Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / О чем говорит вторая надпись на камне цивилизации Майя
11.02.2012

О чем говорит вторая надпись на камне цивилизации Майя

Оценка: 0.0    5264 5 Тайны истории
13:07
Национальный институт антропологии и истории Мексики выступил с заявлением о том, что есть и другое упоминание, касающееся нашего 2012-го. Оно находится в развалинах Комалькалько неподалёку от Тортугеро. Речь идёт о надписи, вырезанной или оттиснутой на кирпиче (да, Комалькалько отличается от прочих храмов майя тем, что сложен из кирпичей).

Представитель института Артуро Мендес рассказал, что фрагмент надписи был обнаружен и изучен несколько лет назад. Он хранится в запасниках института. Экспертам известно о его существовании, но многие сомневаются в том, что он отсылает к концу света.

Надпись представляет собой «календарный круг» — комбинацию дней и месяцев, которая повторяется каждые 52 года. На календаре отмечена дата, соответствующая окончанию тринадцатого бактуна. Бактун — это период, охватывавший примерно 394 года, а 13 — священное для майя число. Один из вариантов календаря майя под названием «Длинный счёт» начинается в 3114 году до н. э., а тринадцатый бактун завершается в районе 21 (23) декабря 2012 года.

Специалист по эпиграфике майя Дэвид Стюарт из Техасского университета в Остине (США) поясняет, что там нет никакого указания на грядущее. В сопутствующих иероглифах употребляется настоящее время: «он (она, оно) приходит». Отсюда г-н Стюарт делает вывод о том, что надпись посвящена какому-то историческому событию и не содержит пророчества. А указание на 2012 год — просто результат неверной интерпретации. 

Комалькалько — место археологических раскопок, бывший город цивилизации майя. Расположен примерно в 60 км к северо-востоку от города Вильяэрмоса в мексиканском штате Табаско. Название переводится с языка майя как «в доме комалей», где «комаль» означает сковороду для выпечки плоских лепёшек «тортилья».

В Комалькалько находится самый западный из храмов майя. В связи с нехваткой известняка, обычного для майя строительного материала, здания в этом городе сооружались из обожжённого кирпича, которые скреплялись известковым раствором из размолотых раковин устрицы.

Монумент 6 из Тортугеро

Давно известной табличке из Тортугеро тоже около 1 300 лет; она не менее загадочна, но очевидно, что речь в ней идёт о будущем. Описываются какие-то события, в которых принимает участие Болон-Окте (Bolon Yokte' K'uh) — таинственное божество, которое майя ассоциировали с войной и творением. Увы, эрозия и трещины не позволяют прочитать надпись полностью.



(1)TSUTS-jo-ma (2) u-13-PIK (3) 4-AJAW (4) 3-UN-wi (5) u-to-ma (6) i-…(7) ye-ma-9-OK-TE (8) ta-…-…

«Закончится тринадцатое четырехсотлетие в день 4 Ахав 3 числа месяца К`анк`ин, случится … и нисхождение Болон Окте в … … ».

или

(1) TSUTS-jo-ma (2) u-13-PIK (3) 4-AJAW (4) 3-UN-wi (5) u-to-ma (6) i-li? (7) ye-ni-9-OK-TE (8) ta-CHAK-JOY?

«Закончится тринадцатое четырёхсотлетие в день 4 Ахав 3 числа месяца К’анк’ин, случится видение (?) — вооруженный Болон Окте в великом кружении (?)».

или

«Tzuhtz-(a)j-oom u(y)-uxlajuun pik(ta) Chan Ajaw ux(-te’) Uniiw. Uht-oom? Y-em(al)?? Bolon Yookte’ K’uh ta ?»

«Тринадцатый Бактун закончится Четвертый Ахау, Третий К’анк’ин. Произойдет … Снизойдут 9 богов-помощников».

Приведенная здесь дата 4 Ахав З К`анк`ин соответствует не незапамятным временам богов, и не эпохе расцвета цивилизации классических майя в IV-IX столетиях, а 21 (23) декабря 2012 года нашей эры по григорианскому стилю, то есть, времени от нас уже совсем недалекому.

