Жизнь в симуляции: игра жизни и скорость света
Согласно древнегреческой легенде, однажды царь Лаий, правитель фиванского царства (ныне египетский город Фивы), получил пророчество. Оно гласило, что его сын Эдип, когда станет царём, убьёт собственного отца и женится на своей матери. Ужаснувшись, Лаий бросил сына в лесу, чтобы тот погиб. Но, к счастью (или несчастью), ребёнка нашла и усыновила бездетная пара.
Содержание
-
Сон о бабочке: когда реальность и иллюзия сливаются
-
Свобода воли или просто хорошо написанный сценарий?
-
Эффект домино: простой мяч и иллюзия выбора
-
Аллегория пещеры: тени как реальность
-
Игра жизни Джона Конвея: математический взгляд на симулированный мир
-
Квантовая механика: где наблюдение формирует реальность
-
Логика видеоигр в реальной жизни: рендеринг как в GTA 5
Когда Эдип вырос, он случайно узнал о пророчестве и, пытаясь избежать его, ушёл из дома. На дороге в гневе он убил незнакомца, а позже женился на его вдове. Этим незнакомцем оказался его настоящий отец, Лаий, а женщина — его биологическая мать. Так пророчество, от которого он бежал, сбылось. Это показывает: от прошлого и будущего не убежишь.
Сон о бабочке: когда реальность и иллюзия сливаются
Это подводит нас к вопросу: запрограммировано ли всё в жизни заранее?
В III веке философ Чжуан-цзы увидел сон, что он — бабочка. Проснувшись, он задумался: то ли он человек, видевший сон о бабочке, то ли бабочка, которой снится, что она — человек. Так начался конфликт между симуляцией и реальностью.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:
«Ты действуешь по своей воле, но всё происходит по Моей воле».
Свобода воли или просто хорошо написанный сценарий?
Есть ли у нас свобода воли или всё предопределено?
Свобода воли — это выбор по своему желанию. Например, взять телефон — кажется, это наш выбор. Но причина для этого действия всё равно существует (например, желание доказать свободу воли). Значит, прошлое повлияло на действие.
Детерминизм утверждает: все события обусловлены предыдущими. Физические законы детерминированы.
Эффект домино: простой мяч и иллюзия выбора
Представьте: перед вами пролетает мяч. Кто-то его ударил, но почему? Потому что идёт матч. Матч организован — и так далее. Цепочка причин и следствий.
Удар по мячу мог быть предопределён: в момент удара множество состояний мозга свернулись в одно.
Люди — просто детерминированные существа?
Состояние мозга — это биологическое (а значит, физическое) состояние. А физические процессы детерминированы. Следовательно, поведение людей тоже может быть детерминированным.
Согласно детерминизму, действия не контролируются нами — мы лишь их ощущаем. Некоторые учёные считают, что это возможно, только если мы — внутри симуляции.
Аллегория пещеры: тени как реальность
Ещё Платон предлагал теорию, поддерживающую эту идею, — «Аллегорию пещеры».
В ней узники прикованы так, что видят только стену. За ними — огонь, а между ними — проход. Когда что-то проходит перед огнём, на стене появляется тень. Узники считают тени реальностью.
Так и люди: то, что мы видим, может быть лишь проекцией, которую воспринимают наши чувства.
Игра жизни Джона Конвея: математический взгляд на симулированный мир
Учёные пытались доказать это математически. Джон Конвей создал «Игру жизни» — симуляцию, где начальный узор эволюционирует сам, порождая новые формы.
Если считать точки атомами, то они могли бы создавать сложные структуры, включая жизнь. Но прямых доказательств симуляции это не дало.
Квантовая механика: где наблюдение формирует реальность
Квантовая механика предположила, что реальность может быть симуляцией.
В одном эксперименте фотоны разделялись на две пары. Одна попадала на экран, другая — на детекторы. Пока детекторы не фиксировали фотоны, на экране была интерференционная картина (волны). Но после измерения она превращалась в частицы.
Это похоже на рендеринг в видеоиграх: объекты появляются только при наблюдении.
Логика видеоигр в реальной жизни: рендеринг как в GTA 5
В играх вроде GTA 5 мир загружается только в поле зрения игрока. Точно так же фотоны «решают», быть волной или частицей, в зависимости от наблюдения.
Скорость света: вселенская тактовая частота?
Ещё один намёк на симуляцию — постоянная скорость света (299 792 458 м/с).
У компьютеров есть предел скорости передачи данных (тактовая частота). Вселенная тоже имеет максимум — скорость света. Возможно, это граница производительности «космического процессора», а всё внутри — проекция.
Комментарии 2
![]() |
0 ![]() ![]()
AntiK
21.06.2025 07:12
[Материал]
Чел, во-первых, скорость света не есть постоянная, она зависит от среды. Теоретически можно придумать среду, со скоростью света больше скорости света в вакууме, а если ещё и с гравитацией поиграть...
Во-вторых, про рендеринг только видимых частей есть анекдоты из конца девяностых. Про детерминированность: она безусловно есть, иначе бы предсказания не сбывались, кроме угадываний, распределение было бы в соответствии с Теорией Вероятности. Хотя, если учесть, что люди склонны запоминать только громкие события, то реально вероятность сбывшихся пророчеств не посчитать. Кроме того, есть люди с талантом предвидения, у которых сбывается большое количество пророчеств, а есть без, кто ошибается всегда. Скорее всего, наша жизнь построена с условно свободным сценарием и реперными точками - событиями с важностью уровня мировой волны или мировой катастрофы, возможны и более мелкие реперные точки для отдельного человека. Вот что смешит и настораживает: порой человека "берут под управление" и заставляют делать поступки, необходимые для развития сюжета, на которые в трезвом уме он никогда бы не пошёл (потом человек говорит: - Я не знаю, что на меня нашло), типа того, как ты ведёшь ГГ пригнувшись, а он вдруг встаёт в полный рост и идёт в центр зала - так в сюжете прописано, чтобы его смогли захватить, подстрелить или ещё что-то. Короче, таки да, если будет доказано, что есть предел делимости материи, пространства и времени (про это писали в 80-х - 90-х прошлого века), т.е. то, что всё сущее дискретно, то это просто необходимое условие, что мы реализованы на цифровой вычислительно машине. Немножко не вписывается в эту концепцию душа, если не считать её проявлением ИИ и перекрывающихся областей оперативной памяти. Шутка. Может быть... |