Вход / Регистрация
22.11.2024, 09:57
Найден храм майя с огромными масками
Приблизительно 1600 лет назад Храм ночного солнца служил маяком, кроваво-красный цвет которого был виден за несколько километров, а украшали строение гигантские маски бога солнца майя в виде акулы, пьющего кровь существа и ягуара
Давно затерянный в гватемальских джунглях храм наконец открылся археологам и дает новые подсказки об истории соперничающих царств майя.
В отличие от относительно централизованных империй ацтеков и инков, цивилизация майя, которая географически охватывала большую часть современной Гватемалы, Белиза и полуострова Юкатан, была скоплением свободных городов-государств.
«Это подозрение появилось в 1990-х гг., когда стало ясно, что некоторые царства майя были более сильными, чем другие», – говорит археолог из Университета Брауна Стивен Хьюстон, который возглавлял исследование и сообщил об открытии храма.
Давно затерянный в гватемальских джунглях храм наконец открылся археологам и дает новые подсказки об истории соперничающих царств майя.
В отличие от относительно централизованных империй ацтеков и инков, цивилизация майя, которая географически охватывала большую часть современной Гватемалы, Белиза и полуострова Юкатан, была скоплением свободных городов-государств.
«Это подозрение появилось в 1990-х гг., когда стало ясно, что некоторые царства майя были более сильными, чем другие», – говорит археолог из Университета Брауна Стивен Хьюстон, который возглавлял исследование и сообщил об открытии храма.
Эль Зотц, где сейчас находится Гватемала, было одним из мелких царств, которое, тем не менее, стремилось произвести впечатление могущества и значимости.
К 2010 году археологи, работающие около древнего центра города, обнаружили Пирамиду Дьявола (13 м в высоту). Там они нашли царский дворец и захоронение, где, как полагают ученые, похоронен первый правитель города, который жил приблизительно в 350-400 гг. до н. э.
В то же время Хьюстон и его коллега заметили первые признаки Храма ночного солнца недалеко от царской могилы на Пирамиде Дьявола. И только в ходе недавних раскопок под столетними слоями других цивилизаций были найдены уникальные художественные работы царства Эль Зотц.
К 2010 году археологи, работающие около древнего центра города, обнаружили Пирамиду Дьявола (13 м в высоту). Там они нашли царский дворец и захоронение, где, как полагают ученые, похоронен первый правитель города, который жил приблизительно в 350-400 гг. до н. э.
В то же время Хьюстон и его коллега заметили первые признаки Храма ночного солнца недалеко от царской могилы на Пирамиде Дьявола. И только в ходе недавних раскопок под столетними слоями других цивилизаций были найдены уникальные художественные работы царства Эль Зотц.
Солнечная энергия
Стороны храма украшены масками из лепнины, каждая из которых достигает полутора метров в высоту. Ваяния изображают лицо бога солнца, изменяющегося, в зависимости от времени суток, соответственно положению солнца в небе.
Одна маска похожа на голову акулы, что, вероятно, является отсылкой к солнцу над Карибским морем на востоке, подчеркнул Хьюстон в интервью для National Geographic.
Полуденное солнце изображено как древнее существо, пьющее кровь. Последняя серия масок напоминает ягуаров, которые просыпаются с заходом солнца и отправляются на охоту.
В культуре майя солнце связано с новыми началами, а бог солнца – с царским саном, объясняет Хьюстон. Таким образом, многочисленные проявления солнечного облика на храме рядом с царской могилой могут обозначать, что человек, захороненный там, был основателем династии — первым царем Эль Зотц. По словам Хьюстона, это – пример веры майя в то, «как само солнце отметило царей и династии, которые будут следовать за захороненным».
Одна маска похожа на голову акулы, что, вероятно, является отсылкой к солнцу над Карибским морем на востоке, подчеркнул Хьюстон в интервью для National Geographic.
Полуденное солнце изображено как древнее существо, пьющее кровь. Последняя серия масок напоминает ягуаров, которые просыпаются с заходом солнца и отправляются на охоту.
В культуре майя солнце связано с новыми началами, а бог солнца – с царским саном, объясняет Хьюстон. Таким образом, многочисленные проявления солнечного облика на храме рядом с царской могилой могут обозначать, что человек, захороненный там, был основателем династии — первым царем Эль Зотц. По словам Хьюстона, это – пример веры майя в то, «как само солнце отметило царей и династии, которые будут следовать за захороненным».