«Четырехсотлетия» (pik), о которых идет речь – календарные единицы по 144 000 дней, которыми, наряду с меньшими единицами в 7200 дней (winal haab` либо к’атун или «двадцатилетие»), haab` (360 дней или «год»), winik (20 дней или «месяц»), k’in (день) майя считали время, указывая их число, прошедшее от определенной начальной даты (эры), которая, приходится на день 4 Ахав 8 числа месяца Кумк`у. Установлено, что эта эра соответствует 7 сентября 3113 г. до н.э. (юлианскому). Завершение тринадцати «четырехсотлетий» – непростой день в хронологии майя. Во-первых, 13 – священное число, в космосе существует 13 небес, которыми владеют 13 богов, по совместительству правящих соответствующими числами. Поэтому смена 13 «четырехсотлетий» предполагает полный круг пребывания у власти над этими календарными периодами небесных божеств. Во-вторых, один из самых архаичных календарных циклов древних майя (и совершенно неясный по происхождению) – так называемая «неделя» из 13 суток. Исходя из характерного для мифологического мировоззрения отождествления «большее за меньшее» тринадцать «четырехсотлетий» можно рассматривать как полную «сверхнеделю» богов, где вместо суток – период в 144 000 дней. Наконец, в третьих, известны надписи, в которых нынешняя эра, день 4 Ахав 8 Кумк`у, обозначена в хронологии именно как конец тринадцати «четырехсотлетий» - pik. Итак, истечение 13 периодов по 144 000 суток означает у майя установление новой эры. Известно также, что майя вовсе не ограничивали время существования Вселенной 5125 годами (столько составляют тринадцать «четырехсоток»). При этом сама дата 4 Ахав 8 Кумк’у — отнюдь не начало времен. На «Стеле 1» из городища Коба она выступает как окончание колоссального по протяженности временного интервала, связывающего её с некоей иной начальной датой - "началом начал". Согласно принятому способу записи он выглядит 13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.0.0.0.0, и соответствует количеству дней, в нашей системе исчисления обозначаемому редкостным термином «десять нониллионов». Стоит отметить, что так называемый «Большой Взрыв», положивший начало нашей физической Вселенной, современная наука относит ко времени примерно 15 миллиардов лет назад. Так вот, временной промежуток, указанный на рельефе из городища в юкатанских джунглях — в 2×1018 раз больше.

Тем не менее, новая эра, несомненно, предполагает какие-то важные изменения. Что же обещает в этот переломный с точки зрения древних индейцев момент надпись из Тортугеро?

Ключевым для понимания текста оказывается персонаж, который явится в этот день – Болон Окте.

Бог (в текстах он нередко называется k`uh – «божество, священный») Болон Окте (в юкатанских источниках – Болон Йокте или Ах Болон Йокте) известен на памятниках майя с Классического периода и до колониальных времен. В Парижской иероглифической рукописи он выступает в качестве сменного правителя (ts`ak ajaw) «двадцатилетия» 3 Ахав, в книгах «Чилам Балам» из Чумайеля, Тисимина и Мани связан с «двадцатилетием» 11 Ахав. Впрочем, каких-либо дополнительных характеристик этому божеству там не дается.

Исходя из этимологии имени (oc = «нога», то есть «Девятиногий») Дж.Э.С.Томпсон определял Болон Йокте как одного из богов торговли. Ю.В.Кнорозов переводил его имя как «Много раз приходящий» (от глагола ocol = «входить») и связывал с войной. Однако, оба исследователя не принимали во внимание вторую составляющую сочетания (y)-oc-te, которая не может рассматриваться как грамматический показатель. Между тем, Ч.Уисдом засвидетельствовал в чорти слово uy-ok te` = «вертикальный шест» ("upright pole (as that on which maguey leaves are rasped)”). Следовательно, имя переводится, скорее всего, как «Девять Вертикальных Шестов» или «Девять Древесных Стволов». Впрочем, это ничего не дает для понимания характера персонажа.

