Тайна «Черного квадрата»
«Черный квадрат» Казимира Малевича — самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?
«Я хотел понять, что я сделал…»Впервые «Черный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915— начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырехугольник». Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.
«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны», — возмущался художественный критик Александр Бенуа.
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне. «Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», — впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением. Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное черное пространство», — писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
Спонтанный акт создания «Черного квадрата» и последующее мучительное постижение художником сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?
Все началось с передвижниковКазимир Малевич не получил законченного художественного образование. Он — самородок, самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты. Малевич пережил влияние импрессионистов, фавистов, символистов, кубистов. И, каким бы направлением он ни интересовался, художник внимательно, вдумчиво изучал работы представителей того или иного течения искусства. Теоретические труды Малевича позволяют сделать вывод о том, что он как бы сканировал собственным сознанием каждый квадратный сантиметр рассматриваемой картины, а после собирал полученное изображение в целостную работу. Художник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Вероятно, так он и открыл для себя «Черный квадрат»…
Самым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были черно-белыми, часто — плохого качества.
Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет ее прост: поэт читает другу свои стихи. В комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… черный квадрат. Причем на белом фоне — все так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором еще тлеют угли. Но на черно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нем пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.
Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, конечно же, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «черный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своем роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.
Черные квадраты ЛеонардоСчитается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены черные квадраты и квадратики. Зачем они здесь?
Малевич понимал свой «Черный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»: «Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а противника его.
Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо черные квадраты — это темное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало еще ужаснее.
Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — черные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие черные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске черный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.
Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в черном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа. Стоит только постигнуть это, как полотно Леонардо обретает необыкновенную глубину.
Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее. «Один из вас предаст Меня», — говорит он. Апостолы в смятении.
Леонардо дает понять, что распятие Христа будет первой победой над злом. В проломы черного квадрата виден не просто пейзаж, а тот самый Эдемский сад, что насадил Господь для человека.
Квадратура кругаЗагадки человеческой сущности, а также космических и божественных сил, с ней связанных, всегда занимали Леонардо. Известен рисунок, на котором художник изобразил человека, вписав его в квадрат и круг одновременно. Понятно, что круг на рисунке олицетворяет солнце, свет, истину, а квадрат — все противоположное. Как в футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», только победы здесь нет. Леонардо передает гармонию темного и светлого, гармонию двойственной природы человека. Его человек — страдалец в позе распятого Христа и одновременно — торжествующий невежда, широко раскинувший руки и ноги (форма пятиконечной звезды). Леонардо предлагает зрителю осознать, что силы, изображаемые квадратом, не вовне, а внутри человека.
Вероятно, об этом же говорит своей картиной и Малевич. Поэтому, вглядываясь в «Черный квадрат», не надо бояться увидеть в нем себя.
Комментарии 12
1 2 »
0
Jumastr
02.01.2019 12:36
[Материал]
"— Интеллигенция! Самая разрушительная прослойка в любом народе. Она знает грамоту и в состоянии вполне доходчиво объяснить, что, например, твой пастуший посох — произведение искусства, и что ему место во дворце в торжественном зале.
