Подтверждена обратная связь между жирными кислотами омега-3 и риском преждевременной смерти
Американские ученые показали обратную связь всех конечных точек смертности с содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот. Согласно их выводам, более высокие уровни некоторых основных ПНЖК в тканях и крови могут снижать вероятность смерти от всех причин в среднем на 13% и в итоге замедлять процесс старения.
Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) давно стали предметом пристального внимания ученых. В 1970-х у гренландских эскимосов обнаружили обратную связь между уровнем этих жирных кислот и риском острого инфаркта миокарда. Под ПНЖК чаще всего подразумевают альфа-линоленовую кислоту растительного происхождения, а также эйкозапентаеновую, докозапентаеновую и докозагексаеновую. Омега-3 содержатся в клеточных мембранах и кровеносных сосудах, но не синтезируются в необходимых количествах нашим организмом, оставаясь одним из важнейших компонентов полноценного здорового питания. Проще всего получать их из пищи — морской рыбы и морепродуктов, льняного, рыжикового и горчичного масел, чиа, шпината и морских водорослей.
Как отмечают ученые, эффективность омега-3 для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний некоторое время оставалось спорным (примеры таких работ: 1, 2), поскольку результаты различных исследований были противоречивыми. Тем не менее проведенный пару лет назад метаанализ показал в этом плане значительное падение вероятности инфаркта миокарда и ишемической болезни сердца.
Однако взаимосвязь между содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот в крови и риском смерти от всех причин до сих пор не изучали: единственный метаанализ, показывающий положительную корреляцию, базировался на самооценке потребления рыбы, то есть не может считаться объективным. По словам авторов нового исследования — сотрудников Медицинской школы Сэнфорда при Университете Южной Дакоты и Исследовательского института жирных кислот (США), — надежным показателем потребления ПНЖК остается их уровень в эритроцитах. Следовательно, четкое представление можно получить, изучив биомаркеры. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Авторы объединили индивидуальные анализы 17 проспективных когортных исследований Консорциума исследований жирных кислот и проанализировали связь со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, рака и других причин. «Объединенные анализы включали измерения циркулирующих омега-3-полиненасыщенных жирных кислот у 42 466 человек, 15 720 (37%) из которых умерли во время наблюдения (в среднем 16 лет). Изначально средний возраст участников составлял 65 лет, 55% были женщинами, 87% принадлежали белой расе. <…> Примерно 30% смертей были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 30% — с раком, а остальные 39% — со всеми другими причинами», — рассказали ученые.
Сравнивая медианы первой и пятой частей выборки (квинтили; то есть примерно 90-й и 10-й перцентиль), ученые выяснили, что более высокие уровни эйкозапентаеновой (EPA), докозапентаеновой (DPA), докозагексаеновой (DHA) кислот (а также EPA + DHA) связаны со снижением риска общей смертности на 9-13%. «В анализе по квинтилям значимые тенденции наблюдались для EPA, DPA, DHA и EPA + DHA (все < 0,01). В сравнении верхнего и нижнего квинтилей каждая из жирных кислот на 15-18% снижала риск смерти», — уточнили авторы работы.
В целом вероятность умереть от болезней сердечно-сосудистой системы падала на 15%, от рака — на 11%, от других причин, вместе взятых, — на 13%. Напротив, для растительной α-линоленовой кислотой такой достоверной связи не выявили (риск понижался всего на 1%).
Все результаты скорректировали по нескольким индивидуальным и медицинским факторам: возраст, пол, вес, кровное давление, наличие вредных привычек, сахарного диабета и так далее. «Ассоциации омега-3 с общей смертностью оставались сходными, без существенных различий после учета нескольких испытаний. Общие результаты не изменились ни при исключении участников, принимавших рыбий жир, ни в когортном анализе», — сказали ученые.
Подытоживая вышесказанное: всесторонний анализ исследований омега-3 показал, что длинноцепочечные эйкозапентаеновая, докозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты, содержащиеся в рыбе и морепродуктах, действительно тесно связаны со снижением риска смертности от всех причин, в отличие от растительной α-линоленовой кислоты.