/ Новости сайта / Космос / Физик предложил способ нахождения кротовых нор
19.04.2018

Физик предложил способ нахождения кротовых нор

Исследователь из Индии предложил способ поиска червоточин — или, по-другому, кротовых нор. В основе лежит специфическая тень, оставляемая этими гипотетическими объектами.

Каждый из астрономов хоть раз в жизни задумывался о пространственно-временных путешествиях. Не в последнюю очередь это связано со вполне научными гипотезами, допускающими существование червоточин. Они представляют собой гипотетические топологические особенности пространства-времени, или, говоря простым языком, — туннели. Существует предположение, что с помощью такого объекта можно моментально попасть из одной точки пространства в другую, физически не преодолевая расстояние между ними.

Кротовую нору можно описать более привычным в рамках научной фантастики словом «телепорт», хотя такая аналогия по ряду причин будет не совсем корректной. В рамках Общей теории относительности допускается существование червоточин. При этом проходимую червоточину должна заполнять экзотическая материя с отрицательной плотностью энергии, которая создавала бы сильное гравитационное отталкивание и препятствовала схлопыванию норы.

Как мы уже отмечали, кротовые норы, в отличие от черных дыр, сугубо гипотетичны. Тем не менее ученые не оставляют попыток найти их. Сейчас физик Раджибул Шаикх из индийского Института фундаментальных исследований Тата заявил, что некоторые червоточины можно обнаружить по их тени. Она представляет собой темную область, окружающую вход в червоточину, и ее в теории можно наблюдать.

Ученый назвал форму тени, рассчитав траектории, по которым перемещаются лучи света, с учетом топологии горловины червоточины. По его мнению, при нахождении стороннего источника света только у одного конца кротовины часть света будет рассеиваться, а часть — уходить в туннель. Наблюдатель, который находится на планете, расположенной относительно недалеко от входа в кротовую нору, увидит своеобразное расположение светлых и темных пятен.

Тень у червоточин с определенной метрикой, вращающихся с различной скоростью. Пунктиром показана тень вращающейся черной дыры Керра / ©arXiv

В случае если имеет место низкая скорость вращения червоточины, ее тень окажется похожей на тень вращающейся черной дыры Керра — будучи почти идеально круглой формы. При увеличении скорости вращения тень от кротовой норы станет более асимметричной. Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в репозитории arXiv.