Вход / Регистрация
19.12.2024, 11:40
Подземный мир Заполярья
В преданиях ненцев часто упоминается таинственный народ сиртя, обитавший на полуострове Ямал и в Большеземельской тундре. Исследования этонграфов сейчас всё-таки подтверждают тот факт, что в средние века на территории Крайнего Севера рядом с югрой, самоядью и печерой существовал-таки некий народ, следы которого впоследствии затерялись.
В «Повести временных лет» есть интересный отрывок, в котором рассказывается о том, что югры совершали товарообмен с неким народом, язык которого им был непонятен. «Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет…», «…и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их…». Ненецкие легенды рассказывают о народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного, впоследствии этот народ «ушёл под землю». В северных преданиях говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза, маленький рост, и жили они в песчаных сопках.
На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь – в самом деле были одним и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные источники, учёные старались найти вещественные подтверждения существования чуди-сиртя, и найденные археологические памятники севера не разочаровали исследователей. Например, в записях академика И. Лепехина (1805г. стр 203), говорится о том, что в Мезенском округе имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа. Встречаются такие «хижины» вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие, которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них - отверстия, а внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.
В 1837г А.Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре, обнаружил в низовье р. Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под нашу планету.
Мессионер Вениамин (1855г) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали «Сирте-ся». В 30-е годы прошлого века В.Н. Чернецов, будучи на Ямале, собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно было встретить на Северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.
Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их поселений. Сиртя – чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось, жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких документов – дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на Крайний Север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем А.П. Ольденбургским, сохранилась.
Сам свиток с повествованием, спрятанный в цисте-сосуде, был найден в Киево-Печерской Лавре в 1889г, когда там велись земляные работы.
В нём монах писал о том, как отряд из христиан был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после того, как на Белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их в «ворожбе», (этот случай зафиксирован в Начальной летописи 1071г). Восемь ратных людей и монах Поликарп пошли мимо Белоозера на Север, но по дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов, убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди остановились на берегу «великого моря-окияна».
После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении) повели далее в полуночный край к капищу Темного Властелина. Везли поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был один ларец к которому христианам нельзя было прикасаться.
Однако Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с этим «ковчегом нечистого», и чудесным образом силы их восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы отдохнуть. Что это был за груз – так и осталось тайной. Питались люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву - видимо, морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его спутники видели необычное для них зрелище - северное сияние, а на полпути (спустя месяц), остановились у волхвов-отшельников, которые помогали тем путникам, кто шёл к Тёмному властелину. Волхвы занимались рыбной ловлей и охотой на морского зверя (опять - таки наводит на аналогию с сиртя, которые в отличие от оленеводов-ненцев занимались морским промыслом и охотой на диких оленей).
Здесь ещё один путник Поликарпа принял чужую веру и остался у волхвов. Спустя почти два месяца произошла долгожданная встреча чуди с Темным Властелином. Оказалось, что Властелин – не человек, а название архипелага, и здесь жили те, кто решил остаться на нём навсегда. Спускаться к острову Поликарпу и его спутникам пришлось по громадной каменной лестнице, ступени в которой были в половину человеческого роста. (Учёные высказали предположение, что громадная лестница некогда была изготовлена расой исполинов, о которой неоднократно упоминается в древнейших мифах разных народов).
Хотя спуститься можно было и рядом (собаки спускались именно так), но люди обязательно должны были преодолеть все ступени. Наконец путники оказались у пещеры, вокруг которой на скалах были высечены изображения «гадов и рыб», рядом стояли каменные деревья, с листьями и плодами. Спустившихся в пещеру людей встретили волхвы в белом одеянии, они рассказали, что приходят сюда набираться сил и мудрости, чтобы затем служить народам чуди. Выходить на поверхность никому не запрещается. Также волхвы поведали, что под землёй есть поля и дома, и те, кто решит остаться здесь, породнится с народом Темного Властелина. Последний оставшийся с Поликарпом христианин остался на острове, а верный христианству Поликарп вместе с волхвами пустился в обратный путь.
Попытки найти странную землю предпринимались в конце XIX- начале XXв. В1889г. организована русская экспедиция в Заполярье под предводительством барона Э.Толлля. Путешествуя более двух лет, её участники обследовали неизвестные ранее земли, однако таинственного острова обнаружить так и не удалось. Вторая экспедиция, в состав которой снова вошёл Толль, астроном-магнитолог Зиберт и якуты-промышленники, начала свой путь по поискам «теплой земли» в 1902 году. К сожалению, экспедиция пропала. Известно, что барон Толль был вдохновлён идеей отыскать на севере и пропавшую Атлантиду, ведь вполне могло оказаться, что Темный Властелин – остаток древней цивилизации атлантов.
