Вход / Регистрация
05.11.2024, 13:20
Как максимально использовать ресурсы мозга?
Нейроисследователи из Высшей школы экономики и университетской клиники Шарите в Берлине предложили метод, способный предсказать, в какие именно моменты обработка мозгом информации происходит быстрее. Этот метод позволяет прогнозировать поведенческую реакцию на стимул на основе фазы колебаний, регистрируемых при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ). Такой подход, связанный с возможным предъявлением стимула в наиболее чувствительные для его обработки мозгом временные интервалы, может в перспективе найти применение в различных областях, включая терапию, обучение и спорт. Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Neuroimage.
Даже в состоянии покоя в мозге человека происходит генерация сложных колебаний, которые можно зарегистрировать с помощью ЭЭГ.
Эти колебания имеют различные частоты (к примеру, альфа-осцилляции ~ 10 Гц, бета ~ 20 Гц, тета ~ 7 Гц) и регистрируются приборами как изменения электрического поля, генерируемого нейронами. Одна из популярных гипотез связана с тем, что способность человека реагировать на различные стимулы и в целом перерабатывать информацию зависит от того, на какую амплитуду или фазу колебаний приходит сигнал.
Ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Вадим Никулин
Поясняет один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Вадим Никулин: "Представьте, что человеку в качестве стимулов предъявляются слова, которые нужно запомнить. Интересным представляется тот факт, что то, насколько хорошо он запомнит слово, может зависеть от параметров сигнала, предшествующего предъявлению слова. Или другой пример: время старта на стометровке у олимпийцев — реакция на стартовый выстрел может колебаться в диапазоне десятков миллисекунд. Это довольно большой разброс во времени, учитывая то, насколько важны эти самые миллисекунды на финише. Даже у одного атлета время реакции на стартовый стимул может варьировать очень существенно. То, насколько быстро спортсмен реагирует, может зависеть от того, в каком состоянии находился его мозг. В оптимальном для переработки информации состоянии мы реагируем на стимул быстрее, в неблагоприятном нейрональном состоянии — медленнее. В свою очередь, оптимальное состояние, приводящее к формированию быстрых реакций, связано со специфическими параметрами колебаний".
Факт, что реакция человека в ответ на стимул зависит от различных факторов, включая то, на какую фазу низкочастотных медленных колебаний пришелся стимул, был известен ученым ранее. Но сейчас исследователям удалось разработать новый многомерный метод, основанный на максимизации зависимости между фазой колебаний и последующей поведенческой реакцией. Ученые анализировали активность мозга людей, записанную с помощью 90 ЭЭГ-электродов, учитывая при этом, в отличие от предыдущих работ, многомерное распределение параметров колебаний для более точного предсказания времени реакции.
Эксперимент по изучению влияния фазы нейрональных колебаний на скорость моторной реакции
К указательному пальцу доминантной руки испытуемых крепили датчик, фиксирующий мышечную активность в ответ на подачу электрического стимула на указательный палец другой руки. С помощью электроэнцефалограммы в тот же момент регистрировались колебания, присутствующие в мозге постоянно, но при этом демонстрирующие большую вариативность. Авторы показали, что скорость реакции зависит от фазы престимульных низкочастотных (< 1 Гц) колебаний.
По мнению ученых, новый метод важен в плане выявления нейрональных процессов, приводящих к оптимальному реагированию на стимулы. В прикладном аспекте это может быть актуально для профессиональных спортсменов, а также врачей: к примеру, для понимания патологических нейрональных процессов, связанных с болезнью Паркинсона, при которой больные испытывают сложности с запуском движения.
"Используя более чувствительные методы экстракции нейрональных сигналов, мы можем найти те фазы нейрональных осцилляций, на фоне которых люди максимально используют ресурсы своего мозга, — считает Вадим Никулин. — А если пофантазировать и заглянуть в будущее, то можно представить и школу иностранного языка, где ученики сидят в удобных электродных шапочках и осваивают новые слова, которые предъявляются в периоды максимальной восприимчивости мозга к новой информации".
