Открывая мероприятие, модератор, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Дьяков отметил, что Гёбекли-тепе представляет собой древнейший рукотворный комплекс, дошедший до нас со времен эпохи неолита. «Земли Анатолии таят в себе огромные археологические сокровища, — подчеркнул Николай Николаевич. — Раскопки на пограничных территориях проводил сам первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, к празднованию 200–летия со дня рождения которого мы сейчас готовимся».
Гёбекли-тепе — это храмовый комплекс, расположенный на востоке Турции, в регионе Юго-Восточная Анатолия, неподалеку от города Шанлыурфа. Предположительная дата возведения — IX тысячелетие до н. э., что значит, что комплекс почти на пять тысяч лет старше Стоунхенджа. Гёбекли-тепе является одним из древнейших и крупнейших в мире мегалитических сооружений, а обнаружен он был относительно недавно — около 30 лет назад.
Оседлость и новые формы социальной жизни
Профессор Стамбульского университета и главный археолог комплекса Гёбекли-тепе Неджми Карул представил подробную презентацию о находке, которая повествует об истоках оседлости. По его словам, после ледникового периода, приблизительно 12 тысяч лет назад, из-за природных изменений люди начали постепенно переходить от кочевничества к оседлым поселениям. Процесс сопровождался социальными трансформациями: коллективизм смещал индивидуализм, а на смену собирательству и охоте пришли одомашнивание скота и сельское хозяйство.
Вместе с этими процессами появляются такие понятия, как собственность, разделение труда, торговля, организованная рабочая сила, хранение пищевых запасов и другие. Эту эпоху принято именовать неолитом, или новым каменным веком. Автор концепций неолитической революции Гордон Чайлд говорит о зарождении городской среды в эпоху неолита, отметил профессор Карул.
Архитектура неолита
По словам профессора Неджми Карула, для всех неолитических религиозных сооружений, в том числе и для Гёбекли-тепе, характерна монументальность. Примечательно, что при строительстве Гёбекли-тепе использовались решения, применяемые и сегодня: фундамент, двери, перемычки и даже кладка угловых стен, без которых невозможно возведение современных небоскребов. Также в поселении были найдены древнейшие образцы бетона.
Кроме того, люди того времени, вероятно, занимались планированием поселений и могли управлять жизненным циклом объектов. Так, Гёбекли-тепе, который, предположительно, использовался около двух тысяч лет, не был разрушен, а оказался засыпан землей. В этом исследователи видят свидетельство персонификации объекта, проводя параллель с погребением умерших. По мнению ученых, такой жест говорит об особом уважении к храму, поскольку усилия и ресурсы, необходимые для его «погребения», оказались несоразмерно больше потребовавшихся на возведение.
Каждая постройка состоит из 12 стел, стоящих по окружности. По словам господина Карула, это число всегда являлось сакральным для религиозных верований и прочно закреплено в разных культурах и религиях. Два больших (до шести-семи метров в высоту) обелиска т-образной формы находились в центре постройки. Они же представляли собой несущие конструкции для крыши, которая, вероятно, была натяжной и имела каналы. По каналам могла течь жидкость (например, кровь), используемая в ритуалах. Форма обелисков напоминает человеческую фигуру: вертикальная линия представляет туловище, а небольшая горизонтальная перекладина сверху — подобие головы. Отсутствие же деталей и знаков половой принадлежности может свидетельствовать о том, что это фигуры божеств, поделился спикер.
Неджми Карул отметил, что храмовые комплексы с подобными характеристиками встречаются по всему Ближнему Востоку. Одно из таких мест — Карахан-тепе, где раскопки были начаты лишь в этом году.
Коллективный труд и религия как основа строительства
Неджми Карул отметил, что логичным является вопрос: как строители перемещали каменные обелиски, вес некоторых из которых достигал 50 тонн? Скорее всего, отмечают ученые, люди сами, объединившись, транспортировали эти камни от места производства на холм, где возводили храм.
Особое внимание ученых заслужила облицовка. Основной мотив декоративных элементов — изображения животных (змей, быков, лис, грифов, кабанов, ослов, скорпионов, пауков и других). По набору этих элементов можно судить о том, что разные храмы возводились разными коллективами, которые изображали свои знаки в особой манере. Также многие животные изображены в момент нападения: они могут быть частью устного народного творчества, рассказов, плодом коллективной памяти.
Докладчик особо выделил роль журавля — символа, широко используемого мусульманским течением алевизм, приверженцы которого до сих пор проживают на территории Анатолии. Вполне возможно, что алевиты позаимствовали этот символ у гораздо более древних цивилизаций.
Примечательно, что, несмотря на отсутствие изображений человеческих фигур на стенах храма, жители поселения исповедовали культ черепа.
Неджми Карул также продемонстрировал некоторые особенности быта представителей древней цивилизации — посуду, украшения, фигуры. «Гёбекли-тепе уникален, потому что показывает разнообразие жизни древнейших людей: их образ жизни и религию, быт и искусство. Из этих областей люди, научившиеся оседлому образу жизни, сельскому хозяйству и выращиваю скота, последствии расселятся по всей Европе», — прокомментировал ученый.
Лакуны истории и перспективы туризма
Профессор СПбГУ Юрий Кривошеев назвал Гёбекли-тепе «недостающим звеном»: именно этот комплекс подробно показывает, как человек неолита перешел от собирательства к оседлости. По его мнению, это демонстрирует тот факт, что древние люди обладали высокими интеллектуальными способностями. Это открытие позволит по-новому взглянуть на истоки зарождения религии, также отметил он.
«Необходимы дополнительные изыскания историко-сравнительного плана. Например, изображения птиц характерны для ранних религиозных верований. Петроглифы в Гёбекли-тепе аналогичны тем, что найдены на острове Пасхи. Как они связаны и возможна ли эта связь? Надеюсь, что в будущем удастся поучаствовать в этих исследованиях», — поделился Юрий Кривошеев.
Отвечая на вопрос, почему в мире, и в частности в России, практически никто не знает о Гёбекли-тепе, директор Музея Шанлыурфы Джеляль Улудаг отметил, что комплекс попал в список всемирного наследия ЮНЕСКО лишь в 2018 году. Сегодня раскопки завершены на 20 %, и одновременно проводится активная работа по продвижению Гёбекли-тепе как объекта археологического туризма. В планах администрации музея — соорудить крышу над храмовым комплексом и развивать близлежащую инфраструктуру.
Неджми Карул заметил, что турецкие археологи работают с учеными из других стран, в том числе из России. Группе хотелось бы привлекать к полевым работам студентов.