектами, которые ранее не исследовались. Планируем сделать контактные копии петроглифов Залавруги для изучения техники выбивки», - пояснил Евгений Колпаков, заместитель начальника экспедиции, старший научный сотрудник Отдела палеолита ИИМК РАН.
Обнаружить новые рисунки невооруженным глазом не так-то и просто. Как сообщили в Институте, выбивки выявляют, осматривая скальные поверхности в разных режимах освещенности. Археологи используют зеркала и экраны, а ночью - фонари. Находки они фотографируют в разное время дня, а также под непрозрачной плёнкой. Кроме того участники экспедиции создают планы петроглифов. Для этого на поверхности скал они расстилают большие листы прозрачной полиэтиленовой плёнки, на которую фломастером переносят изображение. Позже при помощи пластических масс изготавливаются контактные копии, которые и помогут ученым узнать технику выбивки рисунка.
Впервые петроглифы в Карелии были обнаружены в 20-30-х годах XX века. Экспедиция под руководством сотрудника Института истории материальной культуры, профессора Владислава Равдоникаса открыла в 1936 году группу изображений, которая получила название Залавруга. Когда же в 1963 году ученые обнаружили другой комплекс петроглифов, скрытый под слоем почвы, то они назвали его Новая Залавруга.
Всего в низовьях реки обнаружено 39 групп, включающих более 2000 фигур, размеры большинства которых колеблются между 15до 60 см. Стоит отметить, что эта территория оборудована для посещений туристами. Для удобства там проложены специальные деревянные настилы, пройдя по которым можно увидеть основные группы артефактов.
Поза «Беса»
Ученые предполагают, что авторами наскальной живописи являлись морские и сухопутные охотники и собиратели. Сакральный смысл некоторых их них по сей день остается тайной. Например, у северной оконечности острова Шойрукша были найдены «Бесовы Следки» - одни из самых древних в Карелии наскальных изображений. Туристы могут увидеть несколько «следов», которые ведут к фигуре главного «беса». Фигура изображает человека, который стоит на одной ноге, его левая рука приподнята, а один глаз закрыт. Считается, что это поза шамана. По одной из версий, скала с рисунками могла быть местом жертвоприношений.
Рисунку на Бесовом Носу, по оценкам специалистов, около 5 тысяч лет. Рядом были замечены загадочные геометрические фигуры, угадываются изображения рыбы и выдры (возможно, ящерицы). Существует легенда, согласно которой, в XV веке монахи пытались уничтожить эти символы, «дабы обезвредить нечисть», выбив поверх них христианский крест.
Неподалеку от «Бесовых следок» находится другое скопление древних изображений — Ерпин Пудас.
Всего комплект онежских петроглифов насчитывает 24 группы, в которые входят около 1100 фигур и знаков. Самые крупные фигуры достигают 4 метров в высоту. Некоторые из них выбиты на пологих прибрежных скалах. Их можно увидеть на высоте до 2,5 метров от среза воды.
В России существует всего несколько заповедников, которые могли бы конкурировать с уникальными карельскими археологическими достопримечательностями. Например, в Башкортостане есть пещера «Шульган-Таш» (Карпова пещера), которая знаменита рисунками эпохи палеолита. Рисунки там были выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира. Есть и редкие для того времени картины древесным углем. Несмотря на то, что рисунки сейчас в пещере находятся в разной степени сохранности, там угадываются не только фигуры животных, но и лестниц, хижин и всевозможных геометрических фигур.
На Алтае же, на правом берегу реки Чуя, сохранилось урочище Калбак-Таша – целая «галерея» петроглифов. Туристы под руководством экскурсовода могут увидеть изображения людей, оленей, лошадей и коров. Еще одним излюбленным местом для любителей истории является долина реки Елангаш, которая также известна как крупное местонахождение наскальной живописи. Она интересна тем, что самые ранние петроглифы здесь относятся к эпохе бронзы.
Послание древних
Археологи обнаружили изображения людей и животных, сцены охоты, зарисовки сражений. Более того, были найдены «портреты» фантастических персонажей, тайна которых до сих пор не раскрыта. Этим летом сотрудники Института истории материальной культуры Российской Академии Наук (ИИМК РАН) отправились в Кольскую экспедицию, чтобы подробнее исследовать петроглифы в Карелии, а также стоянку позднего неолита в районе Харловки в Мурманской области.
