Вход / Регистрация
21.11.2024, 22:08
Бехистунская надпись
Царь царей Дараявауш, царь персов, властитель многих народов, которого греки называли Дарием в один прекрасный день решил поставить себе монумент ещё при жизни. Он задумал создать памятник неповторимый, вечный, и ему удалось это лучше, чем подавляющему большинству деспотов как до него, так и после.
Местом для памятника стала гора Бехистун на территории древней Мидии. На высоте 50 метров над дорогой, соединявшей Вавилон и Экбатаны (в настоящее время это территория Ирана).
Для исполнения воли царя скульпторы выбрали отвесный участок скалы и вытесали на нем огромный ровный прямоугольник размерами около 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. На каменном полотне вырубили барельеф: несколько фигур в человеческий рост. Крупнее всех – сам Дарий: скульпторы строго соблюдали каноны. У него большие глаза и брови дугой, борода завита, а на голове корона воина, вырезанная тонко и тщательно: Дарий требовал точности в деталях. Царь поднял руку к крылатому богу, реющему над ним, а ногой попрал главного из своих врагов – Гаумату. За спиной Дария стоят двое придворных. Они держат его лук и копье. Лицом к царю, побежденные и понурые, выстроились ещё восемь покоренных им царей. Руки их связаны, а шеи стянуты общей веревкой.
Местом для памятника стала гора Бехистун на территории древней Мидии. На высоте 50 метров над дорогой, соединявшей Вавилон и Экбатаны (в настоящее время это территория Ирана).
Для исполнения воли царя скульпторы выбрали отвесный участок скалы и вытесали на нем огромный ровный прямоугольник размерами около 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. На каменном полотне вырубили барельеф: несколько фигур в человеческий рост. Крупнее всех – сам Дарий: скульпторы строго соблюдали каноны. У него большие глаза и брови дугой, борода завита, а на голове корона воина, вырезанная тонко и тщательно: Дарий требовал точности в деталях. Царь поднял руку к крылатому богу, реющему над ним, а ногой попрал главного из своих врагов – Гаумату. За спиной Дария стоят двое придворных. Они держат его лук и копье. Лицом к царю, побежденные и понурые, выстроились ещё восемь покоренных им царей. Руки их связаны, а шеи стянуты общей веревкой.
Но Дарий был предусмотрителен и, возможно, предполагал, что без надписи значение гордой картины будет потомкам непонятно. Он приказал оставшуюся площадь стены заполнить надписью на трех языках. На древнеперсидском – языке царя и двора, на аккадском (вавилонском) и, наконец, на эламском языке. Надпись состоит из 515 строчек на древнеперсидском, 141 строчки на вавилонском и 650 строк на эламском языке. Разглядеть надписи и рельефы можно только издали, сделать это с близкого расстояния невозможно.
Едва скульпторы окончили работу, каллиграфы выбили длинную надпись, как Дарий, который не сидел все это время сложа руки, вернулся из очередного похода, победив скифского царя, «носившего остроконечную шапку». Последовал приказ: прибавить к разбитым царям и царя скифского. Пришлось срубить эламский текст и на его месте последним в цепи царей пристроить скифа. Барельеф получился более плоским, чем другие, но снизу разница была незаметна. А частично срубленную надпись выбили снова в другом месте.
После того как в 523—521 гг. до н. э. скульпторы Дария, закончив работу, спустились вниз, они разрушили за собой каменные ступени, чтобы исключить всякую возможность вновь подняться к памятнику. Может быть, именно поэтому Бехистунская надпись сохранилась до наших дней относительно хорошо: в течение двух с половиной тысячелетий никто просто не сумел приблизиться к монументу.
 
Комментарии 1
+1
andreygolovan
04.06.2018 17:27
[Материал]
"Затем я отрезал ему нос и уши и выколол ему глаза. Его держали в оковах у моих ворот и весь народ его видел. После этого я посадил его на кол в Арбеле".
Бехистунская надпись пестрит такими перлами ясно показывающими, что Дарий еще тот был урод. Но сам Дарий и помыслить не мог, что Бехистунская надпись станет приговором истории для него. Наоборот, он невероятно гордился творимыми зверствами и любому из нас, кто хоть в малейшей степени засомневался бы в его величии, выколол бы глаза, отрезал нос или еще чего-нибудь перед тем, как посадить на кол. Как показывает практика, современные люди от подобной морали недалеко ушли и в любой момент с невероятным усердием и энтузиазмом готовы вернуться к традициям и нравам эпохи царя Дария. |