Раскрытие древних секретов: Доисторические общества модифицировали человеческие кости в ритуальных целях, а не для потребления
Кордовский университет в своем новаторском международном исследовании внес вклад в документирование посмертных модификаций костей, не связанных с потреблением пищи человеком. В течение многих лет научное сообщество считало, что порезы и следы, обнаруженные на костных останках в доисторических пещерах, являются свидетельством каннибализма. Однако новое исследование ставит под сомнение это предположение, проливая свет на истинное назначение этих костных модификаций.
Исследование, проведенное под руководством Зиты Лафранчи и Марко Милеллы из Бернского университета (Швейцария) совместно с учеными из различных научных центров, было недавно опубликовано в журнале PLOS ONE. Оно посвящено погребальным обрядам эпохи неолита и раскрывает, как доисторические общества модифицировали человеческие кости для собственных нужд.
Анализируя более 400 останков, включая взрослых и довзрослых людей, исследователи сосредоточили свое внимание на образцах, найденных в пещере Cueva de los Mármoles в Приего-де-Кордова, которые в настоящее время хранятся в Археологическом музее города. Используя слепки высокого разрешения, изученные под электронным микроскопом, специалисты обнаружили, что многие следы на костях соответствуют процессу очистки, предназначенному для использования костей в качестве инструментов, а не для употребления в пищу.
Рафаэль Мартинес Санчес, исследователь из Университета Кордовы, объясняет, что определить, для чего предназначались следы на костях - для инструментов или для пищи, - довольно сложно. Это связано с тем, что данные останки не были захоронены, а отложены на поверхности пещеры, что могло со временем подвергнуть их другим видам изменений, например, воздействию животных или вытаптыванию. Однако в исследовании делается вывод, что эти следы свидетельствуют не о потреблении, а о тщательной очистке, связанной с использованием орудий труда. Среди находок следует отметить фибулу с заостренным концом, модифицированную берцовую кость и череп.
Помимо этих интересных находок, датирование двенадцати останков по углероду-14 позволило выявить три различных периода погребального использования пещеры: около 3800 г. до н.э., 2500 г. до н.э. и примерно 1300 или 1400 г. до н.э. Первый период совпадает с эпохой неолита, когда широко использовались дольмены, предназначенные для коллективных захоронений. Это позволяет предположить, что в этот период большое внимание уделялось почитанию предков. Совпадение периода первоначального захоронения в пещере с возникновением мегалитизма, а также модификации костей, не связанные с потреблением, подтверждают теорию исследовательской группы о том, что эти человеческие останки были изготовлены в качестве инструментов для определенных ритуалов.
Мартинес Санчес уточняет: "Похоже, что существовала идея собрать мертвых в одном месте, очистить останки и использовать кости в качестве инструментов, возможно, связанных с каким-то ритуалом, проводимым внутри полости".
Это новаторское исследование ставит под сомнение давно устоявшиеся представления о доисторических обществах и их обычаях, связанных со смертью. Оно подчеркивает сложность и разнообразие древних культур, позволяя заглянуть в их ритуалы и верования. Вклад Кордовского университета в это исследование расширяет наши представления об истории человечества и дает ценную информацию об обычаях наших предков.