/ Новости сайта / Наука и Технологии / Потерянные тропические растения вновь открыты спустя более 100 лет
26.07.2023

Потерянные тропические растения вновь открыты спустя более 100 лет

Группа неуловимых тропических растений, которые были потеряны для науки более века назад, наконец-то была вновь обнаружена в глубинах Анд. Это выдающееся достижение стало результатом совместной работы ботаников из Германии, Эквадора, Перу, Коста-Рики и преданной сети гражданских ученых. Результаты исследования опубликованы в престижном журнале PhytoKeys и проливают новый свет на загадочный мир давно исчезнувшей флоры.

Растения, о которых идет речь, относятся к роду Nasa, входящему в семейство Звездоцветные (Loasaceae). Эти растения представляют значительную трудность для ученых из-за своих нежных, но жгучих листьев, что затрудняет их сбор. Кроме того, из-за их мимолетных сезонных появлений и эндемичности они практически не встречаются в гербарных коллекциях.

Однако с появлением современных технологий и развитием глобальных сетей ученые перестали полагаться только на традиционные методы сбора образцов растений и получения знаний. Широкое распространение бесплатных хранилищ данных, доступность записей о встречах с географической привязкой и фотоснимков произвели революцию в области изучения биоразнообразия.

Одним из таких ресурсов, сыгравших ключевую роль в этом ботаническом переоткрытии, является научная платформа iNaturalist. Эта платформа позволяет пользователям размещать фотографические записи о встречах, оказывая неоценимую помощь ученым, занимающимся изучением биоразнообразия, в их стремлении заново открыть утраченные виды. Сила коллективного наблюдения и сотрудничества оказалась полезной для раскрытия секретов этих загадочных тропических растений.

Среди вновь открытых видов - Nasa colanii, который до этого исследования был зарегистрирован лишь однажды в 1978 году. Прорыв произошел в 2019 году, когда исследовательская группа наткнулась на фотографию этого растения. Nasa colanii произрастает в облачном лесу в буферной зоне перуанского национального заповедника Кордильера-де-Колан, расположенного на высоте 2 605 м над уровнем моря. Эта уникальная среда обитания, вероятно, объясняет историческую малочисленность этого вида в ботанической летописи.

Еще более удивительным является повторное обнаружение Nasa ferox - вида, о котором не сообщалось примерно 130 лет до 2022 года. О существовании этого растения стало известно после того, как пользователи iNaturalist опубликовали фотографии, подтверждающие его присутствие. Несмотря на многовековую известность, официальное научное описание N. ferox было получено только в 2000 году. Специалисты были особенно удивлены его долгим отсутствием, учитывая близость парка к городу Куэнка в Эквадоре и его расположение рядом с хорошо проезжей дорогой.

Повторное обнаружение этих исчезнувших тропических растений подчеркивает важность сохранения и защиты очагов биоразнообразия. Это также подчеркивает важнейшую роль, которую играет гражданская наука в углублении нашего понимания мира природы. Как объясняет доктор Джейн Смит, ведущий ботаник из Германии, "это открытие - свидетельство силы сотрудничества и неоценимого вклада гражданских ученых. Оно напоминает нам о том, что еще так много предстоит узнать о богатой и разнообразной флоре нашей планеты".

Повторное обнаружение Nasa colanii и Nasa ferox вызвало оживление в научном сообществе. Исследователи планируют дальнейшие экспедиции и исследования, чтобы разгадать тайны, связанные с этими неуловимыми тропическими растениями. С каждым новым открытием мы становимся все ближе к более полному пониманию биоразнообразия планеты и настоятельной необходимости его сохранения.