/ Новости сайта / Наука и Технологии / В Гималаях найдены капли воды возрастом 600 млн. лет
28.07.2023

В Гималаях найдены капли воды возрастом 600 млн. лет

Оценка: 0.0    420 0 Наука и Технологии

Ученые из Индийского научного института (IISc) и японского университета Ниигата обнаружили в высочайших вершинах Гималаев капли воды, сохранившиеся в минеральных отложениях. Эти капли, остатки древнего океана возрастом 600 млн. лет, позволили исследователям получить капсулу времени для палеоокеанов и пролить свет на важное событие в истории Земли, связанное с насыщением кислородом.

Земное оледенение "Снежный ком"

Ученые уже давно считают, что между 700 и 500 млн. лет назад произошло крупное ледниковое событие, получившее название "оледенение Земли-снежка". В этот период Земля в течение длительного времени была покрыта огромными толщами льда. После ледникового периода произошло значительное повышение уровня кислорода во время Второго великого кислородного события, которое открыло путь к возникновению сложных форм жизни.

Связь между оледенением и выделением кислорода

Связь между этими двумя важными событиями до сих пор остается неуловимой из-за нехватки хорошо сохранившихся окаменелостей и исчезновения древних океанов. Однако недавняя находка древних морских пород в Гималаях позволила ученым получить ценные сведения. По мнению исследователей, понимание того, как прошлые океаны отличались от современных по кислотности, содержанию питательных веществ, температуре и составу, имеет решающее значение для моделирования климата.

Расшифровка загадок

Группа исследователей обнаружила, что в период оледенения Земли-Снежной осадочные бассейны испытывали длительный дефицит кальция. Этот дефицит мог быть вызван уменьшением речного притока. В результате наблюдалось увеличение количества магниевых отложений. Эти магниевые отложения, кристаллизуясь, смогли захватить и сохранить в своих порах воду палеоокеана.

Связь между дефицитом питательных веществ и насыщением кислородом

Недостаток кальция, вероятно, привел к дефициту питательных веществ, что создало благоприятные условия для роста медленно фотосинтезирующих цианобактерий. Эти цианобактерии могли способствовать повышению уровня кислорода в атмосфере. Повышение уровня кислорода в атмосфере могло послужить толчком к биологической эволюции, приведшей к появлению сложных форм жизни.

Поиск древних отложений

Поиски этих отложений охватили значительную часть западной части Кумаонских Гималаев - от Амритпура до ледника Милам и от Дехрадуна до района ледника Ганготри. Детальный лабораторный анализ подтвердил, что отложения образовались в результате выпадения древних океанических осадков, исключив другие возможные источники, такие как подводная вулканическая деятельность.

Последствия для моделирования климата и эволюции

Это революционное открытие предоставляет ученым уникальную возможность изучить характеристики древних океанов и их влияние на климат Земли. Понимание условий и состава океанов прошлого позволит исследователям улучшить моделирование климата и получить представление об эволюции жизни на нашей планете.

Пракаш Чандра Арья, ведущий автор исследования, аспирант Центра наук о Земле (CEaS), IISc, утверждает:

"Мы вскрыли капсулу времени для палеоокеанов". Саджив Кришнан (Sajeev Krishnan), профессор CEaS и автор-корреспондент исследования, поясняет: "Эти магниевые отложения сумели захватить и сохранить в своих порах воду палеоокеанов, когда они кристаллизовались". Пракаш подчеркивает, что увеличение содержания кислорода в атмосфере неизбежно привело бы к биологической эволюции.