11 фактов о космических челноках (Space Shuttle)
1. Космический челнок Space Shuttle просто напичкан электроникой — два с половиной миллиона агрегатов и полтысячи километров проводов. Три двигателя Шаттла по мощности превосходят двенадцать гидроэлектростанций. Какие еще интересные факты скрывает космический челнок?
2. Космодром, с которого стартовали шаттлы, расположен в штате Флорида, так как он ближе остальных к Экватору. Это делало путь до орбиты короче, а кроме того шаттл выходил на орбиту не вертикально, а на восток в соответствии с направлением вращения Земли, что придавало ему дополнительное ускорение.
3. NASA планировало построить беспилотный Shuttle-C. За счет отсутствия экипажа хотели увеличить полезную нагрузку челнока. К сожалению, из-за недостатка финансирования в 90-х годах проект закрыли.
4. При строительстве первого шаттла под названием Columbia, в нем установили катапультируемые кресла. Но после первых четырех запусков от этой идеи отказались, так как спасти жизни астронавтов удалось бы только во время взлета и посадки, да и то четыре члена экипажа из центральной части кабины не смогли бы ими воспользоваться из-за конструкции корабля.
5. В Европе было построено несколько посадочных полос для американских челноков на случай аварийной посадки. Если отказывала какая-то система, то через 123 секунды после старта можно было развернуться в сторону посадочной полосы в США или продолжить полет над Атлантическим океаном и приземлиться в Европе.
6. Внешние топливные баки шаттлов были покрыты специальной краской, защищающей их от солнечных лучей. Позже от окрашивания отказались, что сэкономило 300 кг веса. А после внесения дополнительных изменений в конструкцию, уменьшили вес еще на 7 тонн.
7. Компьютеры, управляющие полетом шаттлов весили по 30 кг, имели по 1 Мб оперативной памяти и процессор 1,2 Ггц. Всего в каждом корабле их было установлено 4 штуки, они работали одновременно и постоянно сверяли свои показания для исключения ошибок. Программы на каждом из них разрабатывались независимыми командами программистов.
8. Большую опасность для топливных баков шаттлов представляли дятлы, которые делали отверстия в обшивке. На стартовом комлексе персонал постоянно следил, чтобы птицы не появлялись на площадке. Их отпугивали специальными воздушными шарами.
9. Шаттл — Endeavor был полностью собран из запасных частей от других кораблей.
10. СССР стрелял в 1984 году по челноку Challenger из лазерной установки с территории Казахстана, чтобы вывести из строя оптические средства разведки. Военные полагали, что космические челноки использовались для наблюдения за территорией СССР.
11. Шаттл Enterprise был назван в честь звездолета из сериала Star Trek по просьбе фанатов сериала, хотя руководство NASA было против.
Комментарии 4
0
allbud
23.05.2012 10:21
[Материал]
дополнительные факты
12. Под недостатком финансирования скрывалось отсутствие какой нибудь инженерной мысли. Американцы не продвинулись в области систем автономной посадки дальше идеи. То что сейчас устанавливается на современных гражданских самолетах разработано в СССР и является побочным (тупиковым) направлением инженерной проработки этой темы. Основной недостаток "западной" системы автономной посадки заключается в том, что для автономной посадки нужна дорогая и напичканная электроникой "земля". 13. Все шатлы "падали" на Землю. После торможения на околоземной орбите снижение происходило в планерном режиме. Уход на другой "аэродром" или на второй круг был не возможен. Наш "Буран" сел со второй попытки в автономном режиме без "земли". Круг захода на второю попытку вызвал легкую панику и напряжение международной обстановки. Ну представите себе что над Ираном, Индией, Пакистаном, Китаем, полярных областей Канады на огромной скорости на высоте 3 - 7 км проносится нечто с тягой от ракетных двигателей. Почему это в СССР засекретили остается неразрешимой загадкой. В политбюро решили, что это неудача... 14. Все шатлы были одноразовыми. После приземления его разбирали до остова. Полностью менялись все обшивки, менялась вся электроника включая километры проводов, менялись органы управления, частично менялся каркас. С целью экономии приняли решения о многократном использовании топливных баков которые отстреливались на высоте около 15 км и шмякались об землю. Третья попытка привела к взрыву Челенжера. У Бурана отвалились две плитки термозащиты. 15. Энергоэффективность вывода на орбиту грузов шатлами уступает ракетному в 2 2.5 раза. Применение шатлов оправдывалась только военными целями - это единственный аппарат способный снять с орбиты спутник. В СССР пропадали бесследно спутники... Современная же система не совершенна - история с ФобосГрунт тому подтверждение. 16. Энергоэффективность выводов грузов на орбиту "Буранами" сравнима с ракетным выводом. Программа "Буран" включала в себя разработку аппарата выходящего на орбиты при самолетном взлете. Опытный образец успешно летал. Станкявичус налетал на нем более 2000 часов. При строительстве "большого" аппарата в цехе произошел пожар - восстанавливать не стали. программу свернули. До этого в ангаре где стоял готовый к вылету "Буран" (он и летал) обрушилась крыша. Старт пришлось отложить. Члены группы Волка созданнойц для пилотирования "Буранов" начали гибнуть сразу после ее создания. На данный момент в живых только Волк Игорь Петрович. Нас не пустили. |