Самое раннее событие, связанное с Болон Окте, описано, кажется, в тексте на панели из Храма ХIV в Паленке. Памятник посвящен пребыванию в загробном мире души усопшего паленкского царя Кан Балама II (правил в 684-702 годах), которая через определенное время после смерти получила в загробном мире от души своей матери магический объект – божка К`авииля. По обычной в классических надписях схеме сообщение о современном событии предваряется известием о прецеденте, имевшем место в мифологические времена, в данном случае, о получении в 931469 году до нашей эры (!) Лунной Богиней «первого К`авииля», который по прошествии 366-ти 28-дневных лунных месяцев оказался у бога Болон Окте.

Во всех известных нам текстах Болон Окте выступает как бог - разрушитель существующего миропорядка, несущий с собой войны, зло и страдания. К подобным же выводам пришли М.Эберль и К.Прагер, которые считают, что он имеет «последовательную связь с преисподней, конфликтом и войной».

Следует ли ждать всего этого в 2012 году?

К сожалению, того, что древние индейцы связывали с Болон Окте, хватает в нашем мире и сейчас. Что же касается катаклизмов чрезвычайного характера, то пять тысяч сто двадцать два года назад, когда начался счет нынешних «тринадцати четырехсоток», никаких катастроф, судя по всему не произошло. Скорее наоборот, приблизительно в то время в Старом Свете появились первые города, зачатки государственности, письменности, одним словом, человечество вступило в эпоху цивилизации. Декабрь 2012 года нашей эры люди переживут также успешно, как и сентябрь 3114 года до нашей эры. А запись на Монументе 6 из Тортугеро надо рассматривать как изысканную календарно-математическую игру мудрецов талантливого древнего народа.

Календарь майя. Справка.

Датировка древней цивилизации майя сейчас ведется четырьмя способами, основываясь на собственно археологических находках, в особенности керамики, на радиоуглеродном методе датировки, который начал использоваться с 1950 года, на исследованиях местных исторических традиций, хотя и дошедших до нас в изложении авторов хроник, относящихся к позднему доиспанскому периоду, и при помощи правильно подобранного соответствия между календарной системой майя и христианским календарем.

Установить соответствие между этими календарями невероятно сложно, все предложенные до сих пор методы остаются достаточно спорными, поэтому эта тема требует пояснения. Календарь майя, основанный на системе «длинного счета», является абсолютным, строго последовательным календарем, который работает подобно огромному часовому механизму, отсчитывая время от некоей точки в отдаленном прошлом. Надписи с календарными датами, основанными на системе «длинного счета», встречаются во всех древних городах северной и центральной областей майя. Однако еще до испанского завоевания эти даты начали записывать в очень сокращенной и двусмысленной форме.

В индейской хронике, известной под названием книг Чилам Балам, утверждается, что город Мерида, современная столица полуострова Юкатан, был основан испанцами вскоре после окончания некоего специфического периода по календарю майя, основанному на системе «длинного счета». Согласно нашему календарю это произошло в январе 1542 года. Епископ Диего де Ланда, считающийся непогрешимым авторитетом, сообщает нам, что по более примитивной календарной системе майя, так называемому «календарному кругу» с 52 летним циклом отсчета, это произошло 26 июля 1553 года. Пытаясь привести календарь майя в соответствие с христианским календарем, необходимо принимать эти факты во внимание. Существуют две системы корреляции календарей, которые согласуются с данными археологии. Это так называемая система 11.16, или система Томпсона, и система 12.9, или система Спиндена. Разница этих систем составляет 260 лет.

Какая же из этих систем является правильной? Древние майя отделывали дверные проемы своих храмов балками из дерева сапоте, которые сохранились до наших дней. Их возраст может быть определен при помощи метода радиоуглеродного анализа. Серия подобных исследований, проведенных недавно в университете Пенсильвании, определила правильность системы Томпсона. Специалисты по майя вздохнули с облегчением, поскольку любая другая система корреляции календарей внесла бы разброд в современные предположения о развитии культуры майя в течение двух тысячелетий. Более того, любой сдвиг в датировке классического периода майя разрушил бы хронологию исторических событий древней Мезоамерики, поскольку практически все археологические датировки в этой части земного шара привязаны к календарю майя, основанному на системе «длинного счета».

Календарный цикл продолжительностью в 52 года существовал у всех народов Мезоамерики, включая и майя. Эта система отсчета времени, уходящая корнями, вероятно, в очень древние времена, состоит из двух пермутационных циклов.

