Вход / Регистрация
22.11.2024, 01:45
Загадочное Тартессийское государство
Веками Тартесс был одним из тех загадочных государств древности, известных ученым только по письменным источникам. О богатой и могущественной державе на Иберийском полуострове сообщали такие авторитеты как Геродот, Ливий, Страбон и многие другие, однако первые материальные следы существования Тартесса археологи нашли относительно недавно, меньше ста лет назад.
Вопреки ожиданиям, археологические открытия лишь укрепили загадочную репутацию Тартесса. Если для древних авторов Тартессийская держава не была мифом, они описывали реально происходившие события, от конфликтов на море до удачных торговых сделок, то в ХХ веке Тартесс, открытый заново, быстро оброс мифами и легендами: собственно, его первооткрыватель, немецкий археолог Адольф Шультен, считал Тартесс прообразом или, по меньшей мере, колонией погибшей Атлантиды Платона. И эта версия не отвергается как ненаучная даже в наши дни, но об этом – чуть ниже.
Надо признать, что Тартесс прекрасно подходит для развития исторического воображения. Несметные богатства, столетия процветания – и внезапный, труднообъяснимый конец. Собственная письменность как прямой источник информации – и невозможность ее расшифровать. Известное по описаниям древних историков расположение в устье и по берегам реки Гвадалквивир – и отсутствие там каких-либо значимых руин. Все находки эпохи Тартесса были сделаны случайно, а накопленных материальных свидетельств недостаточно для понимания древней культуры.
Открытие, сделанное в 2015 году на западе Испании, в области Эстремадура, может исправить ситуацию. В местечке Турунуэло в провинции Бадахос, на краю национального парка Лас Вегас дель Гуадиана, посреди сугубо сельскохозяйственных земель с плантациями помидоров археологи обнаружили крупное сооружение эпохи Тартесса – площадью более гектара и возрастом 2500 лет. С тех пор ученые вынуждены регулярно отчитываться прессе о своих находках – для Испании все, что связано с Тартессом, имеет национальное значение.
В этом году количество новостей из Турунуэло резко возросло: по мере «углубления» раскопок открытия происходят одно за другим. В апреле этого года El Pais опубликовал репортаж о находке в Турунуэло уникальной лестницы, в июне вышла статья в испанском издании National Geographic, в июле El Pais сообщил подробности о мрачной находке у подножья лестницы. Подавляющее большинство материалов выходит на испанском, однако в предпоследнем номере журнала Current World Archaeology опубликовано большое интервью с руководителями раскопок в Турунуэло на английском языке.
Вопреки ожиданиям, археологические открытия лишь укрепили загадочную репутацию Тартесса. Если для древних авторов Тартессийская держава не была мифом, они описывали реально происходившие события, от конфликтов на море до удачных торговых сделок, то в ХХ веке Тартесс, открытый заново, быстро оброс мифами и легендами: собственно, его первооткрыватель, немецкий археолог Адольф Шультен, считал Тартесс прообразом или, по меньшей мере, колонией погибшей Атлантиды Платона. И эта версия не отвергается как ненаучная даже в наши дни, но об этом – чуть ниже.
Надо признать, что Тартесс прекрасно подходит для развития исторического воображения. Несметные богатства, столетия процветания – и внезапный, труднообъяснимый конец. Собственная письменность как прямой источник информации – и невозможность ее расшифровать. Известное по описаниям древних историков расположение в устье и по берегам реки Гвадалквивир – и отсутствие там каких-либо значимых руин. Все находки эпохи Тартесса были сделаны случайно, а накопленных материальных свидетельств недостаточно для понимания древней культуры.
Открытие, сделанное в 2015 году на западе Испании, в области Эстремадура, может исправить ситуацию. В местечке Турунуэло в провинции Бадахос, на краю национального парка Лас Вегас дель Гуадиана, посреди сугубо сельскохозяйственных земель с плантациями помидоров археологи обнаружили крупное сооружение эпохи Тартесса – площадью более гектара и возрастом 2500 лет. С тех пор ученые вынуждены регулярно отчитываться прессе о своих находках – для Испании все, что связано с Тартессом, имеет национальное значение.
