/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили редкую систему из шести планет, вращающихся в идеальной гармонии
09.12.2023

В результате невероятного открытия международной кооперации астрономов, использующих космические спутники CHEOPS и TESS, была обнаружена новая уникальная система из шести транзитных планет, вращающихся вокруг яркой звезды. Эта редкая система, известная как HD110067, привлекла внимание ученых своей уникальной последовательностью резонансов, позволяющей глубже понять планетарные орбиты.

Миссия CHEOPS, совместная работа ЕКА и Швейцарии под руководством Бернского и Женевского университетов, объединила усилия с учеными, работающими с данными спутника НАСА TESS, чтобы разгадать тайны HD110067. Исследователи, в том числе сотрудники Национального центра компетенции в области исследований (NCCR) PlanetS, смогли наблюдать планетарную систему в полной гармонии. Результаты исследования были опубликованы в престижном журнале Nature.

Отличительной чертой HD110067 является завораживающая цепочка резонансов. Планеты в этой системе вращаются вокруг звезды-хозяина в синхронном вальсе. Когда ближайшая планета совершает три полных оборота вокруг звезды, вторая планета совершает ровно два оборота за тот же промежуток времени. Эта уникальная схема резонанса 3:2 - редкое явление среди более чем 5 000 экзопланет, открытых на сегодняшний день.

Доктор Хью Осборн, научный сотрудник CHEOPS в Бернском университете и соавтор публикации, объясняет значение этого открытия: "Что встречается крайне редко, так это системы, в которых резонанс охватывает такую длинную цепочку из шести планет". Эта резонансная цепочка состоит из пар резонансов 3:2 и 4:3, в результате чего ближайшая планета совершает шесть оборотов, а крайняя - только один.

Изначально расположение планет в HD110067 представляло собой сложную задачу для ученых. Однако точный гравитационный танец между планетами дал ключ к решению этой загадки. Профессор Адриен Лелеу из Женевского университета, который анализировал орбитальные резонансы, объясняет: "Транзит происходит, когда планета проходит перед звездой-хозяином, блокируя часть звездного света и вызывая падение яркости".

Благодаря наблюдениям, проведенным спутником НАСА TESS, исследователи смогли определить орбитальные периоды двух внутренних планет, названных "b" и "c", - 9 и 14 дней соответственно. Однако данные по остальным четырем обнаруженным планетам были неполными, а транзиты происходили через нерегулярные промежутки времени. Только благодаря сложной гравитационной хореографии системы ученые смогли собрать воедино недостающую информацию.

Обнаружение уникальной резонансной цепочки в HD110067 открывает новые возможности для изучения планетарных систем и их формирования. Точная синхронизация, наблюдаемая в этой системе, позволяет получить ценные сведения о динамике формирования и эволюции планет".

Доктор Хью Осборн подчеркивает важность изучения резонансных цепочек: "Понимание того, как формируются и эволюционируют такие цепочки, имеет решающее значение для ограничения теорий формирования и миграции планет". Это открытие пополняет растущий объем знаний об экзопланетах и расширяет наше представление об огромной Вселенной за пределами нашей Солнечной системы.

renmilk11 09.12.2023 20:57 [Материал]