"Это уже было!": Загадочный феномен дежавю
Что такое дежавю? Это странное ощущение, будто вы уже пережили какой-то опыт. Психологи пытаются ответить на этот сложный вопрос с точки зрения науки.
Бывало ли у вас странное ощущение, что вы уже переживали точно такую же ситуацию, хотя это невозможно? Иногда даже может показаться, что вы заново переживаете то, что уже произошло. Этот феномен, известный как "дежавю", очень на протяжении многих лет озадачивает философов, неврологов и простых людей.
Начиная с конца 1800-х годов появилось множество теорий о том, что может вызывать déjà vu, что в переводе с французского означает "уже виденное". Предполагалось, что это может быть следствием психической дисфункции или какого-то заболевания мозга. А может быть, это временная ошибка в нормальной работе человеческой памяти. Однако до недавнего времени эта тема так и не стала предметом научного исследования.
В начале этого тысячелетия ученый по имени Алан Браун решил проанализировать все, что исследователи писали о дежавю до этого момента. Большая часть того, что он смог найти, имела паранормальный характер, связанный со сверхъестественным - такими вещами, как прошлые жизни или экстрасенсорные способности. Но он также нашел исследования, в которых обычные люди рассказывали о своем опыте дежавю. Из всех этих работ Браун смог извлечь несколько основных выводов о феномене дежавю.
Например, Браун определил, что примерно две трети людей испытывают дежавю в тот или иной момент своей жизни. Он определил, что чаще всего дежавю вызывается сценой или местом, а следующим по распространенности триггером является разговор. Он также сообщил, что в медицинской литературе на протяжении примерно столетия встречаются намеки на возможную связь между дежавю и некоторыми видами судорожной активности в мозге.
Обзор Брауна ввел тему дежавю в сферу официальной науки, поскольку был опубликован как в научном журнале, который обычно читают ученые, изучающие познание, так и в книге, предназначенной для ученых. Его работа послужила своеобразным толчком для ученых к проведению экспериментов по изучению дежавю.
Под влиянием работ Брауна моя исследовательская группа начала проводить эксперименты, направленные на проверку гипотез о возможных механизмах дежавю. Мы исследовали гипотезу почти столетней давности, согласно которой дежавю может возникать при пространственном сходстве между текущей сценой и той, которую вы уже не помните. Психологи назвали это гипотезой гештальт-знакомства.
Например, представьте, что вы идете в больничное отделение, направляясь навестить больного друга. Хотя вы никогда раньше не были в этой больнице, у вас возникает ощущение, что вы там были. Причиной этого ощущения дежавю может быть то, что планировка сцены, включая расположение мебели и конкретных предметов в пространстве, совпадает с другой сценой, которую вы пережили в прошлом.
Возможно, оформление больницы - мебель, столов, расположение предметов по углам коридора - такое же, как и расположение столов для приема гостей относительно знаков и мебели в коридоре при входе на школьное мероприятие, которое вы посещали годом ранее. Согласно гипотезе гештальт-знакомства, если та предыдущая ситуация с похожей планировкой не вспоминается, то у вас может остаться только сильное чувство знакомости с текущей.
Чтобы исследовать эту идею в лабораторных условиях, моя команда использовала виртуальную реальность для размещения людей в сценах. Таким образом, мы могли манипулировать окружением, в котором оказывались люди, - некоторые сцены имели одинаковое пространственное расположение, а другие отличались друг от друга. Как и было предсказано, дежавю возникало чаще, когда люди оказывались в сцене, содержащей то же пространственное расположение элементов, что и предыдущая сцена, которую они видели, но не помнили.
Это исследование позволяет предположить, что одним из факторов, способствующих возникновению дежавю, может быть пространственное сходство новой сцены с той, которая хранится в памяти и которую в данный момент не удается осознанно вызвать в памяти.
Однако это не означает, что пространственное сходство является единственной причиной дежавю. Вполне вероятно, что многие факторы могут способствовать тому, что сцена или ситуация кажется знакомой. В настоящее время проводятся дополнительные исследования, чтобы выяснить, какие еще факторы могут играть роль в этом загадочном явлении.
Автор: Энн Клири, профессор когнитивной психологии, Университет штата Колорадо.
Комментарии 7
0
renmilk11
17.12.2023 21:12
[Материал]
Это единственный способ перемещаться во времени-рождаться в разных телах и эпохах, зацикленном в круговороте последовательных событий. Колесо Сансары. Из будущего в прошлое.
Единственно, что окружность его практически прямая для нас, действующих тут недолго. Ну как в шарманке мелодия или на компакт диске. А сами мы (многие из нас) живем бесконечно, и так работаем или учимся. Оставляя миссию, мы оставляем аватара в этом контексте времени, с некоторой наработкой памяти. В детстве мы ощущаем это в связи с синхронизацией с аватаром, его обусловленном биоморфным релизом. В идеальном мире особо не порезвишся Там всё под контролем. А здесь изолированная реальность... Вот так и живём на Земле... Но можно зааватариться в другие колёса, если твоего NCPбота займёт другой товарисч... Нужно "пройти" всех ботов и эпохи на Земле! Полное погружение! Конечно из игры можно всегда выйти по желанию, но в ботах заложен запрет на самоуничтожение... Эти дежавю стойкие... |
0
--__Даниил__--
17.12.2023 16:31
[Материал]
Мы живем в этом времени. и Все. Реинкарнация... Может быть, под НО. ...
|