В этом году количество новостей из Турунуэло резко возросло: по мере «углубления» раскопок открытия происходят одно за другим. В апреле этого года El Pais опубликовал репортаж о находке в Турунуэло уникальной лестницы, в июне вышла статья в испанском издании National Geographic, в июле El Pais сообщил подробности о мрачной находке у подножья лестницы. Подавляющее большинство материалов выходит на испанском, однако в предпоследнем номере журнала Current World Archaeology опубликовано большое интервью с руководителями раскопок в Турунуэло на английском языке.
До сенсационной находки на помидорной плантации знания ученых о Тартессе сводились примерно к следующему:
Тартесс – одна из древнейших цивилизаций Европы, существовавшая с XI по V век до нашей эры на территории современной Андалусии, в треугольнике провинций Уэльва, Севилья и Кадис. Пик процветания Тартесса пришелся на VIII – VII века до н.э. благодаря сочетанию двух факторов: 1) наличие собственных богатейших запасов самых востребованных в ту эпоху металлов – серебра, меди и олова, и 2) выход на рынки сбыта. Тартесс стратегически расположился на перекрестке атлантических и средиземноморских торговых путей в эпоху колониальной экспансии греков и финикийцев: коммерческие контакты с восточными торговцами из региона Эгейского моря и Леванта установились не позднее IX века до н.э., значительно обогатив собственную культуру Тартесса – из рыхлого сообщества местных племен он превратился в структурированное, иерархически организованное, урбанизированное государство. Следы процесса «ориентализации», восточного влияния, общего для всего Средиземноморья той эпохи, отразились в материальной культуре Тартесса: в его искусстве, бытовой и культовой архитектуре, в найденных артефактах элементы местного происхождения сочетаются с «импортными», завезенными финикийцами.
Собственное сырье и развитые торговые связи сделали Тартесс важнейшим игроком на арене своего мира: древние авторы пишут о Тартессе (Таршише) как об очень богатом и влиятельном государстве на крайнем западе Средиземноморья. Современные археологи видят Тартесс как сложноорганизованное сообщество с крепкими местными корнями и, в то же время, открытое для внешних связей.
В этом и заключается первая загадка: почему, в отличие от других современных ему европейских цивилизаций – греческой, этрусской, римской, — Тартесс так и не дожил до «классического» периода? Классическая античность, напомним, это эпоха распространения цивилизации Греции и Рима, IV — II века до нашей эры.
Руины, найденные на помидорной плантации в Эстремадуре, имеют прямое отношение к закату Тартессийской державы, и этим особенно интересны ученым. Раскопки ведутся под руководством двух археологов из Высшего совета по научным исследованиям Испании, Эстер Родригес (Esther Rodrigez) и Себастьяна Селестино (Sebastián Celestino), директора Института археологии города Мерида. За два года, прошедшие с начала работ, ученые сделали несколько удивительных и пока не полностью объяснимых открытий. Появилась надежда, что такими темпами археологи быстро сократят дефицит материальных останков тартесской культуры: древнее поселение оказалось крупнейшим из найденных до сих пор, за два года удалось исследовать лишь 7% его площади.
На этих «семи процентах» археологи уже нашли множество артефактов, поражающих своей роскошью и превосходной сохранностью. Все виды ювелирных украшений, наконечники копий, различные емкости, котлы, сосуды, семена, фрагменты тканей, бронзовые жаровни, выкопанные из земли, обещают многое рассказать о жизни и смерти загадочной дороманской цивилизации.
Пока самой большой загадкой Турунуэло оказалась центральная лестница, некогда соединявшая два этажа большого здания. Как и положено сенсационной находке, вид у этой лестницы самый что ни на есть обычный – десять ступеней общей высотой 2,5 метра. Ширина каждой ступени – 40 см, высота – 22 см. Пять верхних ступеней отделаны сланцевыми плитами, пять нижних сделаны из «невозможного» материала, который и озадачил ученых.
Для создания пяти нижних ступеней древние строители использовали раствор из оксида кальция (проще говоря, извести) и гранитной крошки, который, вероятно, заливали в формы и оставляли до затвердевания. Получился своеобразный «искусственный камень», представляющий собой некую раннюю разновидность бетона – «протобетон», по выражению испанских ученых. Есть лишь одно «но»: первое задокументированное применение бетоноподобного раствора, opus caementicium, произошло на целое столетие позже и не здесь, а в Римской империи. Не успели СМИ рассказать о том, что секрет древнеримского бетона наконец-то раскрыт, как история подкинула ученым новую загадку, из другого времени и другой, дороманской, цивилизации. Лестница в Турунуэло создана с применением технологии, которая «должна была» появиться на западе Средиземноморья гораздо позже.