Предания о таинственном народе, похожие на описания монаха Поликарпа, встречаются на Русском Севере, и в годы войны немецкое «Аненербе» проявляло удивительно пристальное внимание к подобной теме на этой территории.
Что же касается исчезнувшей Атлантиды, вполне вероятно, что она таки погребена подо льдами Антарктиды. Недавние исследования, проведенные специалистами Америки и Европы при помощи современных технологий, позволили обнаружить наличие под ледяным панцирем Южного Полюса трёх пирамид, причём гораздо более древних, чем египетские. Слой льда над этими объектами приблизительно 2 км, и добраться к пирамидам очень и очень сложно, но подготовка экспедиции для получения более детальной информации по данному открытию всё равно ведётся. Одна из пирамид более доступна обзору, а две другие находятся в 16 км от плохо просматриваемого берега.
Вполне вероятно, что эти три объекта далеко не единственные, которые скрывает неприступное Заполярье. Однако о том, что некогда ледяная земля была покрыта травой и являлась местом обитания живых существ, говорят реликтовые останки динозавров, найденные в Антарктиде. А если здесь некогда кипела жизнь, вполне вероятно, что некогда Север был заселен неведомыми народами, которые может быть и вправду спаслись от холода в недрах теплой земли.
В «Повести временных лет» есть интересный отрывок, в котором рассказывается о том, что югры совершали товарообмен с неким народом, язык которого им был непонятен. «Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет…», «…и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их…». Ненецкие легенды рассказывают о народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного, впоследствии этот народ «ушёл под землю». В северных преданиях говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза, маленький рост, и жили они в песчаных сопках.
На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь – в самом деле были одним и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные источники, учёные старались найти вещественные подтверждения существования чуди-сиртя, и найденные археологические памятники севера не разочаровали исследователей. Например, в записях академика И. Лепехина (1805г. стр 203), говорится о том, что в Мезенском округе имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа. Встречаются такие «хижины» вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие, которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них - отверстия, а внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.
В 1837г А.Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре, обнаружил в низовье р. Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под нашу планету.
Мессионер Вениамин (1855г) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали «Сирте-ся». В 30-е годы прошлого века В.Н. Чернецов, будучи на Ямале, собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно было встретить на Северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.
Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их поселений. Сиртя – чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось, жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких документов – дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на Крайний Север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем А.П. Ольденбургским, сохранилась.
Сам свиток с повествованием, спрятанный в цисте-сосуде, был найден в Киево-Печерской Лавре в 1889г, когда там велись земляные работы.
В нём монах писал о том, как отряд из христиан был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после того, как на Белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их в «ворожбе», (этот случай зафиксирован в Начальной летописи 1071г). Восемь ратных людей и монах Поликарп пошли мимо Белоозера на Север, но по дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов, убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди остановились на берегу «великого моря-окияна».
После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении) повели далее в полуночный край к капищу Темного Властелина. Везли поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был один ларец к которому христианам нельзя было прикасаться.
Однако Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с этим «ковчегом нечистого», и чудесным образом силы их восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы отдохнуть. Что это был за груз – так и осталось тайной. Питались люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву - видимо, морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его спутники видели необычное для них зрелище - северное сияние, а на полпути (спустя месяц), остановились у волхвов-отшельников, которые помогали тем путникам, кто шёл к Тёмному властелину. Волхвы занимались рыбной ловлей и охотой на морского зверя (опять - таки наводит на аналогию с сиртя, которые в отличие от оленеводов-ненцев занимались морским промыслом и охотой на диких оленей).
Здесь ещё один путник Поликарпа принял чужую веру и остался у волхвов. Спустя почти два месяца произошла долгожданная встреча чуди с Темным Властелином. Оказалось, что Властелин – не человек, а название архипелага, и здесь жили те, кто решил остаться на нём навсегда. Спускаться к острову Поликарпу и его спутникам пришлось по громадной каменной лестнице, ступени в которой были в половину человеческого роста. (Учёные высказали предположение, что громадная лестница некогда была изготовлена расой исполинов, о которой неоднократно упоминается в древнейших мифах разных народов).
Хотя спуститься можно было и рядом (собаки спускались именно так), но люди обязательно должны были преодолеть все ступени. Наконец путники оказались у пещеры, вокруг которой на скалах были высечены изображения «гадов и рыб», рядом стояли каменные деревья, с листьями и плодами. Спустившихся в пещеру людей встретили волхвы в белом одеянии, они рассказали, что приходят сюда набираться сил и мудрости, чтобы затем служить народам чуди. Выходить на поверхность никому не запрещается. Также волхвы поведали, что под землёй есть поля и дома, и те, кто решит остаться здесь, породнится с народом Темного Властелина. Последний оставшийся с Поликарпом христианин остался на острове, а верный христианству Поликарп вместе с волхвами пустился в обратный путь.
