Дети осознают себя уже с 4 месячного возраста
Новое исследование Бирмингемского университета показало, что младенцы в возрасте четырех месяцев способны понимать, как их тело взаимодействует с окружающим пространством. Исследование, проведенное специалистами Бирмингемской лаборатории BabyLab, показало, что мозг младенцев способен связывать зрение и осязание, что способствует развитию у них пространственного восприятия. Полученные результаты проливают новый свет на развитие самосознания у младенцев.
Исследователи из Бирмингемской лаборатории BabyLab провели эксперимент с использованием тактильных и визуальных стимулов. Младенцам показывали мяч на экране, который двигался к ним или от них. Когда мяч оказывался ближе всего к ним на экране, младенцы получали небольшую вибрацию на своих руках, а их мозговая активность измерялась. Сбор данных для исследования проводился в Голдсмитском университете Лондона.
Результаты исследования показали, что у младенцев в возрасте четырех месяцев наблюдалось усиление соматосенсорной (тактильной) активности мозга, когда прикосновению предшествовало движение объекта в их сторону. Это говорит о том, что даже в столь раннем возрасте дети способны ощущать окружающее пространство и понимать, как их тело взаимодействует с этим пространством.
Доктор Джулия Ориоли, научный сотрудник отдела психологии Бирмингемского университета и руководитель исследования, пояснила: "Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что уже в первые месяцы жизни, еще до того, как младенцы научились доставать предметы, мультисенсорный мозг настроен на установление связей между тем, что младенцы видят, и тем, что они чувствуют. Это означает, что они могут ощущать пространство вокруг себя и понимать, как их тела взаимодействуют с этим пространством".
Исследователи также наблюдали за тем, как младенцы старшего возраста реагируют на неожиданное прикосновение. Младенцы в возрасте восьми месяцев проявляли признаки удивления, когда прикосновению к их руке предшествовало перемещение шарика на экране в сторону от них. Это говорит о том, что по мере развития младенцев на первом году жизни в их мозгу формируется более сложное понимание того, как их тела существуют в пространстве.
Результаты данного исследования заставляют задуматься о том, в какой степени эти способности к пространственному восприятию приобретаются младенцами или являются врожденными. Исследователи планируют провести дальнейшие исследования с участниками младшего и старшего возраста, чтобы получить больше информации о развитии этих способностей. Они также надеются выяснить, есть ли ранние признаки этих "мультисенсорных" способностей у новорожденных.