Еще одна загадка – сама лестница как архитектурный элемент здания. «По нашим прежним представлениям, такую конструкцию в то время создать просто не могли. Безусловно, лестницы на Иберийском полуострове строили, но гораздо позже, не в эту эпоху. Всё, что мы до сих пор находили из того времени – V век до нашей эры и старше, — это грубо сложенные ступеньки из камней и сырцовых кирпичей, чисто утилитарные, сделанные лишь для того, чтобы было удобнее преодолевать какой-то подъем на местности», — говорит Эстер Родригес.
Лестница соединяет два этажа здания, и это тоже уникальная деталь, ничего подобного прежде археологам не встречалось. Ранее ученые лишь предполагали, что в Тартессе существовали двухэтажные постройки, на основании описаний в библейских текстах, но «это первое из найденных зданий эпохи Тартесса, где оба этажа сохранились», сказал Себастьян Селестино.
Какие функции были у двухэтажного сооружения и почему археологи уверены, что оно именно тартесское, если ранее ошибки уже случались – некоторые находки эпохи Тартесса при тщательном изучении оказывались финикийскими?
Вот, например, мнение Хосе Эскасена (Jose Escacena), профессора археологии в университете Севильи, который предлагает свое видение тартесской цивилизации и религии как двойственной сущности: «Тартесс появился в результате смешения двух культур – с одной стороны, это аборигенное население Иберийского полуострова, с другой – пришлые финикийцы. Одни исследователи полагают, что и религия в Тартессе была смешанной, тогда как другие считают, что верования местных и пришлых существовали параллельно, не пересекаясь. Сложность в том, что мы гораздо лучше понимаем верования финикийской части населения, их религия была более «урбанистичной», требующей постройки зданий, святилищ... Тогда как местные поклонялись природе и особенно воде, устраивая священные церемонии на священных участках рек».
По мнению Эскасены, постройка в Турунуэло могла быть финикийской или использовалась финикийцами для своих обрядов.
Некоторые ответы археологи обнаружили при раскопках нижнего этажа здания. Многие найденные артефакты типичны для тартесской культуры.
С определением функции здания возникли сложности: оно отличается от других тартесских построек, найденных в регионе, таких как знаменитое святилище Канчо Роано или курган «Ла Мата» в Кампанарио. Сооружение в Турунуэло имеет черты жилого дворца и, в то же время, погребального комплекса.
«Верхний уровень совершенно определенно имел ритуальную функцию – мы обнаружили там несколько алтарей. Но есть ощущение, что в этом здании культовая функция сочеталась с какой-то другой деятельностью. Некоторые детали наводят на мысль о погребениях: например, земляные полы оставлены без покрытия, несмотря на роскошную отделку всех других элементов здания. Однако тот факт, что здание двухуровневое, подсказывает вообще что-то иное», — рассуждает Северино.
В апреле на верхнем уровне сооружения, возле той самой центральной лестницы, были найдены скелеты двух лошадей. Пару месяцев спустя, когда ученые добрались до нижнего уровня, у подножья лестницы они обнаружили огромное количество других останков – в общей сложности 60 животных, включая 17 лошадей, двух быков и свинью. Кости будут изучены в лаборатории, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что большинство животных – жертвенные и были умерщвлены во время особого, очень важного ритуала.
Эту находку, пожалуй, можно назвать главной сенсацией раскопок в Турунуэло. Всё указывает на исключительный статус жертвоприношения, особенно останки семнадцати лошадей: в ту эпоху лошади были очень дорогими, престижными животными, их не могли умертвить без серьезной причины, тем более в таком количестве. Судя по результатам первых исследований, ни одна из семнадцати лошадей при жизни не использовалась ни для работы в упряжи, ни для верховой езды. Однако все животные были принесены в жертву в полном снаряжении – которое и в наши дни стоит как крыло от «Боинга» (шутка), а семнадцать таких комплектов – как целый небольшой самолет (не шутка).
Событие, ради которого жрецы Тартесса пошли на такие жертвы, в общих чертах известно и радостным оно не было. Археологи считают, что жертвоприношение было частью ритуала закрытия святилища перед его уничтожением.
