/ Новости сайта / Космос / Обобщён и опубликован свод новых данных об астероиде Веста
11.05.2012

Обобщён и опубликован свод новых данных об астероиде Веста

Журнал Science опубликовал шесть статей, резюмирующих огромное количество данных, полученных американским космическим аппаратом Dawn об астероиде Веста.

Dawn собрал убедительные доказательства в пользу того, что Веста действительно является источником вестоидов, которые входят в семейство астероидов HED (говардиты, эвкриты и диогениты). На их долю приходится 6% всех метеоритов, падающих на Землю. Наблюдения показали, что состав поверхности Весты совпадает с вестоидами, а столкновения, которые привели к образованию большого кратера в районе южного полюса астероида, могли выбросить в космос достаточно материала для формирования этих семейств.

Ранее химический анализ метеоритов и исследования орбит вестоидов уже демонстрировали, что их источником стала Веста.

Зонд предоставил также новые доказательства того, что Веста образовалась всего примерно 2 млн лет спустя после появления первых твёрдых тел в Солнечной системе. У исследователей не осталось сомнений, что Веста — это зародыш, которому не повезло стать планетой. «Вполне вероятно, что Веста была когда-то больше, чем сегодня, — отмечает Крис Рассел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), главный исследователь проекта. — Огромные фрагменты откололись в результате протопланетных столкновений. Тем не менее Веста была достаточно большой, чтобы сформировать металлическое ядро, окружённое каменной мантией». Радиус ядра оценивается в 110 км, тогда как диаметр астероида составляет около 530 км.

Одним из самых удивительных открытий стало обнаружение на южном полюсе двух крупных кратеров, частично перекрывающих друг друга. Столкновения выбили приповерхностные месторождения лёгких эвкритов и обнажили более глубокие и тяжёлые диогениты. Удары были настолько сильными, что центральный пик высотой 22 км в центре более позднего кратера не уступает крупнейшей горе Солнечной системы — марсианскому Олимпу.

Специалисты полагают, что ударные волны заставили Весту дрожать, как колокол, в результате чего возникло несколько впадин, опоясывающих экватор. Механизм этого процесса до конца не ясен.

Сюрпризом стал и тот факт, что оба кратера сравнительно молоды — Вененейя возник около 2 млрд лет назад, а Реясильвия — 1 млрд. Диаметр последнего составляет примерно 500 км. Поначалу исследователи полагали, что они образовались в период поздней тяжёлой бомбардировки 3,5–4 млрд лет назад, когда пояс астероидов был густо населён и столкновения случались чаще. Тем не менее преобладание сравнительно мелких тел среди вестоидов говорит о том, что удар, приведший к их появлению, был относительно недавно.

Далеко не все загадки Весты нашли ответ. Например, учёные по-прежнему ломают голову над светлыми и тёмными образованиями на поверхности астероида. Возможно, это материал, занесённый на Весту из более далёких областей пояса астероидов, или результат древней вулканической активности.

Dawn отправился в своё путешествие в 2007 году. На орбиту Весты он вышел в середине 2011-го. Совсем скоро, 26 августа, аппарат устремится к своей следующей цели — карликовой планете Церера, до которой доберётся в 2015 году.

Сравнение Весты с другими телами Солнечной системы.

Внутреннее строение Весты: некогда она была полностью расплавленной, что позволило тяжёлым элементам сконцентрироваться и образовать ядро.

Перспектива кратера Реясильвия.

Топография южного полюса Весты.

Срезы метеоритов, прилетевших к нам с Весты. Слева направо: базальтовый эвкрит QUE 97053 из Антарктиды, кумулятивный эвкрит из Северной Каролины и диогенит GRA 98108 из Антарктиды. (Изображение University of Tennessee.)

Виртуальный полёт над Вестой:

Подготовлено по материалам Nature News, Германского центра авиации и космонавтики и НАСА.

compulenta.ru.