Попытки найти странную землю предпринимались в конце XIX- начале XXв. В1889г. организована русская экспедиция в Заполярье под предводительством барона Э.Толлля. Путешествуя более двух лет, её участники обследовали неизвестные ранее земли, однако таинственного острова обнаружить так и не удалось. Вторая экспедиция, в состав которой снова вошёл Толль, астроном-магнитолог Зиберт и якуты-промышленники, начала свой путь по поискам «теплой земли» в 1902 году. К сожалению, экспедиция пропала. Известно, что барон Толль был вдохновлён идеей отыскать на севере и пропавшую Атлантиду, ведь вполне могло оказаться, что Темный Властелин – остаток древней цивилизации атлантов.
Предания о таинственном народе, похожие на описания монаха Поликарпа, встречаются на Русском Севере, и в годы войны немецкое «Аненербе» проявляло удивительно пристальное внимание к подобной теме на этой территории.
Что же касается исчезнувшей Атлантиды, вполне вероятно, что она таки погребена подо льдами Антарктиды. Недавние исследования, проведенные специалистами Америки и Европы при помощи современных технологий, позволили обнаружить наличие под ледяным панцирем Южного Полюса трёх пирамид, причём гораздо более древних, чем египетские. Слой льда над этими объектами приблизительно 2 км, и добраться к пирамидам очень и очень сложно, но подготовка экспедиции для получения более детальной информации по данному открытию всё равно ведётся. Одна из пирамид более доступна обзору, а две другие находятся в 16 км от плохо просматриваемого берега.
Вполне вероятно, что эти три объекта далеко не единственные, которые скрывает неприступное Заполярье. Однако о том, что некогда ледяная земля была покрыта травой и являлась местом обитания живых существ, говорят реликтовые останки динозавров, найденные в Антарктиде. А если здесь некогда кипела жизнь, вполне вероятно, что некогда Север был заселен неведомыми народами, которые может быть и вправду спаслись от холода в недрах теплой земли.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru
Комментарии 3
0
kynolog
28.01.2019 19:24
[Материал]
Ау! Автор! Ты - обладатель феноменального географического кретинизма! Ты что пишешь? Лихо, со смаком и в деталях описываешь Крайний Север, потом (в предпоследнем абзаце) демонстрируешь фотографии трёх пирамид из Антарктиды (это уже Южный полюс) , а завершаешь свой бред словами: "..эти три объекта далеко не единственные, которые скрывает неприступное Заполярье". Заполярье - это "опять" Северный Полюс )))
Попутал берега Арктики и Антарктиды... Бывает... Вот только Чудь НЕ МОГЛА на собачьих упряжках добраться до Антарктиды. Предпоследнее предложение: "...некогда ледяная земля была покрыта травой и являлась местом обитания живых существ, говорят реликтовые останки динозавров, найденные в Антарктиде." Опять Антарктида??? Южный полюс??? ...или, всё-таки, МОГЛА?.. |
0
norton55
09.03.2018 21:54
[Материал]
Комментируя в эфире БНТ заявление патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который при посещении Болгарии был разочарован исторической интерпретацией событий вокруг Освобождения Болгарии, вице-премьер Валерий Симеонов заявил, что патриарх Кирилл, известный как агент КГБ и сигаретный митрополит России, не имеет права указывать Болгарии, как и что делать правильно.
„Этот человек не спустился с небес, не вышел из Рая и не является посланником Иисуса Христа. Он известен как сигаретный митрополит России. С 1996 года он ввез на 14 млрд. долларов безакцизных сигарет. На 14 млрд. долларов этот хитрец ввез безакцизных сигарет и на 4 млрд. долларов вина для нужд церкви. У него есть и частный самолет. Его часы стоят 30 тыс. Кто он? Это не восточноевропейский духовник. Это агент Михайлов, второразрядный агент советского КГБ. И этот человек имеет наглость раздавать правосудие. Представьте себе патриарх Неофит поедет к Путину и начнет объяснять, кто такие Кирилл и Мефодий”, - заявил Симеон. „Второразрядный агент советского КГБ будет нам рассказывать, что верно, а что нет. Так не получится”, - был категоричен Симеонов. |
0
Partizan-16
09.03.2018 20:15
[Материал]
Туда нельзя дойти пешком, совсем. В те времена тем более. И тем более если начинать путь с западной стороны от уральского хребта...
|