/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые секвенировали последнюю часть человеческого генома: Y-хромосому
24.08.2023

Ученые секвенировали последнюю часть человеческого генома: Y-хромосому

В результате революционного достижения ученые наконец-то решили загадку генома человека, секвенировав Y-хромосому. Это долгожданное открытие заняло три десятилетия и позволило создать всеобъемлющий эталонный геном человека. Это открытие имеет далеко идущие последствия, поскольку потенциально может дать ценные сведения о мужской фертильности и ее влиянии на признаки и заболевания человека. Исследование было опубликовано в журнале Nature

Y-хромосома, самый маленький представитель семейства хромосом человека, долгое время представляла собой сложную задачу для ученых из-за своих повторяющихся последовательностей и нечитаемости. Однако консорциум Telomere-to-Telomere под руководством геномиста Аранга Ри из Национального института исследования генома человека США использовал передовые методы секвенирования и инновационные биоинформационные алгоритмы, чтобы преодолеть эти препятствия и составить полную карту Y-хромосомы.

Ранее неполное представление об Y-хромосоме приводило к неверным предположениям и ограниченному пониманию ее роли в производстве спермы и других генетических вариациях. После завершения работы над последовательностью ученые смогли заполнить более 30 млн. недостающих "букв" в последовательности ДНК, в результате чего была получена полная сборка всех 62 460 029 пар оснований Y-хромосомы. Кроме того, были выявлены и исправлены ошибки в ранее секвенированных участках и обнаружен 41 новый белок-кодирующий ген.

Одним из наиболее удивительных открытий стала организация повторяющихся последовательностей на Y-хромосоме. Почти половина хромосомы состоит из чередующихся блоков двух специфических повторяющихся последовательностей, известных как сателлитная ДНК, образующих визуально поразительный узор, напоминающий стеганое одеяло. Такая организованная структура позволяет исследователям по-новому взглянуть на функции Y-хромосомы и ее эволюцию.

В отдельном исследовании, проведенном под руководством генетика Пилле Халласт из Лаборатории Джексона, ученые использовали эталонную последовательность для сборки Y-хромосомы 43 особей мужского пола, включая африканские линии. Эти сборки охватывают 183 000 лет эволюции человека и выявляют значительные вариации Y-хромосомы. Размеры Y-хромосом варьировали от 45,2 млн до 84,9 млн пар оснований, что свидетельствует о разнообразии внутри этой хромосомы. Кроме того, наблюдались структурные различия: крупные участки ДНК иногда переворачивались или были ориентированы в противоположном направлении вдоль Y-хромосомы.

Завершение работы над последовательностью Y-хромосомы открывает новые возможности для изучения мужской фертильности и ее влияния на здоровье человека. Дилан Тейлор, генетик из Университета Джона Хопкинса, подчеркивает значение этого достижения: "Теперь, когда у нас есть 100% полная последовательность Y-хромосомы, мы можем выявить и изучить многочисленные генетические вариации, которые могут влиять на черты и болезни человека таким образом, как мы не могли сделать этого раньше".

Это революционное открытие способно перевернуть наше представление о мужской фертильности и ее влиянии на здоровье человека. Теперь, имея в своем распоряжении полный эталонный геном, ученые смогут глубже проникнуть в тайны Y-хромосомы и раскрыть ее секреты.