Святилище на кургане. Плато Устюрт. Фото: maryno.net
На протяжении веков на
плато Устюрт
сохранялись следы многих цивилизаций, по нему проходил Великий шёлковый
путь, старинный караванный путь — дорога хорезм-шахов, соединявшая
древний город Хивы с низовьями Волги, его затронуло великое переселение
народов, монгольские завоевания, походы скифов. Множество старинных
кладбищ с мавзолеями-минаретами и подземными храмами разбросано по
плато, обнаружено 60 стоянок первобытного человека периода неолита,
сохранились руины древнего городов Шахир-и-Вазир и крепости Аллан и
остатки ещё более древних поселений неизвестных цивилизаций. Но
обнаруженная в 1983 году цивилизация не имела ко всему этому никакого
отношения.
В 1983 году на плато Устюрт геологи В. Гусев и Е.
Фарахов примерно в 50 км от посёлка Сай-Утес в районе колодцев Бейте
обнаружили на небольшом пространстве около 70 изваяний мужчин-воинов,
столько, сколько было всего найдено скифских каменных стел в степях
Причерноморья за 100 лет поисков. Уже на следующий год туда отправилась
Волжско-Уральская археологическая экспедиция института Археологии
Академии наук СССР.
Вот что писал о находке на плато Устюрт
начальник экспедиции Лев Леонидович Галкин: «Вблизи двух высоких
курганов на относительно небольшой площади лежало множество разбитых
каменных изваяний. Некоторые обломки были столь массивны, что сдвинуть
их с места одному человеку не представлялось возможным. Статуи были
разные — некоторые достигали почти четырёхметровой высоты, другие —
чуть больше двух метров, а самые маленькие — около метра. Тут валялись
каменные головы, широкоплечие мужские торсы с узкой талией,
полуобработанные известняковые плиты. Преобладали большие и средние
скульптуры. Несмотря на то, что их когда-то бросили на землю и
поломали, было очевидно, что статуи стояли в определённом порядке — в
виде буквы „П". Вероятно, внушительное зрелище представляла эта галерея
в лучах солнца. Туда, в сторону заката, в сторону „страны мёртвых"
были обращены их лица…»
Все древние памятники у колодцев Бейте
располагались на возвышенностях с хорошим круговым обзором на
расстоянии от 1 до 4 км друг от друга, причем с одного культового
комплекса можно было увидеть следующий. В районе Бейте обнаружено три
комплекса курганов, вытянувшихся с северо-вотока на юго-запад. Комплекс
Бейте-1 состоит из одного «царского» кургана высотой 4 метра и двух
курганов поменьше, а вблизи большого кургана в древности было
установлено порядка 25 скульптур. «Царский курган» разграбили ещё в
древности, поэтому археологи нашли только один клювовидный каменный
жертвенник.
На расстоянии до 1 км от Бейте-1 расположен
комплекс Бейте-2, но там не было найдено ни одной скульптуры, зато
неподалёку от него была обнаружена каменоломня, в которой добывали
бело-розовый известняк, служивший материалом для изготовления
скульптур.
К юго-востоку от Бейте-2, примерно в 4 км от него,
находится группа курганов комплекса Бейте-3. Его планировка напоминает
планировку комплекса Бейте-1, но к западу от центрального кургана
компактно в виде буквы «П» лежало 50 разбитых статуй, но устье каре
было обращено на северо-запад. На комплексе Байте-3 было найдено два
каменных жертвенных стола, что указывало на то, что эти комплексы
являются святилищем.
Л. Л. Галкин писал об этом так: «Они
(столы) находились на расстоянии всего 15 метров друг от друга. Большой
стол почти прямоугольной формы был более метра в длину, а малый на
четырёх конусообразных ножках был чуть меньше метра. К юго-востоку от
„чарского кургана" обнаружили и каменное блюдо (его диаметр 80 см).