— Да ладно! — недоверчиво махнул рукой Авраам. — Я эту гнилую палку подобрал у какой-то речки-вонючки, и вряд ли меня кто-то убедит, что её не стоит выбросить по приходу домой. — Если ты её выбросишь, то обнаружишь всю свою замшелую неграмотность. Ты держишь в своей длани целое сокровище! Ни у одного коллекционера нет такого восхитительного экспоната в жанре дендроизма! Кто это? Ривенс? Дракотт? Монтиманагуа? Что за шедевриальная рука мастера выточила этот дендроид? Представляю, как бывший владелец, обронивший его, вероятно перепрыгивая через упомянутую тобой речку, в безмолвном отчаянии заламывает сейчас руки! Обрати внимание на обработку сучковых узлов. Правда за этим чувствуется гениальное мировоззрение? Расположением сучковых узлов, этих хаотичных, но только на первый взгляд, прожилок коры мастер как бы говорит нам: гринадус помполадумос лохо! «Вселенная дышит» — так бы я назвал данный шедевр. Но самым важным аргументом в пользу его величия является уникальная в своём роде техника росписи мхом по дереву. Лично я ничего подобного еще не видел! А посему, отдай-ка ты её мне, я повешу её в замке на самом видном месте. В искусстве ты, я вижу, полный профан! Авраам с каким-то благоговейным чуть ли не ужасом рассматривал свой, ещё минуту назад, зауряднейший пастуший посох. — Ну, надо же! Дендроид… А я-то думал… Повезло, так повезло! Нужно будет Саре показать. Только тёмная она у меня, вряд ли чего в дендроизме понимает… А ведь и правда красиво сработано. И мхом по дереву… оригинально, словом. Но тут Дьявол разрушил только что наведенные чары, прогремев густым басом: — Если здесь и присутствует дендроид, так это ты! Выбрось эту трухлявую гнилушку и забудь всю ту лабуду, что я только что городил!" |
0
Archerius
01.01.2019 22:05
[Материал]
Что ж, на квадрат Малевича стоит смотреть не плоско, а видеть в картине куб, который при развёртке на плоскости выдаст искомый божий символ - КРЕСТ. Этот кубизм хорошо раскрыт у С. Дали в картине "Гиперкубическое распятие".
За квадратом в символизме многих народов спрятана Земля, засеянное поле. Отсюда вспомните притчу Христа про засеянное поле и то, что Он - Свет миру (в электротехнике лампочка обозначается крестом в круге как и сим. Земли в астрономии). Поэтому бешенные бабки дают за "Чёрный квадрат" (в красном углу как икона), что чернота таит тайны на тайнах и тайной погоняет. Ведь даже Ленина уложили по смерти в деревян. куб неспроста, с подвохом как и образование Ульяновской области в день Крещения Иисуса Христа 19 января 1943 - https://my.mail.ru/community/glazaoma/055AD6C7100AFE36.html И снова тяга к красному, красным совета, с квазирелигией - СССР, которую во многом не поняли, облили грязью, сделали стрелочником во многих смертных грехах, распяв на чёрном квадрате основателей, переложив с больной головы на здоровую собственные ошибки как и 2000 лет назад произошло с Христом. Только в ХХ в. все пришли по тёмному, в ночи, не раскрывая официально кто есть кто. Лишь в глубинах души сердце билось чаще, глядя на "Квадрат Малевича" перед приходом того самого в квадратуре, спрятанного в объёмах куба/шестигранника УЛЬЯ... Упомянуто у Св. Бригитты, где Дева Мария говорила: "Я воистину была УЛЬЕМ, когда самая священная ПЧЕЛА - Сын Божий - поселилась в моём чреве". Попутно осмотрите картину Марка Райдена внимательно , заглядывая в листву - https://i.pinimg.com/origina....b29.jpg |
0
Aleksandr0
01.01.2019 17:59
[Материал]
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», — впоследствии рассказывал Малевич Если сам не мог понять то о чём вы рассуждаете? Таких художников можете найти среди маляров и наверное те получше напишут Настоящие художники пишут картины Не обязательно портреты Пример это Шишкин и его картина " Утро в сосновом лесу" А бездари сбиваются в кучу и мажут красками бумагу и называют себя художниками и такие же бездари их оценивают
|
0
Alexei2012
01.01.2019 16:01
[Материал]
Я не шибко силен в искусстве. Но вот из истории хорошо помню, что иудеям и мусульманам было запрещено религией изображать людей. Может отсюда вся эта «своеобразная» абстрактная или около того живопись. Включая и квадрат.
|
0
AVK
01.01.2019 15:42
[Материал]
Люди,включите мозг.. Малевич со своим квадратом – своего рода пранкер .. И не более. Закрасил полотно чёрной краской и с удовольствием наблюдает,как безмозглые искусствоведы пытаются найти какой-то там великий тайный смысл. Найти в том,где его нет и не было изначально,и где он даже не планировался.
|