/ Новости сайта / Космос / Столкновение космического корабля с астероидом породило множество обломков
24.07.2023

Столкновение космического корабля с астероидом породило множество обломков

Новаторское наблюдение позволило выявить последствия столкновения человечества с астероидом, произошедшего в прошлом году. Космический аппарат НАСА DART (Double Asteroid Redirection Test) столкнулся с астероидом Диморфос в сентябре 2022 года, что привело к значительным разрушениям. На последних снимках, сделанных космическим телескопом "Хаббл", запечатлен огромный рой валунов, разбросанных, как небесные звезды, по следам астероида. Это неожиданное открытие поможет будущим миссиям по изучению последствий столкновения и даст ценные сведения для совершенствования и планирования стратегий противодействия потенциальным астероидным угрозам.

Полученные недавно снимки Хаббла превзошли все ожидания, открыв впечатляющий вид на последствия столкновения. Ученый-планетолог Дэвид Джуитт из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выразил свое удивление, заявив: "Это впечатляющее наблюдение - гораздо лучше, чем я ожидал". Облако валунов, уносящих массу и энергию от цели удара, дает важнейшую информацию о последствиях столкновения с астероидом. Размеры, форма и количество смещенных валунов согласуются с гипотезой о том, что они были сброшены с поверхности Диморфоса в результате удара. Джуитт также подчеркивает важность этого наблюдения, поскольку оно проливает свет на поведение астероидов при подобных ударах. Кроме того, он отмечает, что эти валуны являются одними из самых слабых объектов, когда-либо наблюдавшихся в пределах нашей Солнечной системы.

Хотя в миссии DART, возможно, и присутствовал элемент азарта, ее основной целью была оценка наших возможностей по уходу опасных астероидов с пути Земли. Пытаясь изменить орбиту Диморфоса вокруг его более крупного собрата Дидимоса, ученые стремились оценить наши возможности по уменьшению потенциальных угроз. Миссия увенчалась большим успехом: орбитальный период Диморфоса уменьшился на 33 минуты, что оказалось более существенным изменением, чем предполагалось. Однако долгосрочные последствия столкновения остаются неизвестными, что побуждает ученых продолжать наблюдение за бинарным астероидом с помощью таких современных телескопов, как "Хаббл".

19 декабря 2022 г. "Хаббл" провел новые наблюдения астероидов Диморфос и Дидимос, открыв захватывающее зрелище. На снимках видно облако валунов, разбросанных в пространстве вокруг бинарного астероида. Ученые обнаружили 37 камней размером от 1 до 6,7 м (от 3 до 22 футов), постепенно удаляющихся от Диморфоса со скоростью около 1 км (0,62 мили) в час. Эти находки дают ценные данные о последствиях столкновения и позволяют понять, как ведут себя астероиды в подобных условиях.

Хотя DART столкнулся с Диморфосом на огромной скорости - около 22 500 км (14 000 миль) в час, вылетевшие обломки вряд ли являются фрагментами самого астероида. На снимках, сделанных DART до столкновения, на поверхности Диморфоса видны рыхлые валуны, что позволяет предположить, что удар мог выбить их из-под ног. Однако точный механизм их смещения остается неясным. Вероятно, их отрыв произошел в результате удара, либо сейсмические толчки вызвали их освобождение на более поздней стадии. Для разгадки этой тайны необходимы дальнейшие исследования.

В 2024 году космический аппарат "Гера" отправится в полет для изучения результатов ударных испытаний. К тому времени, когда "Гера" достигнет Диморфоса, облако валунов еще будет рассеиваться, напоминая медленно разрастающийся пчелиный рой вдоль орбиты бинарной пары вокруг Солнца. Предстоящая миссия открывает широкие возможности для изучения последствий столкновения и углубления понимания поведения астероидов.

Недавние наблюдения астероидов Dimorphos и Didymos, проведенные в рамках миссии НАСА DART, позволили получить захватывающее представление о последствиях столкновений с астероидами. Снимки Хаббла, демонстрирующие облако валунов, разбросанных подобно звездам, превзошли все ожидания и позволили получить ценные сведения о поведении астероидов в подобных условиях. По мере того как ученые продолжают наблюдение за бинарным астероидом и готовятся к прибытию Геры, ожидаются новые открытия. Эти открытия будут способствовать совершенствованию стратегии противодействия потенциальным астероидным угрозам и сохранению нашей планеты.