 
Источник: https://ria.ru/
Комментарии 3
0
Alexei2012
27.08.2017 13:50
[Материал]
«способность человека реагировать на различные стимулы и в целом перерабатывать информацию зависит от того, на какую амплитуду или фазу колебаний приходит сигнал»?
Вряд ли только от этого. Особенно учитывая результаты нейрофизиолога Бенджамина Либета, который в 1980-х годах показал, что механизмы в мозге инициируют действия задолго до того, как владелец этого мозга осознает, что он решает их выполнить. Как утверждала наш знаменитый нейрофизиолог Наталья Бехтерева – мозг только «приемник» информации. Откуда? Вопрос открытый. |
0
Аня
27.08.2017 12:11
[Материал]
Применение полезных изобретений, например машин и реактивных самолетов, обычно ограничено возможностями комплекта постоянных механизмов и электрических систем, которые разрабатывает и устанавливает человек. Мозг же — даже по самым скромным меркам — это очень гибкий биологический механизм, или система. Он может изменяться в зависимости от того, как его используют. Видимо, на развитие мозга в течение жизни влияют два основных фактора: что мы пропускаем в мозг через наши органы чувств и о чем мы думаем. Хотя фактор наследственности, возможно, и влияет каким-то образом на деятельность мозга, но современные исследования показывают, что параметры нашего мозга не задаются генами в момент зачатия.
Лауреат Пулитцеровской премии Рональд Котуле проведя опрос более чем 300 исследователей, он пришел к выводу: "Никто даже не предполагал, что мозг может так сильно изменяться, как это известно науке сегодня". "Мозг — это не неизменный орган; это постоянно изменяющееся множество клеточных соединений, на которое сильно влияет жизненный опыт»" (Inside the Brain). Тем не менее мозг формируется не только жизненным опытом. На мозг также влияют наши мысли. Ученые обнаружили, что в мозге умственно активных людей число соединений (синапсов) между нервными клетками (нейронами) может быть на 40 процентов больше, чем число соединений в мозге умственно ленивых людей. Неврологи делают следующий вывод: необходимо использовать мозг или вы потеряете его. А что можно сказать о пожилых? Очевидно, с возрастом какая-то часть клеток мозга теряется, и в преклонном возрасте у человека может ухудшиться память. Однако это ухудшение не такое уж сильное, если пожилые люди остаются умственно активными в их мозге все так же могут образовываться новые соединения и сохраняться старые. Современные данные о способности нашего мозга изменяться согласуются с советом Библии. Эта мудрая книга призывает читателей: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего", или "облекитесь в нового (человека), который обновляется в познании", получаемом через разум (Римлянам 12:2; Колоссянам 3:10). Это действительно происходит, когда люди изучают Библию и применяют ее советы. Изменяются тысячи людей из всех слоев общества, с самым разным уровнем образования. Эти люди не теряют своей индивидуальности, а становятся более радостными и уравновешенными, проявляя то, что писатель первого века назвал "здравым смыслом" (Деяния 26:24, 25). Подобные улучшения в большой мере зависят от активного использования той части коры головного мозга, которая находится в лобной области головы. А такие изменения ведут к совершенству ума от которого зависит будущее человека. Иоанна 17:3; "Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе " |
0
Shinnn
27.08.2017 10:08
[Материал]
Мы не работаем с информацией – всего лишь пытаемся ее усвоить… и не всегда получается удачно… Твердые знания и крепкие рычаги управления человеком извне системы мира – единственный вариант регулирования мыслеобразовательных процессов – говорим УМ, но всего лишь правильное использование этого рычага через инструментарий мозгового образования, как и по сути войти в память компьютера… Кому дано – тот знает все и может все… рожденный ползать – летать не может….
|