Зевс создал Фестский диск для туристов
После того, как вечером 3 июля 1908 года итальянский археолог Луиджи Пернье (Luigi Pernier) обнаружил в одной из пристроек царского дворца на острове Крит у города Феста сделанный из глины загадочный артефакт, покрытый с обеих сторон рисуночными знаками, первую догадку высказал руководитель работ сэр Артур Джон Эванс (Arthur John Evans).
Археолог с более чем 30-летним стажем, который заложил основы периодизации критской культуры бронзового века и осуществил систематизацию многочисленных и разнообразных памятников материальной культуры и древней письменности острова, обратил внимание на головной убор из перьев. Ученому показалось, что перед ним элемент боевого шлема, и он предположил, что текст заключает в себе победный гимн, вероятно, носящий культовый характер.
Первооткрыватель минойской культуры (2800-1100 годы до нашей эры), названной в честь легендарного правителя Миноса, ошибался. Коллегам Эванса посчастливилось найти подобный головной убор на древнеегипетских изображениях филистимлян, но осуществить дешифровку лишь на одном этом основании тоже не удалось. Позднее сравнение с филистимлянами вообще признали малоубедительным по нескольким причинам.
Надпись на диск нанесена традиционным способом, как это было принято при производстве глиняных табличек: на сырой глине оттиснута надпись, обожженная затем в гончарной печи.
Уникальность Фестского диска в том, что это самый ранний текст, набранный с помощью готового набора "литер", аналогов которого в данном культурном регионе не имеется. Первое время исследователи указывали на тот факт, что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите. Хотя Пернье находил этот материал сходным с так называемыми яйцевидными чашами из Кносского дворца. Позднее этому вопросу перестали уделять должное внимание.
Надпись на Фестском диске не напоминала ни критские иероглифы, ни линейное письмо. Это был уникальный вид письменности. Собственно говоря, открытие минойской цивилизации началось с того момента, когда молодой Эванс увидел в музеях несколько печатей с Крита, а затем отправился изучать сам остров.
Читать иероглифические тексты сложно из-за их относительной краткости, малочисленности самих текстов и, как следствие первых двух причин, наличия достаточного количества критских знаков — их менее 150 — для дешифровки. В результате многочисленных попыток текст на Фестском диске читали по-гречески, по-хеттски, на семитских языках, на языке басков, трактовали как известие о гибели Атлантиды, как песнь во славу царя острова Миноса и как набор слов. Из непонятного набора знаков каждый вычитывал то, что ему хотелось. В результате на каждую гипотезу приходится по нескольку одобрительных и некоторое количество критических отзывов.
На настоящий момент хорошо изучены лишь четыре типа древнейших письмен: шумерское, хеттское, египетское и китайское. В первых трех использовалось смешанное словесно-слоговое письмо, в отличие от чисто логографической системы китайского письма, в котором нет места знакам, обозначающим звуки (ибо китайский иероглиф — это всегда слог, несущий смысловую нагрузку). Неразгаданными по-прежнему остаются иероглифы Крита, Элама, Индостана, Нового Света (кроме весьма небольшой части знаков майя и ацтеков, тех, которые встречались чаще всего) и письмена острова Пасхи.
Мало изучена африканская иероглифика. Сходство между египетскими и хеттскими знаками незначительное — из многих сотен совпадают лишь несколько иероглифов. Внешне хеттские иероглифы похожи на критские, но внешнее сходство может быть случайным. Неудачи с дешифровкой послужили питательной средой для совершенно других гипотез о предназначении диска из Феста.
Любитель истории из Владимирской области В. М. Михайлов, например, отыскал на диске созвездия Льва, Тельца, Змееносца, Овена, Цефея, Кассиопеи, Большой Медведицы, Козерога и других. Потом он отказался от своей гипотезы, что Фестский диск — это путеводитель для мореходов.
www.pravda.ruКомментарии 4
0
rednaxela
04.03.2012 18:46
[Материал]
Тайна Фестского диска (Phaestos disk, Phaistos disk) раскрыта?!
Содержание текста этого диска — посвящения высокопоставленных правителей Крита богу Луны, скопированные, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестского диска — оберег в виде клубка змеи для этих строений и всех живущих в них. Источник: phaestos-disk.at.ua |