«Залавруга – это карельские петроглифы, здесь мы будем работать с объектами, которые ранее не исследовались. Планируем сделать контактные копии петроглифов Залавруги для изучения техники выбивки», - пояснил Евгений Колпаков, заместитель начальника экспедиции, старший научный сотрудник Отдела палеолита ИИМК РАН.
Обнаружить новые рисунки невооруженным глазом не так-то и просто. Как сообщили в Институте, выбивки выявляют, осматривая скальные поверхности в разных режимах освещенности. Археологи используют зеркала и экраны, а ночью - фонари. Находки они фотографируют в разное время дня, а также под непрозрачной плёнкой. Кроме того участники экспедиции создают планы петроглифов. Для этого на поверхности скал они расстилают большие листы прозрачной полиэтиленовой плёнки, на которую фломастером переносят изображение. Позже при помощи пластических масс изготавливаются контактные копии, которые и помогут ученым узнать технику выбивки рисунка.
Впервые петроглифы в Карелии были обнаружены в 20-30-х годах XX века. Экспедиция под руководством сотрудника Института истории материальной культуры, профессора Владислава Равдоникаса открыла в 1936 году группу изображений, которая получила название Залавруга. Когда же в 1963 году ученые обнаружили другой комплекс петроглифов, скрытый под слоем почвы, то они назвали его Новая Залавруга.
Всего в низовьях реки обнаружено 39 групп, включающих более 2000 фигур, размеры большинства которых колеблются между 15до 60 см. Стоит отметить, что эта территория оборудована для посещений туристами. Для удобства там проложены специальные деревянные настилы, пройдя по которым можно увидеть основные группы артефактов.
Поза «Беса»
Ученые предполагают, что авторами наскальной живописи являлись морские и сухопутные охотники и собиратели. Сакральный смысл некоторых их них по сей день остается тайной. Например, у северной оконечности острова Шойрукша были найдены «Бесовы Следки» - одни из самых древних в Карелии наскальных изображений. Туристы могут увидеть несколько «следов», которые ведут к фигуре главного «беса». Фигура изображает человека, который стоит на одной ноге, его левая рука приподнята, а один глаз закрыт. Считается, что это поза шамана. По одной из версий, скала с рисунками могла быть местом жертвоприношений.
Рисунку на Бесовом Носу, по оценкам специалистов, около 5 тысяч лет. Рядом были замечены загадочные геометрические фигуры, угадываются изображения рыбы и выдры (возможно, ящерицы). Существует легенда, согласно которой, в XV веке монахи пытались уничтожить эти символы, «дабы обезвредить нечисть», выбив поверх них христианский крест.
Неподалеку от «Бесовых следок» находится другое скопление древних изображений — Ерпин Пудас.
Всего комплект онежских петроглифов насчитывает 24 группы, в которые входят около 1100 фигур и знаков. Самые крупные фигуры достигают 4 метров в высоту. Некоторые из них выбиты на пологих прибрежных скалах. Их можно увидеть на высоте до 2,5 метров от среза воды.
В России существует всего несколько заповедников, которые могли бы конкурировать с уникальными карельскими археологическими достопримечательностями. Например, в Башкортостане есть пещера «Шульган-Таш» (Карпова пещера), которая знаменита рисунками эпохи палеолита. Рисунки там были выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира. Есть и редкие для того времени картины древесным углем. Несмотря на то, что рисунки сейчас в пещере находятся в разной степени сохранности, там угадываются не только фигуры животных, но и лестниц, хижин и всевозможных геометрических фигур.
На Алтае же, на правом берегу реки Чуя, сохранилось урочище Калбак-Таша – целая «галерея» петроглифов. Туристы под руководством экскурсовода могут увидеть изображения людей, оленей, лошадей и коров. Еще одним излюбленным местом для любителей истории является долина реки Елангаш, которая также известна как крупное местонахождение наскальной живописи. Она интересна тем, что самые ранние петроглифы здесь относятся к эпохе бронзы.