Вход / Регистрация
21.11.2024, 19:52
Моцарт: Жизнь и смерть
Наверное, нет в современном мире человека, который бы ни разу не слышал имени Моцарта. И мало кто ни разу не сталкивался с упоминаниями об его загадочной смерти.
Мистики традиционно связывают её с именем Сальери. По этому поводу была написана одна из Маленьких трагедий Пушкина, и снят фильм «Амадеус». Но уже в пушкинское время было известно, что связь с Сальери – всего лишь легенда. На самом деле, Сальери в свою эпоху, был гораздо более удачлив, востребован, в отличие от Моцарта; не сталкивался с финансовыми затруднениями, и, как следствие, дожил до глубокой старости.
Моцарт же всегда находился на грани нищеты. Во время похорон шёл дождь. Но никто, кроме гробовщиков, не пошёл провожать его к могиле. В те времена свирепствовали эпидемии, а потому тела на кладбище для бедняков скидывались в общую могилу и пересыпались известью. С тех пор никто не знает, где находится могила великого композитора.
Однако совсем недавно нам удалось наткнуться на новый след этой истории.
И по сей день Моцарт является одним из самых исполняемых и цитируемых авторов. А одно из самых известных его произведений — «Волшебная флейта». Казалось бы, эта детская сказочка не может скрывать в себе глубокого смысла.
За скобками остаётся тот факт, что Моцарт являлся членом масонской ложи. На тот момент масонство было распространено в Европе. Существовало множество масонских лож, посвящение в них описывалось огромным количеством авторов. Но описывались исключительно внешние проявления масонства, внутренней же сути никто не касался.
Никто, кроме Моцарта. Именно он, совместно со своим либреттистом Шиконедером, в «Волшебной флейте» полностью раскрыл все ритуалы посвящения в масонский орден. Напомним, большая часть знати так или иначе состояла в масонских ложах. Но в оперу ходили и простолюдины! И все таинства, столь трепетно оберегавшиеся тайными обществами, были выставлены напоказ.
И не только выставлены, но и осмеяны. Ведь в точно воспроизведённом на сцене обряде посвящения присутствовала женщина. Принцесса Памина проходила обряд посвящения вместе с Тамино. Вот этого масоны простить уже не могли. Через два месяца после премьеры Моцарт скончался при невыясненных обстоятельствах. Ещё раньше скончался директор оперы, в которой проходил спектакль.
Казалось бы, история стара, и нет смысла к ней возвращаться.
Однако «Волшебная флейта», до сих пор, помимо неизменной любви публики несёт за собой шлейф секретности. И только сейчас он стал выплывать наружу.
«Волшебная флейта» является 7-ой по популярности оперой в мире, учитывая частоту её постановок. И как только не экспериментировали режиссёры – переносили её в наше время и в античность, пытались сделать из неё трагедию и драму, превращали в балет и в кино (Ингмар Бергман). Но в 1978 году шведский режиссёр Бо Вильям Ульсен решил поставить её на Зальцбургском фестивале так, как она и задумывалась.
В качестве сценографии дать всю атрибутику, принятую (и, казалось бы, давно отмершую) в масонских ложах; подробно изобразить обряд посвящения. В общем, сделать то, что первоначально задумывал Моцарт. На постановку выделились деньги, но, внезапно, Ульсен исчезает, его имя, как и название спектакля, изымают из афиш. Незначительное количество прессы сообщает об отмене спектакля в связи с болезнью артиста.
Но, что характерно, имя Ульсена исчезает из афиш навсегда. Он больше не ставит ни в Европе, ни у себя дома в Швеции.
Чуть позже, в 1986 году похожая история происходит с Фредериком Йоффе, уже в Вене.
И совсем недавно нам удалось выйти на известного режиссёра, народного артиста, Алексея Сидорова, который поведал нам вот какую историю:
- В начале восьмидесятых я работал в Новосибирском театре оперы и балета. Я только пришёл туда, и мне хотелось сделать что-то новаторское, необычное. И я решил взяться за Моцарта. Я мельком слышал об идее Ульсена по поводу того, что можно было бы спектакль воплотить в стиле масонского ордена, и рьяно принялся за работу. Я часами просиживал в библиотеке, ходил по музеям…
Я набросал концепцию, подготовил вместе с художником эскизы и понёс их в худсовет. Он одобрил проект, и я должен был приступить к репетициям. Но за день до них ко мне пришли. Пришли два человека. И сказали, что если я осуществлю постановку, то на следующий день не станет ни меня, ни моей семьи, ни квартиры, и все очень быстро забудут, кто такой Алексей Сидоров.
И я отказался от постановки. Это послужило поводом для моего увольнения из театра. Но я рад, что остался жив. Те люди, которые приходили ко мне тогда, вот уже больше 30 лет назад, сказали, что со мной может случиться то же, что случилось с Моцартом. И могилу мою будут искать в Вене, а она будет в Квебеке. Предполагаю, что именно там и следовало бы искать останки великого композитора. Но лично у меня, ни времени, ни сил на это нет.
С этой историей мы обратились во Всемирное общество любителей Моцарта, откуда получили вежливый отказ. За красивыми словами и благодарностью за внимание к немецкому и мировому культурному наследию сквозило нежелание ввязываться в опасную передрягу и откровенный страх. И хотя нашедшего погребение Моцарта ожидала бы всемирная известность, никто не захотел его разделить.
