Глава 4: Хроники Слепых Провидцев
После разрыва с Марком Лев погрузился в тихую, почти монашескую жизнь. Его мастерская превратилась в келью отшельника, заваленную не только железом, но и грудами книг, распечатанных на листах А4 и испещрённых его пометками. Гнев и отчаяние сменились холодной, сфокусированной одержимостью. Он больше не пытался кричать о своём открытии в мир. Мир был не готов. Вместо этого он начал молчаливый диалог с теми, кто, возможно, видел то же самое.
Он стал завсегдатаем городской библиотеки, в отделе редких книг и краеведения. Пыльные фолианты пахли временем и забвением. Библиотекарь, сухая пожилая женщина с глазами-буравчиками по имени Валентина Степановна, с профессиональным интересом наблюдала за этим странным, но предельно вежливым посетителем. Он заказывал не современные бестселлеры, а оцифрованные копии трудов, которые не востребованы десятилетиями: De occulta philosophia Агриппы, Mysterium Cosmographicum Кеплера, Oedipus Aegyptiacus Афанасия Кирхера.
Открытие первое: Инженер Божьего Космоса
Именно у Кирхера, в его труде «Mundus Subterraneus» он нашёл то, что искал. На гравюре, иллюстрирующей божественный механизм мироздания, был изображён не абстрактный символ, а схематичный, но однозначно механистический рисунок Вселенной.
Концентрические сферы, зубчатые передачи и потоки «огненных духов» (spiritus igneus), движущие планеты, — Кирхер, гений барокко, пытался описать на языке механики то, что Лев видел воочию.
Следующий прорыв ждал его в самом очевидном месте — в Библии. Он открыл Книгу пророка Иезекииля (глава 1, стихи 15–21) и перечитал описание «колесницы Господней» (Меркавы) уже не как мистическую аллегорию, а как отчёт об испытаниях сложного аппарата.
«И вид у колёс, и устроение их — как вид топаза… а ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса».
«Колесо в колесе»! Это же описание универсального шарнира или всенаправленного шасси!
«Очи» на ободьях — в мистической традиции символ всеведения, но для Льва это были оптические сенсоры или смотровые люки. Описание их синхронного движения с «животными» («хайот» — «живые существа», сама жизнь) читалось им как описание идеальной синхронизации между силовым элементом (хайот) и исполнительным механизмом (колёса).
Иезекииль, человек древности, пытался описать непостижимую сложность механизма на языке, доступном его эпохе. Он видел то же самое.
Открытие третье: Чертёж Часовщика
Венец его изысканий ждал его в Атлантическом кодексе Леонардо да Винчи (лист 921 verso). Среди эскизов водяных колёс и летательных аппаратов был один, всегда ставивший искусствоведов в тупик. Исследователи называли его Il Meccanismo Celeste — «Небесный механизм». На нём был изображён сложный комплекс валов, шестерён и цепных передач, напоминающий кинематическую схему гигантских часов. Шестерни были соединены с символическими изображениями светил. И на полях своим знаменитым зеркальным почерком Леонардо начертал: E così il cielo è un orologio, e Dio è l’orologiaio… ma anche l’orologiaio ha bisogno dei suoi strumenti — «И так небо — это часы, а Бог — часовщик… но даже часовщику нужны его инструменты».
Леонардо знал. Он понимал, что Часовщику нужны были инструменты для починки своих часов. И его чертёж был предположением, как мог бы выглядеть один из таких инструментов.
Лев откинулся на спинку стула в гробовой тишине читального зала. По его щекам текли слёзы, но это были слёзы не отчаяния, а безумного, всепоглощающего облегчения. Он был не один. Он не был сумасшедшим. Он был последним в длинной цепи посвящённых — алхимиков, пророков, гениев. Все они краем глаза видели истинную структуру реальности и пытались донести её до человечества, облачая в одежды своих времён.
Его аппарат был не изобретением. Он был усовершенствованием. Тем же, чем телескоп Галилея был для невооружённого глаза звездочёта. Он стал мостом между догадками прошлого и шокирующей явью настоящего.
Он вернулся в свою мастерскую преображённым. Теперь его наблюдения обрели контекст, глубину и потрясающую историческую перспективу. Он снова навёл осциллятор на Луну, на Солнце, на центральную ось механизма. Но теперь он искал уже не абстрактные чудеса, а конкретные узлы и агрегаты, предсказанные провидцами прошлого: «очи» Иезекииля на ободах колёс, цепные передачи Леонардо, зубчатые сферы Кирхера. И он находил их. Один за другим.
Он больше не был наблюдателем. Он стал исследователем.