«Великое жертвоприношение было прощальным даром богам перед окончательным уходом людей из Турунуэло. По количеству и стоимости жертвенных животных мы можем судить о зажиточности этого тартесского поселения – лошади в то время были показателем богатства и высокого социального статуса. Помимо останков животных, мы нашли множество амфор, корзин с зерном и других ценных предметов, дающих четкое представление о глубокой значимости финального обряда перед последующим уничтожением священного места», — говорит Себастьян Селестино.
Частью прощальной церемонии было роскошное пиршество – его следы тоже обнаружили в этом году. В одном из залов археологи нашли полный набор соответствующих «кухонных принадлежностей»: огромный котел, два кувшина, гриль, несколько вертелов для мяса, жаровню, сито и так далее. Все из бронзы и все – высокого качества. Керамическая посуда представлена многочисленными блюдами и кубками с краснополосным орнаментом, имитирующим греческий стиль. На полу окружающих помещений валялись груды костей и пустых раковин от морепродуктов – объедки последнего ритуального пира в Турунуэло.
«Обряд закрытия святилища поднимает много вопросов. Очевидно, что по окончании пиршества и церемонии жертвоприношения здание подожгли, а затем «похоронили» — сначала под слоем земли, потом – ила и глины со дна реки Гуадиана. Найденные внутри здания бронзовые артефакты лежали на своих местах, но все они были сломаны или разбиты, словно их хотели сделать бесполезными. Мы полагаем, что церемония прощания и «похорон» здания была связана с приближающейся войной, это наиболее вероятное объяснение», — говорит Селестино. Следы подобного ритуала археологи уже видели в другом тартесском святилище, Канчо Роано.
Любопытно, что трагический обряд разрушения здания огнем и землей оказался благословением для современных исследователей: все очень хорошо сохранилось. «Пожар лишь укрепил мощные, местами до трех метров толщиной, стены святилища, сложенные из необожженного кирпича, а быстрые «похороны» под слоями земли и глины способствовали сохранности металлических предметов», — отметил Себастьян Селестино.
Народ Тартесса уже второй раз за свою историю был вынужден покинуть свои дома и святилища, на этот раз окончательно. Впервые это произошло в VI веке до нашей эры: цивилизация, выросшая на атлантическом побережье в устье Гвадалквивира благодаря морской торговле, приняла на себя страшный удар природы – землетрясение и цунами, опустошившие прибрежные земли. Современные исследователи нашли геологические следы этой природной катастрофы, случившейся в древности и, вероятно, положившей начало легенде об Атлантиде.
Единственным государством, серьезно пострадавшим от удара стихии, оказался Тартесс: в конце VI века до н.э. его жителям пришлось мигрировать вглубь страны, на берега реки Гуадиана, и строить жизнь заново. Впрочем, не только природа могла стать причиной глубокого кризиса, но и международные конфликты: Тартесс был тесно связан как с финикийцами, так и с греками, а те, в свою очередь, враждовали между собой за превосходство на море. Экономика Тартесса, скорее всего, оказалась побочной жертвой этих столкновений.
От чего бы ни бежали тартессийцы с побережья в глубь страны, археологические находки датируют эту миграцию концом VI века до нашей эры. Но прошло всего сто лет, и Тартесс полностью исчез из истории, письменной и материальной: археологи не нашли ни одного тартесского артефакта младше 500 года до нашей эры. Вместо них нашли много кельтских...
Распространена гипотеза, что Тартесс уничтожили финикийцы (карфагеняне) в отместку за союз Тартесса с греками. Однако новейшие археологические находки подсказывают иное развитие событий: ослабевшую державу погубили не давно знакомые финикийцы, а кельты, хлынувшие в Иберию с севера. Кельтские племена согнали тартессийцев с недавно обжитых мест, окончательно и бесповоротно.
В конце пятого или начале четвертого века до н.э., опасаясь неизбежного столкновения с чужаками-кельтами, обитатели Турунуэло приняли решение уничтожить и «похоронить» свои дома и святилища, чтобы не оставлять их на разграбление новым завоевателям.
Профессор Хосе Эскасена приводит исторические параллели с современностью: «Когда народ вынужден покинуть свою территорию из-за смены власти, его святилища разрушаются народом, эту власть получившим – как произошло в секторе Газа после ухода Израиля в 2005 году: палестинцы первым делом разрушили синагоги».
Спасение святынь через их разрушение — лишь одна из версий развития событий в Турунуэло. Физические следы прощального обряда, пожара и «похорон» здания очевидны, однако точные мотивы и причины такого решения до конца не ясны, оставляя пространство для самых разных гипотез.