Мистики традиционно связывают её с именем Сальери. По этому поводу была написана одна из Маленьких трагедий Пушкина, и снят фильм «Амадеус». Но уже в пушкинское время было известно, что связь с Сальери – всего лишь легенда. На самом деле, Сальери в свою эпоху, был гораздо более удачлив, востребован, в отличие от Моцарта; не сталкивался с финансовыми затруднениями, и, как следствие, дожил до глубокой старости.
Моцарт же всегда находился на грани нищеты. Во время похорон шёл дождь. Но никто, кроме гробовщиков, не пошёл провожать его к могиле. В те времена свирепствовали эпидемии, а потому тела на кладбище для бедняков скидывались в общую могилу и пересыпались известью. С тех пор никто не знает, где находится могила великого композитора.
Однако совсем недавно нам удалось наткнуться на новый след этой истории.
И по сей день Моцарт является одним из самых исполняемых и цитируемых авторов. А одно из самых известных его произведений — «Волшебная флейта». Казалось бы, эта детская сказочка не может скрывать в себе глубокого смысла.
За скобками остаётся тот факт, что Моцарт являлся членом масонской ложи. На тот момент масонство было распространено в Европе. Существовало множество масонских лож, посвящение в них описывалось огромным количеством авторов. Но описывались исключительно внешние проявления масонства, внутренней же сути никто не касался.
Никто, кроме Моцарта. Именно он, совместно со своим либреттистом Шиконедером, в «Волшебной флейте» полностью раскрыл все ритуалы посвящения в масонский орден. Напомним, большая часть знати так или иначе состояла в масонских ложах. Но в оперу ходили и простолюдины! И все таинства, столь трепетно оберегавшиеся тайными обществами, были выставлены напоказ.
И не только выставлены, но и осмеяны. Ведь в точно воспроизведённом на сцене обряде посвящения присутствовала женщина. Принцесса Памина проходила обряд посвящения вместе с Тамино. Вот этого масоны простить уже не могли. Через два месяца после премьеры Моцарт скончался при невыясненных обстоятельствах. Ещё раньше скончался директор оперы, в которой проходил спектакль.
Казалось бы, история стара, и нет смысла к ней возвращаться.
Однако «Волшебная флейта», до сих пор, помимо неизменной любви публики несёт за собой шлейф секретности. И только сейчас он стал выплывать наружу.
«Волшебная флейта» является 7-ой по популярности оперой в мире, учитывая частоту её постановок. И как только не экспериментировали режиссёры – переносили её в наше время и в античность, пытались сделать из неё трагедию и драму, превращали в балет и в кино (Ингмар Бергман). Но в 1978 году шведский режиссёр Бо Вильям Ульсен решил поставить её на Зальцбургском фестивале так, как она и задумывалась.
В качестве сценографии дать всю атрибутику, принятую (и, казалось бы, давно отмершую) в масонских ложах; подробно изобразить обряд посвящения. В общем, сделать то, что первоначально задумывал Моцарт. На постановку выделились деньги, но, внезапно, Ульсен исчезает, его имя, как и название спектакля, изымают из афиш. Незначительное количество прессы сообщает об отмене спектакля в связи с болезнью артиста.
Но, что характерно, имя Ульсена исчезает из афиш навсегда. Он больше не ставит ни в Европе, ни у себя дома в Швеции.
Чуть позже, в 1986 году похожая история происходит с Фредериком Йоффе, уже в Вене.
И совсем недавно нам удалось выйти на известного режиссёра, народного артиста, Алексея Сидорова, который поведал нам вот какую историю:
- В начале восьмидесятых я работал в Новосибирском театре оперы и балета. Я только пришёл туда, и мне хотелось сделать что-то новаторское, необычное. И я решил взяться за Моцарта. Я мельком слышал об идее Ульсена по поводу того, что можно было бы спектакль воплотить в стиле масонского ордена, и рьяно принялся за работу. Я часами просиживал в библиотеке, ходил по музеям…
Я набросал концепцию, подготовил вместе с художником эскизы и понёс их в худсовет. Он одобрил проект, и я должен был приступить к репетициям. Но за день до них ко мне пришли. Пришли два человека. И сказали, что если я осуществлю постановку, то на следующий день не станет ни меня, ни моей семьи, ни квартиры, и все очень быстро забудут, кто такой Алексей Сидоров.
И я отказался от постановки. Это послужило поводом для моего увольнения из театра. Но я рад, что остался жив. Те люди, которые приходили ко мне тогда, вот уже больше 30 лет назад, сказали, что со мной может случиться то же, что случилось с Моцартом. И могилу мою будут искать в Вене, а она будет в Квебеке. Предполагаю, что именно там и следовало бы искать останки великого композитора. Но лично у меня, ни времени, ни сил на это нет.
С этой историей мы обратились во Всемирное общество любителей Моцарта, откуда получили вежливый отказ. За красивыми словами и благодарностью за внимание к немецкому и мировому культурному наследию сквозило нежелание ввязываться в опасную передрягу и откровенный страх. И хотя нашедшего погребение Моцарта ожидала бы всемирная известность, никто не захотел его разделить.