Продолжительность одного из этих циклов составляла 260 дней, и эта система представляла собой сложную взаимосвязь из отрезков времени, продолжительность которых составляла 13 дней, наложенную на циклическую последовательность из двадцати дней, каждый из которых имеет собственное имя. Иногда для обозначения этой системы счета еще используется термин «цолкин». Дни двадцатидневного цикла носят имена:

Имиш, Ик', Ак'баль, К'ан, Чичкан, Кими, Маник', Ламат, Мулук, Ок, Чуэн, Эб, Бен, Иш, Мен, Киб, Кабан, Эсанаб, Кавак, Ахау.

У майя отсчет 260 дневного цикла начинался с дня Имиш, имевшего номер 1, за ним под вторым номером следовал день Ик', под третьим Ак'баль, под четвертым день К'ан, и так далее, пока календарь не добирался до дня Бен, который шел под номером 13.

Следующим днем в календаре оказывался день Иш, который начинал новый тринадцатидневный цикл и, соответственно, получал порядковый номер 1, следующий за ним день Мен получал порядковый номер 2 и так далее. При такой схеме последним днем 260 дневного цикла оказывался день Ахау с порядковым номером 13, и весь цикл повторялся снова, начиная с дня Имиш, вновь имеющего номер 1.

Как возникла такая схема отсчета времени, остается загадкой, но то, как она использовалась, совершенно ясно. Каждый из дней цикла ассоциировался с какими-то определенными понятиями, и весь ход двадцатидневных циклов с механической четкостью показывал, что именно должно произойти в будущем, и жестко регламентировал жизнь как самих майя, так и всех остальных народов Мезоамерики. Такая система отсчета времени все еще существует в неизменном виде у некоторых изолированных народностей на юге Мексики и в горной области майя. Подсчеты, обеспечивающие правильность работы этой системы, ведут специальные жрецы.

Связанным с 260 дневным календарным циклом является и 365 дневный «нечеткий год», названный так, поскольку реальная продолжительность солнечного года примерно на четверть суток длиннее. Именно это обстоятельство и заставляет нас объявлять каждый четвертый год високосным и добавлять к нему еще один день для того, чтобы не произошло рассогласование календаря и солнечного года.

Календарь майя это обстоятельство полностью игнорировал. Внутри этого года выделялось 18 месяцев длиной по 20 дней каждый, к которым в конце года добавлялся еще и наводящий страх период, состоящий из пяти несчастливых дней.

Новый год майя начинался первого числа месяца Поп, за ним следовало второе, третье число этого месяца и так далее. Однако последний день месяца носил не порядковое число 20, а специальный знак, указывающий на «переход управления» к следующему по порядку месяцу, что связано со философией майя, полагавших, что влияние любого отдельного интервала времени ощущается до того, как этот период времени фактически наступит, и продолжается некоторое количество времени после его завершения.

Из всего сказанного следует, что каждый из дней имел соответствующую ему дату как по 260 дневному календарному циклу, так и по календарной системе «нечеткого года». Например, первый день К'ан 260 дневного цикла мог быть одновременно и первым числом месяца Поп. Такое совпадение дат, когда 1-й К'ан являлся первым числом месяца Поп, происходило один раз за 18 980 дней, то есть за период времени, равняющийся 52 «нечетким годам».

Этот период времени и называется «календарным кругом» и является единственной системой ведения счета лет, которую имеют народы горной Мексики, системой, имеющей очевидные недостатки, когда для фиксации событий требуются ссылка на промежутки времени, превышающие по продолжительности пятьдесят два года.

Хотя календарь по системе «длинного счета» обычно называют календарем майя, в классическом периоде и даже в более ранние времена этот календарь был очень широко распространен в равнинных областях Мезоамерики. Но до высочайшей степени точности эта система была доведена майя, жившими в центральной области. Этот календарь представляет собой совершенно иную систему счета, тоже основанную на пермутационных циклах, но эти циклы настолько длинны, что, в отличие от «календарного круга», любое из событий, происшедших на протяжении всего исторического времени, могло быть зафиксировано без каких либо опасений, что возникнет двусмысленность в понимании дат.

