Вход / Регистрация
17.11.2024, 10:23
Найдены фрагменты одного из древнейших храмов в России
Археологи нашли фрагменты мраморной алтарной столешницы и купели христианского храма, которые датируются предположительно V—VI веками. Находка была сделана в Фанагории (ныне Краснодарский край). Храм, которому принадлежали эти предметы, вероятно, был одним из древнейших на территории современной России.
Открытие было сделано учёными Института археологии РАН (ИА РАН).
Поясним, что Фанагория – одна из греческих колоний, основанных на берегах Чёрного и Азовского морей ещё в VI–III веках до нашей эры. На месте некоторых из этих поселений и по сей день стоят города. Это, например, Керчь (древний Пантикапей), Севастополь (изначально Херсонес), Белгород-Днестровский (некогда Тир) и Феодосия (сохранившая античное название).
Фанагория располагалась на Таманском полуострове на берегу Керченского пролива или, как его называли греки, Боспора Киммерийского. Город был окончательно заброшен примерно в X веке. Ныне он представляет собой археологический памятник.
"Эти находки очень важны для понимания того, как становилось христианство на территории современной России. Оно появилось на Боспоре уже в IV веке, именно здесь проповедовал Андрей Первозванный, и именно на территории Боспорской епархии находится самая древняя на сегодняшний день православная церковь Иоанна Предтечи. Не исключено, что найденные фрагменты принадлежат ещё одному древнейшему христианскому храму, который когда-то находился на азиатской части Боспора", — говорит Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции ИА РАН.
Открытие было сделано учёными Института археологии РАН (ИА РАН).
Поясним, что Фанагория – одна из греческих колоний, основанных на берегах Чёрного и Азовского морей ещё в VI–III веках до нашей эры. На месте некоторых из этих поселений и по сей день стоят города. Это, например, Керчь (древний Пантикапей), Севастополь (изначально Херсонес), Белгород-Днестровский (некогда Тир) и Феодосия (сохранившая античное название).
Фанагория располагалась на Таманском полуострове на берегу Керченского пролива или, как его называли греки, Боспора Киммерийского. Город был окончательно заброшен примерно в X веке. Ныне он представляет собой археологический памятник.
"Эти находки очень важны для понимания того, как становилось христианство на территории современной России. Оно появилось на Боспоре уже в IV веке, именно здесь проповедовал Андрей Первозванный, и именно на территории Боспорской епархии находится самая древняя на сегодняшний день православная церковь Иоанна Предтечи. Не исключено, что найденные фрагменты принадлежат ещё одному древнейшему христианскому храму, который когда-то находился на азиатской части Боспора", — говорит Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции ИА РАН.
Первые христианские общины на Боспоре появились не позже начала IV века. Тогда же была основана епископская кафедра в Пантикапее. Известно, что под оросом (документом, провозглошающим некоторые утверждения христианской догмой) I Вселенского Собора стоит подпись Боспорского епископа Кадма.
В начале VI века епископская кафедра, подчинённая непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории. Подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории, несомненно, связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстиниане I.
Но при этом материальных свидетельств христианизации населения Фанагории удивительно мало. О присутствии на этой территории христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI веков с христианской символикой (главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов). Также найдена мраморная плита с греческой надписью: "Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику", датируемая VI–VII веками. Есть ещё известняковое надгробие второй половины IV–V века с изображением креста и греческой надписью: "Господи, помоги Феодоту." И это практически всё.
Единственным доказательством существования в Фанагории христианского храма до сегодняшнего дня являлся бронзовый крест VI века. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад.
Поэтому так важны нынешние находки Фанагорийской экспедиции. Во-первых, это фрагмент мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края. Во, вторых, обнаружен фрагмент мраморной купели для крещения. Учёные считают эти предметы убедительными свидетельствами того, что в Фанагории был построен храм одной из первый на этой территории христианских общин.
Столешницы в форме греческой буквы "сигма", обычно датируемые V-VI веками, использовали в храмах в качестве алтаря, в том числе и главного, и стола для подношений. Также они использовались во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства из них неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье.
В начале VI века епископская кафедра, подчинённая непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории. Подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории, несомненно, связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстиниане I.
Но при этом материальных свидетельств христианизации населения Фанагории удивительно мало. О присутствии на этой территории христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI веков с христианской символикой (главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов). Также найдена мраморная плита с греческой надписью: "Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику", датируемая VI–VII веками. Есть ещё известняковое надгробие второй половины IV–V века с изображением креста и греческой надписью: "Господи, помоги Феодоту." И это практически всё.
Единственным доказательством существования в Фанагории христианского храма до сегодняшнего дня являлся бронзовый крест VI века. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад.
Поэтому так важны нынешние находки Фанагорийской экспедиции. Во-первых, это фрагмент мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края. Во, вторых, обнаружен фрагмент мраморной купели для крещения. Учёные считают эти предметы убедительными свидетельствами того, что в Фанагории был построен храм одной из первый на этой территории христианских общин.
Столешницы в форме греческой буквы "сигма", обычно датируемые V-VI веками, использовали в храмах в качестве алтаря, в том числе и главного, и стола для подношений. Также они использовались во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства из них неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье.
"Таких предметов очень мало, и обычно их находят в обломках. На сегодняшний день известны только три целых экземпляра, которые находятся в музеях Афин, Нью-Йорка, и ещё один был продан на аукционе Сотбис в Лондоне. Поэтому фрагмент алтарной столешницы, найденный в Фанагории — это неординарная находка", — отмечает Кузнецов.
Второй находкой, подтверждающей существование в Фанагории христианского храма, стал фрагмент купели из мрамора.
В ранневизантийское время крестили в относительно небольших купелях, если не было специально построенного бассейна со ступеньками. Купели были самых разных размеров и форм: круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки. Различались они и по убранству: от простых, лишённых каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.
Нынешняя находка некогда представляла собой простую прямоугольную купель. Она имела два отверстия для слива воды. Из верхнего, как в конструкции современной ванны, выливались излишки воды, вытесняемой при погружении крещаемого в купель. Судя по предполагаемым размерам, она была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых. Это было естественно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. К сожалению, сохранились только боковые и тыльная стороны купели, а также дно. Как выглядела её лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, пока остаётся неизвестным.
В ранневизантийское время крестили в относительно небольших купелях, если не было специально построенного бассейна со ступеньками. Купели были самых разных размеров и форм: круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки. Различались они и по убранству: от простых, лишённых каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.
Нынешняя находка некогда представляла собой простую прямоугольную купель. Она имела два отверстия для слива воды. Из верхнего, как в конструкции современной ванны, выливались излишки воды, вытесняемой при погружении крещаемого в купель. Судя по предполагаемым размерам, она была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых. Это было естественно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. К сожалению, сохранились только боковые и тыльная стороны купели, а также дно. Как выглядела её лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, пока остаётся неизвестным.
 
Источник: https://nauka.vesti.ru
Комментарии 1
0
alva
02.08.2019 19:49
[Материал]
Цитата Как выглядела её лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, пока остаётся неизвестным. Одно лишь только не понятно, при чем тут храм/церковь? Почему не просто дом с барельефами и ванными? =))) Что, на раскопки обычных домов не выделяют грантов? Поэтому подтягивают под христианство все? .. |