Возможно, новые ответы и новые загадки найдутся позже, на еще не исследованных 93% тартесского поселения, похороненного под грядками помидоров в далекой Эстремадуре.
Тартесс – одна из древнейших цивилизаций Европы, существовавшая с XI по V век до нашей эры на территории современной Андалусии, в треугольнике провинций Уэльва, Севилья и Кадис. Пик процветания Тартесса пришелся на VIII – VII века до н.э. благодаря сочетанию двух факторов: 1) наличие собственных богатейших запасов самых востребованных в ту эпоху металлов – серебра, меди и олова, и 2) выход на рынки сбыта. Тартесс стратегически расположился на перекрестке атлантических и средиземноморских торговых путей в эпоху колониальной экспансии греков и финикийцев: коммерческие контакты с восточными торговцами из региона Эгейского моря и Леванта установились не позднее IX века до н.э., значительно обогатив собственную культуру Тартесса – из рыхлого сообщества местных племен он превратился в структурированное, иерархически организованное, урбанизированное государство. Следы процесса «ориентализации», восточного влияния, общего для всего Средиземноморья той эпохи, отразились в материальной культуре Тартесса: в его искусстве, бытовой и культовой архитектуре, в найденных артефактах элементы местного происхождения сочетаются с «импортными», завезенными финикийцами.
Собственное сырье и развитые торговые связи сделали Тартесс важнейшим игроком на арене своего мира: древние авторы пишут о Тартессе (Таршише) как об очень богатом и влиятельном государстве на крайнем западе Средиземноморья. Современные археологи видят Тартесс как сложноорганизованное сообщество с крепкими местными корнями и, в то же время, открытое для внешних связей.
В этом и заключается первая загадка: почему, в отличие от других современных ему европейских цивилизаций – греческой, этрусской, римской, — Тартесс так и не дожил до «классического» периода? Классическая античность, напомним, это эпоха распространения цивилизации Греции и Рима, IV — II века до нашей эры.
Руины, найденные на помидорной плантации в Эстремадуре, имеют прямое отношение к закату Тартессийской державы, и этим особенно интересны ученым. Раскопки ведутся под руководством двух археологов из Высшего совета по научным исследованиям Испании, Эстер Родригес (Esther Rodrigez) и Себастьяна Селестино (Sebastián Celestino), директора Института археологии города Мерида. За два года, прошедшие с начала работ, ученые сделали несколько удивительных и пока не полностью объяснимых открытий. Появилась надежда, что такими темпами археологи быстро сократят дефицит материальных останков тартесской культуры: древнее поселение оказалось крупнейшим из найденных до сих пор, за два года удалось исследовать лишь 7% его площади.
На этих «семи процентах» археологи уже нашли множество артефактов, поражающих своей роскошью и превосходной сохранностью. Все виды ювелирных украшений, наконечники копий, различные емкости, котлы, сосуды, семена, фрагменты тканей, бронзовые жаровни, выкопанные из земли, обещают многое рассказать о жизни и смерти загадочной дороманской цивилизации.
Пока самой большой загадкой Турунуэло оказалась центральная лестница, некогда соединявшая два этажа большого здания. Как и положено сенсационной находке, вид у этой лестницы самый что ни на есть обычный – десять ступеней общей высотой 2,5 метра. Ширина каждой ступени – 40 см, высота – 22 см. Пять верхних ступеней отделаны сланцевыми плитами, пять нижних сделаны из «невозможного» материала, который и озадачил ученых.
Для создания пяти нижних ступеней древние строители использовали раствор из оксида кальция (проще говоря, извести) и гранитной крошки, который, вероятно, заливали в формы и оставляли до затвердевания. Получился своеобразный «искусственный камень», представляющий собой некую раннюю разновидность бетона – «протобетон», по выражению испанских ученых. Есть лишь одно «но»: первое задокументированное применение бетоноподобного раствора, opus caementicium, произошло на целое столетие позже и не здесь, а в Римской империи. Не успели СМИ рассказать о том, что секрет древнеримского бетона наконец-то раскрыт, как история подкинула ученым новую загадку, из другого времени и другой, дороманской, цивилизации. Лестница в Турунуэло создана с применением технологии, которая «должна была» появиться на западе Средиземноморья гораздо позже.
