Новое исследование выявило связь между задержкой роста в младенчестве и снижением когнитивных способностей
Новаторское исследование, проведенное Университетом Восточной Англии, показало, что дети, отстающие в росте в раннем возрасте, могут страдать от снижения когнитивных способностей из-за различий в работе мозга. Это первый случай обнаружения подобной связи в младенческом возрасте, проливающий свет на долгосрочные последствия плохого физического роста для когнитивного развития.
Исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour, было посвящено понятию "рабочая зрительная память", под которой понимается способность мозга удерживать визуальные сигналы для последующей обработки. Исследователи сравнили зрительную рабочую память детей с замедленным ростом и детей с обычным ростом. Результаты оказались поразительными: у младенцев с недостаточным физическим развитием нарушена рабочая память, они легче отвлекаются, что создает предпосылки для ухудшения когнитивных способностей в дальнейшем.
Под руководством профессора Джона Спенсера из Школы психологии UEA группа исследователей провела первое в своем роде исследование визуализации мозга, в котором приняли участие более 200 детей. "Мы ожидали, что плохой рост может повлиять на познание в раннем развитии, но было поразительно увидеть это на уровне функций мозга", - сказал профессор Спенсер. Результаты исследования показали, что у типично развивающихся младенцев была задействована мозговая сеть рабочей памяти, которая предсказывала их когнитивные результаты через год. Однако у низкорослых младенцев наблюдалась иная картина мозговой активности, свидетельствующая о высокой отвлекаемости.
Доктор Собана Виджеакумар, первый автор исследования и доцент Школы психологии Ноттингемского университета, пояснила, что эта отвлекаемость связана с сетью мозга, отвечающей за распределение внимания, подавление отвлечения и сохранение элементов в рабочей памяти.
В ходе исследования оценивалась активность мозга и когнитивные способности младенцев в возрасте от шести до девяти месяцев с последующим когнитивным тестированием через год. Результаты показали, что у младенцев с замедленным ростом, часто обусловленным неправильным питанием или плохим состоянием здоровья, когнитивные способности на обоих этапах были значительно хуже, чем у детей с нормальным развитием.
Интересно, что в ходе исследования была выявлена группа детей, которые, несмотря на ограниченный рост, показали хорошие результаты на втором году когнитивного тестирования. Эти дети обладали неожиданно сильной зрительной памятью на этапе от шести до девяти месяцев. Это открытие позволяет предположить, что усилия, направленные на улучшение рабочей памяти и снижение отвлекаемости младенцев в критически важные для них первые месяцы жизни, могут смягчить или предотвратить когнитивные недостатки в дальнейшем.
Последствия этого исследования далеко идущие. Оно подчеркивает важность изучения функции мозга в раннем развитии и указывает на необходимость проведения мероприятий, направленных на улучшение рабочей памяти и снижение отвлекаемости у детей с замедленным ростом. Устранение этих факторов на ранних стадиях развития может позволить смягчить долгосрочные когнитивные последствия, связанные с недостаточным физическим ростом.