/ Новости сайта / Космос / Причудливый диск заметили в туманности Ориона
11.06.2024

Причудливый диск заметили в туманности Ориона

Международная команда астрономов при помощи инструмента Multi Unit Spectroscope Explorer (MUSE), установленного на Очень Большом Телескопе (VLT) в Чили, получила изображения причудливого протопланетного диска с внешней подсветкой.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysicals, а коротко о нем сообщает Sci News. Объект получил название 177-341 W. Он представляет собой протопланетный диск с внешней подсветкой, окружающий молодую звезду в туманности Ориона.

Протопланетные диски являются строительным материалом для создания звезд, они состоят из газа и пыли. Когда поблизости от них имеются другие очень яркие и массивные звезды, диск нагревается от их света. В результате часть его материала уносится в космическое пространство, а визуально на снимке такой процесс напоминает внешнюю подсветку.

"Протопланетные диски возникают в результате процесса звездообразования и служат местом рождения планетных систем, - объясняет соавтор исследования Мари-Лийс Ару из Европейской южной обсерватории. - Ожидается, что пути эволюции протопланетных дисков и их способность образовывать планеты будут различаться в зависимости от окружающей среды, причем диски претерпевают быстрые изменения в присутствии массивных звезд".

В массивных скоплениях ультрафиолетовое излучение крупных и ярких звезд способно испарять часть материала дисков, существенно уменьшая не только их размер и массу, но и время их существования.

Исследователи пишут, что объект 177-341 W и еще 11 других протопланетных дисков, обнаруженные в туманности Ориона, находятся примерно в 400 парсеках от Солнца. Звезды, разрушающие диск 177-341 W, в кадр не вошли, они находятся за его правым верхним углом.

"Когда их излучение сталкивается с материалом вокруг молодой звезды, оно создает яркую лукообразную структуру, показанную желтым цветом, - объясняют ученые. - Хвост, идущий от звезды к левому нижнему углу, представляет собой материал, который звезды утаскивают из поля зрения от 177-341 W. Цвета, показанные на изображении, отображают различные элементы, такие как водород, азот, сера и кислород".