Еще одна загадка – сама лестница как архитектурный элемент здания. «По нашим прежним представлениям, такую конструкцию в то время создать просто не могли. Безусловно, лестницы на Иберийском полуострове строили, но гораздо позже, не в эту эпоху. Всё, что мы до сих пор находили из того времени – V век до нашей эры и старше, — это грубо сложенные ступеньки из камней и сырцовых кирпичей, чисто утилитарные, сделанные лишь для того, чтобы было удобнее преодолевать какой-то подъем на местности», — говорит Эстер Родригес.
Лестница соединяет два этажа здания, и это тоже уникальная деталь, ничего подобного прежде археологам не встречалось. Ранее ученые лишь предполагали, что в Тартессе существовали двухэтажные постройки, на основании описаний в библейских текстах, но «это первое из найденных зданий эпохи Тартесса, где оба этажа сохранились», сказал Себастьян Селестино.
Какие функции были у двухэтажного сооружения и почему археологи уверены, что оно именно тартесское, если ранее ошибки уже случались – некоторые находки эпохи Тартесса при тщательном изучении оказывались финикийскими?
Вот, например, мнение Хосе Эскасена (Jose Escacena), профессора археологии в университете Севильи, который предлагает свое видение тартесской цивилизации и религии как двойственной сущности: «Тартесс появился в результате смешения двух культур – с одной стороны, это аборигенное население Иберийского полуострова, с другой – пришлые финикийцы. Одни исследователи полагают, что и религия в Тартессе была смешанной, тогда как другие считают, что верования местных и пришлых существовали параллельно, не пересекаясь. Сложность в том, что мы гораздо лучше понимаем верования финикийской части населения, их религия была более «урбанистичной», требующей постройки зданий, святилищ... Тогда как местные поклонялись природе и особенно воде, устраивая священные церемонии на священных участках рек».
По мнению Эскасены, постройка в Турунуэло могла быть финикийской или использовалась финикийцами для своих обрядов.
Некоторые ответы археологи обнаружили при раскопках нижнего этажа здания. Многие найденные артефакты типичны для тартесской культуры.
С определением функции здания возникли сложности: оно отличается от других тартесских построек, найденных в регионе, таких как знаменитое святилище Канчо Роано или курган «Ла Мата» в Кампанарио. Сооружение в Турунуэло имеет черты жилого дворца и, в то же время, погребального комплекса.
«Верхний уровень совершенно определенно имел ритуальную функцию – мы обнаружили там несколько алтарей. Но есть ощущение, что в этом здании культовая функция сочеталась с какой-то другой деятельностью. Некоторые детали наводят на мысль о погребениях: например, земляные полы оставлены без покрытия, несмотря на роскошную отделку всех других элементов здания. Однако тот факт, что здание двухуровневое, подсказывает вообще что-то иное», — рассуждает Северино.
В апреле на верхнем уровне сооружения, возле той самой центральной лестницы, были найдены скелеты двух лошадей. Пару месяцев спустя, когда ученые добрались до нижнего уровня, у подножья лестницы они обнаружили огромное количество других останков – в общей сложности 60 животных, включая 17 лошадей, двух быков и свинью. Кости будут изучены в лаборатории, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что большинство животных – жертвенные и были умерщвлены во время особого, очень важного ритуала.
Эту находку, пожалуй, можно назвать главной сенсацией раскопок в Турунуэло. Всё указывает на исключительный статус жертвоприношения, особенно останки семнадцати лошадей: в ту эпоху лошади были очень дорогими, престижными животными, их не могли умертвить без серьезной причины, тем более в таком количестве. Судя по результатам первых исследований, ни одна из семнадцати лошадей при жизни не использовалась ни для работы в упряжи, ни для верховой езды. Однако все животные были принесены в жертву в полном снаряжении – которое и в наши дни стоит как крыло от «Боинга» (шутка), а семнадцать таких комплектов – как целый небольшой самолет (не шутка).
Событие, ради которого жрецы Тартесса пошли на такие жертвы, в общих чертах известно и радостным оно не было. Археологи считают, что жертвоприношение было частью ритуала закрытия святилища перед его уничтожением.
«Великое жертвоприношение было прощальным даром богам перед окончательным уходом людей из Турунуэло. По количеству и стоимости жертвенных животных мы можем судить о зажиточности этого тартесского поселения – лошади в то время были показателем богатства и высокого социального статуса. Помимо останков животных, мы нашли множество амфор, корзин с зерном и других ценных предметов, дающих четкое представление о глубокой значимости финального обряда перед последующим уничтожением священного места», — говорит Себастьян Селестино.