Вместо того чтобы за основу календаря «длинного счета» принять «нечеткий год», майя и другие народы использовали Тун – период, равный 360 дням. Цикл календарного года выглядел следующим образом:

20 Кинов – 1 Уинал, или 20дней;
18 Уиналов – 1 Тун, или 360 дней;
20 Тунов – 1 К'атун, или 7200 дней;
20 К'атунов – 1 Бактун, или 144 000 дней.

Календарные даты «длинного счета», записанные майя на своих монументах, состоят из упомянутых циклов, следуя порядку от самых длинных до самых коротких, в нисходящей последовательности величин. Каждый из этих циклов имеет свой численный коэффициент, и все эти периоды нужно сложить, для того чтобы получить количество дней, прошедших со дня окончания последнего большого цикла, периода, равного по продолжительности 13 Бактунам, дата окончания которого выпадала на день, который в календарном круге соответствовал 1-му дню Ахау и 8-му числу месяца Кумху при отсчете по 365 дневному циклу «нечеткого года».

Таким образом, дату, которая традиционно записывается майя как 9.10.19.5.11, 10-й день Чуэн 4-го числа месяца Кумху, можно просчитать следующим образом:

9 Бактунов – 1 296 000 дней
10 К'атунов – 72 000 дней
19 Тунов – 6840 дней
5 Уиналов – 100 дней
11 Кинов – 11 дней
Итого 1 374 951 день.

Именно столько дней прошло от окончания последнего календарного цикла, пока не наступил день, который по календарному кругу соответствует дате: 1-й день Чуен 4-го числа месяца Кумху.

Здесь необходимо пояснить сами численные коэффициенты календаря. Майя и некоторые другие народы равнинной области, в частности народность миштеков, живущих в долине Оахака, имеют крайне простую систему счисления, использующую всего лишь три символа: точку, обозначающую единицу, горизонтальную черту, обозначающую цифру 5, и стилизованное изображение раковины, обозначающее ноль. Числительные до четырех включительно обозначаются точками, для обозначения цифры 6 рисовалась черточка, над которой ставилась одна точка, а 10 обозначалось с помощью двух горизонтальных полосок. Самый большой коэффициент, который использовался в календаре, число 19, изображался с помощью четырех точек, расположенных над тремя горизонтальными черточками.

По материалам: science.compulenta.ru, www.mezoamerica.ru, ru.wikipedia.org, а также "Майкл Ко. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты".



 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 5

0  
lentyuka 12.02.2012 08:48 [Материал]
календарь достался майя не известно от кого(не факт,что от альмеков),почему перевод делается с языка майя?
0  
msozzy 11.02.2012 16:17 [Материал]
Я тоже могу предсказывать . Но то что в этом календаре к катастрофам не имеет никакого причастия , В них я вижу лишь ритуальные подборки .
0  
xxxx 11.02.2012 13:42 [Материал]
да наф ваще ету стать. читать мозг выносить
0  
D_Sokolowsky 11.02.2012 16:29 [Материал]
Судя по твоей орфографии, твой мозг вынести легко. Если ты не можешь правильно писать, то и мыслить тоже, потому что это тесно связано!
0  
Vanyatu 11.02.2012 13:34 [Материал]
Это материал для тех, кто не в теме cool ... но многие всё-равно знают, что квантовый переход Майкл Ко и др.журналисты не отменят...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Определяет ли пол вашу гендерную идентичность?
Человек социальное животное. Это подразумевает разделение ролей в сообществе ,вплоть до того что пра (от Везунчик)
Древние хопи: Полая Земля, летающие щиты и муравьеподобные боги на самом деле существуют
Интересное видео. Там на канале After Skool еще много роликов в таком стиле. (от alsm74)
Оказалось, что сельдь и сардины могут ежегодно спасать около миллиона жизней
"позволит спасать до 750 тыс. жизней ежегодно"

Ирония в том, что человечество (от alsm74)

Шамбала и полая Земля в древнем буддизме
Да, в "Розе Мира" даётся представление. Возможно и больше, или меньше - всё меняется нет ч (от Проводник)