Теперь всё встало на свои места. Такие предметы обычно находят на
святилищах. На каменных столах приносят в жертву животных и тут же
разделывают их туши…»
Итак, святилища включали от одного до
пяти курганов, главным элементом святилищ была круглая конструкция из
крупных каменных блоков, которая имела вид кольцеобразной стены, внутрь
которой вёл узкий проход. Кроме жертвенников, было обнаружено
множество поминальных сооружений, сложенных из камня.
Все
изваяния на святилищах были повалены и повреждены, что объяснялось
страхом и ненавистью более позднего населения плато к идолам неизвестной
цивилизации, но всё же археологам удалось определить их первоначальное
положение — они располагались группами по 2–4 идола приблизительно в
двух метрах друг от друга, образуя каменное войско высотой до 4 метров.
Изваяния, в основном, воспроизводили фигуру стоящего мужчины с
опущенной правой рукой, прижатой к бедру, а левая рука согнута в локте и
прижата к животу. Выступающие скулы их лиц и отсутствие в ряде случаев
бород наводит на мысль об их монголоидном происхождении, хотя на
некоторых из них присутствуют и европейские черты. Загадка…
На
некоторых разбитых статуях отчётливо были видны рельефные изображения
мечей, луков и кинжалов. По изображённым на изваяниях оружию и
украшениям учёные посчитали, что эти сооружения принадлежат массагетам,
жившим в IV — III веках до н. э. О массагетах археологам до сих пор
ничего толком не известно. Считается, что они были одним из народов
индоевропейской группы.
О кочевых племенах массагетов писал
Геродот, его труды — основной источник сведений о них. Это был
воинственный и могущественный народ. Поклонялись массагеты Солнцу и
приносили ему в жертву коней, одевались почти как скифы и вели похожий
образ жизни. Они верили в загробную жизнь, вера заставляла их строить
святилища предков и оберегать их. Возможно, они обожествляли своих
предков и искали у них покровительства, и здесь у массагетов много
общего со скифами.
По словам Геродота, массагеты сражались на
конях и в пешем строю, вооружение их состояло из луков, копий, кинжалов
и боевых секир. Нравы у них были просты и незатейливы — если массагету
нравилась женщина, он просто вешал колчан со стрелами на её кибитку,
чтобы никто не вошёл, и оставался со своей избранницей.
Где
точно располагались земли массагетов, сейчас неизвестно, но однозначно
они граничили со странами Средней Азии, которые входили в состав
огромной империи Ахеменидов. В IV веке до н. э. кочевые племена
массагетов остановили продвижение на восток армии персидского царя Кира
династии Ахеменидов. Царица массагетов Томирис отвергла предложение
Кира выйти за него замуж, и Кир начал войну. Первую битву массагеты по
легкомыслию проиграли, в плену оказался сын царицы Саргапис, зато
вторая битва полностью решила исход войны.
Геродот писал: «Эту
битву я считаю самой жестокой из тех битв, которые были у варваров…
Говорят, что вначале, находясь на расстоянии, они стреляли друг в друга
из луков, а затем, когда стрелы у них вышли, они, бросившись друг на
друга, бились врукопашную копьями и кинжалами. Сражаясь, они стойко
держались в течении долгого времени, и ни те, ни другие не желали
спасаться бегством, но в конце концов массагеты одержали верх. Большая
часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир
погиб…»
Когда в IV веке до н. э. Александр Македонский пришёл
на земли Средней Азии, среди наиболее непримиримых врагов новых
захватчиков опять встали воинственные племена массагетов. Считается,
что часть массагетских и сарматских племён, не подчинившихся
захватчикам, ушла на север, предположительно, на Устюртское плато и
полуостров Мангышлак, а другая часть племён вошла в состав и
растворилась в населении Средней Азии: на каменных изваяниях,
массагетских жертвенных блюдах и на хорезмийских монетах выбито
изображение одного и того же знака.
А куда же делась каменное
войско теперь? Лучший способ сохранить находки — это заново предать их
земле. Только вспомнят ли о них когда-нибудь потом…
.