Частью прощальной церемонии было роскошное пиршество – его следы тоже обнаружили в этом году. В одном из залов археологи нашли полный набор соответствующих «кухонных принадлежностей»: огромный котел, два кувшина, гриль, несколько вертелов для мяса, жаровню, сито и так далее. Все из бронзы и все – высокого качества. Керамическая посуда представлена многочисленными блюдами и кубками с краснополосным орнаментом, имитирующим греческий стиль. На полу окружающих помещений валялись груды костей и пустых раковин от морепродуктов – объедки последнего ритуального пира в Турунуэло.
«Обряд закрытия святилища поднимает много вопросов. Очевидно, что по окончании пиршества и церемонии жертвоприношения здание подожгли, а затем «похоронили» — сначала под слоем земли, потом – ила и глины со дна реки Гуадиана. Найденные внутри здания бронзовые артефакты лежали на своих местах, но все они были сломаны или разбиты, словно их хотели сделать бесполезными. Мы полагаем, что церемония прощания и «похорон» здания была связана с приближающейся войной, это наиболее вероятное объяснение», — говорит Селестино. Следы подобного ритуала археологи уже видели в другом тартесском святилище, Канчо Роано.
Любопытно, что трагический обряд разрушения здания огнем и землей оказался благословением для современных исследователей: все очень хорошо сохранилось. «Пожар лишь укрепил мощные, местами до трех метров толщиной, стены святилища, сложенные из необожженного кирпича, а быстрые «похороны» под слоями земли и глины способствовали сохранности металлических предметов», — отметил Себастьян Селестино.
Народ Тартесса уже второй раз за свою историю был вынужден покинуть свои дома и святилища, на этот раз окончательно. Впервые это произошло в VI веке до нашей эры: цивилизация, выросшая на атлантическом побережье в устье Гвадалквивира благодаря морской торговле, приняла на себя страшный удар природы – землетрясение и цунами, опустошившие прибрежные земли. Современные исследователи нашли геологические следы этой природной катастрофы, случившейся в древности и, вероятно, положившей начало легенде об Атлантиде.
Единственным государством, серьезно пострадавшим от удара стихии, оказался Тартесс: в конце VI века до н.э. его жителям пришлось мигрировать вглубь страны, на берега реки Гуадиана, и строить жизнь заново. Впрочем, не только природа могла стать причиной глубокого кризиса, но и международные конфликты: Тартесс был тесно связан как с финикийцами, так и с греками, а те, в свою очередь, враждовали между собой за превосходство на море. Экономика Тартесса, скорее всего, оказалась побочной жертвой этих столкновений.
От чего бы ни бежали тартессийцы с побережья в глубь страны, археологические находки датируют эту миграцию концом VI века до нашей эры. Но прошло всего сто лет, и Тартесс полностью исчез из истории, письменной и материальной: археологи не нашли ни одного тартесского артефакта младше 500 года до нашей эры. Вместо них нашли много кельтских...
Распространена гипотеза, что Тартесс уничтожили финикийцы (карфагеняне) в отместку за союз Тартесса с греками. Однако новейшие археологические находки подсказывают иное развитие событий: ослабевшую державу погубили не давно знакомые финикийцы, а кельты, хлынувшие в Иберию с севера. Кельтские племена согнали тартессийцев с недавно обжитых мест, окончательно и бесповоротно.
В конце пятого или начале четвертого века до н.э., опасаясь неизбежного столкновения с чужаками-кельтами, обитатели Турунуэло приняли решение уничтожить и «похоронить» свои дома и святилища, чтобы не оставлять их на разграбление новым завоевателям.
Профессор Хосе Эскасена приводит исторические параллели с современностью: «Когда народ вынужден покинуть свою территорию из-за смены власти, его святилища разрушаются народом, эту власть получившим – как произошло в секторе Газа после ухода Израиля в 2005 году: палестинцы первым делом разрушили синагоги».
Спасение святынь через их разрушение — лишь одна из версий развития событий в Турунуэло. Физические следы прощального обряда, пожара и «похорон» здания очевидны, однако точные мотивы и причины такого решения до конца не ясны, оставляя пространство для самых разных гипотез.
Возможно, новые ответы и новые загадки найдутся позже, на еще не исследованных 93% тартесского поселения, похороненного под грядками помидоров в далекой Эстремадуре.