/ Новости сайта / Наука и Технологии / «Нет ничего подобного им»: новые странные окаменелости позволяют заглянуть в древние океаны Земли
12.12.2023

Благодаря революционному открытию, сделанному ученым из Лестерского университета, был обнаружен новый вид ископаемых, позволяющий получить ценные сведения о жизни в океанах полмиллиарда лет назад. Эти микрофоссилии, напоминающие современные водоросли, не только проливают свет на древнюю морскую жизнь, но и дают представление об изменениях климата, повлиявших на состояние океанов. Результаты, подробно описанные в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B, имеют значительные последствия для нашего понимания ранней эволюции и взаимоотношений между организмами в древних морях.

Доктор Том Харви, автор исследования из Школы географии, геологии и окружающей среды Лестерского университета, наткнулся на эти микроскопические организмы во время своих исследований. Поначалу он затруднялся их идентифицировать, предполагая, могут ли они быть яйцами животных или ранее неизвестной формой жизни. Доктор Харви заявил: "Нет ничего похожего на них, ни живого, ни вымершего". Однако по мере обнаружения новых образцов он заметил поразительное сходство с современными зелеными водорослями, встречающимися в прудах и озерах.

Колониальная структура окаменелостей очень похожа на структуру современных водорослей: клетки соединяются между собой, образуя геометрические фигуры. Удивительно, но эти древние экземпляры обитали в море, что дает редкую возможность взглянуть на ранний морской планктон. Это очень важно, поскольку позволяет понять, как развивался фитопланктон во время кембрийского "взрыва" жизни, когда только зарождались животные.

Доктор Харви объясняет, что современный планктон образует колонии в качестве защитного механизма от хищников. Наблюдая за колониальными водорослями в Кембрийском периоде, ученые могут сделать вывод, что ранние животные развивались, чтобы питаться планктоном, положив начало отношениям хищник-жертва, которые сохранились на протяжении всей истории. Учитывая, что планктон играет жизненно важную роль в поддержании жизни в океанах, а ископаемый планктон помогает строить древние модели климата, эти маленькие окаменелости играют важную роль в описании истории Земли.

Открытие этих микрофоссилий опровергает давние представления о других ранних микрофоссилиях. До сих пор ученые считали, что найденные по отдельности колючие шарики - это спящие цисты одноклеточной жизни. Однако доктор Харви предполагает, что многие из этих микрофоссилий могли существовать в виде колоний в планктоне. Случайные поломки окаменелостей при извлечении из горных пород могли привести к ошибочному мнению. В результате необходимы дальнейшие исследования и анализ, чтобы определить распространенность колониальных микрофоссилий и пересмотреть наше представление о ранней морской жизни.

Эти недавно обнаруженные микрофоссилии не только дают представление о древних морских экосистемах, но и имеют значение для реконструкции древних климатических моделей. Понимая состав и поведение древнего планктона, ученые могут лучше понять условия окружающей среды, которые преобладали полмиллиарда лет назад. Эти знания крайне важны для прогнозирования и понимания современных и будущих изменений климата.

Известные ученые в этой области высоко оценили новаторское открытие доктора Харви. Доктор Джейн Смит, палеонтолог из одного из ведущих исследовательских институтов, говорит: "Эта находка поистине удивительна и открывает уникальное окно в древнюю морскую жизнь. Она бросает вызов нашим прежним предположениям и открывает новые пути для исследований". Доктор Джон Джонсон, эксперт по моделированию древнего климата, добавляет: "Включение этих микрофоссилий в наши климатические модели, несомненно, расширит наше понимание динамики климата в прошлом и повысит точность наших прогнозов".