Археолог Дэвид Фрейдель, занимающийся изучением майя много лет, добавил: «Я поддерживаю гипотезу Хьюстона о том, что здание было посвящено солнцу как божеству, тесно связанному с правлением. Пирамида Дьявола, конечно, значительно расширит наше понимание ранней классической религии майя и ритуальной практики».
Команда Хьюстона также нашла свидетельства того, что майя, добавлявшие новые слои изображений к храму с каждым поколением, относились к зданию как к живому существу. Например, носы и рты масок в более старых, более глубоких слоях храма подвергались систематическому изменению.
«Это довольно сильно распространено в культуре майя, – сказал Хьюстон в интервью для National Geographic. – Очень трудно найти изображение царя майя, которому не изменили бы глаза или не отломали бы нос, но «искажение» или «изменение» – не самые подходящие термины, чтобы описать этот процесс. Я рассматриваю это как символическое обозначение своего рода деактивации, как будто они выключают маски перед тем, как воспроизвести их в последующих слоях... Это – не акт неуважения. Как раз наоборот».
Специалист по культуре майя Саймон Мартин из Музея археологии и антропологии Университета Пенсильвании говорит, что маски в недавно открытом храме Эль Зотц «абсолютно уникальны» и их ценность огромна, потому что они дают многочисленные свидетельства для теории об изображениях бога солнца представителями майя.
Команда Хьюстона также нашла свидетельства того, что майя, добавлявшие новые слои изображений к храму с каждым поколением, относились к зданию как к живому существу. Например, носы и рты масок в более старых, более глубоких слоях храма подвергались систематическому изменению.
«Это довольно сильно распространено в культуре майя, – сказал Хьюстон в интервью для National Geographic. – Очень трудно найти изображение царя майя, которому не изменили бы глаза или не отломали бы нос, но «искажение» или «изменение» – не самые подходящие термины, чтобы описать этот процесс. Я рассматриваю это как символическое обозначение своего рода деактивации, как будто они выключают маски перед тем, как воспроизвести их в последующих слоях... Это – не акт неуважения. Как раз наоборот».
«Информационная золотая жила»
Специалист по культуре майя Саймон Мартин из Музея археологии и антропологии Университета Пенсильвании говорит, что маски в недавно открытом храме Эль Зотц «абсолютно уникальны» и их ценность огромна, потому что они дают многочисленные свидетельства для теории об изображениях бога солнца представителями майя.
«У нас есть изображения бога солнца на различных стадиях, но мы никогда не находили чего-то, что помогло бы нам соединить все это в единую теорию, – говорит Мартин. – Мы должны были собрать некую последовательность из отрывочных частей информации и просто верить, что это правильно. А теперь у нас есть возможность увидеть всю картину полностью».
Храм также очень хорошо сохранился, добавил Мартин, что делает его «настоящей золотой жилой информации». «Мы видели несколько мест, где целые здания оставались в сохранности, – сказал он. – Но обычно майя разрушали структуру и затем строили на ее руинах. Поэтому когда находишь здание, увидеть полную картину его художественного оформления невозможно».
Но строители майя в Эль Зотц приняли меры, чтобы сохранить оригинальную структуру храма, укрепив его землей и небольшими валунами прежде чем строить следующие уровни.
Храм также очень хорошо сохранился, добавил Мартин, что делает его «настоящей золотой жилой информации». «Мы видели несколько мест, где целые здания оставались в сохранности, – сказал он. – Но обычно майя разрушали структуру и затем строили на ее руинах. Поэтому когда находишь здание, увидеть полную картину его художественного оформления невозможно».
Но строители майя в Эль Зотц приняли меры, чтобы сохранить оригинальную структуру храма, укрепив его землей и небольшими валунами прежде чем строить следующие уровни.
«Смело посмотреть в лицо»
Археолог Карл Тоб из Калифорнийского университета в Риверсайде указывает на мастерство изготовления масок. «Они трехмерные. Лица сильно выступают из фасада. Такое не часто увидишь, потому что если их проект слишком масштабен, всегда страдает качество. Но здесь майя полностью смогли осуществить задуманное. Благодаря игре света лица выглядят особенно драматично в разное время суток», – говорит Тоб.
Руководитель проекта Хьюстон добавил, что цвет масок – темно-красный, согласно следам от краски, – также заставляет их выделяться. «Ярко-красный пигмент выглядит особенно эффектно на рассвете и на закате солнца», – говорит Хьюстон. Яркость красного цвета и высокое местоположение Храма ночного солнца говорят о том, что храм предназначался, «чтобы видеть и быть увиденным».
Самое важное – этот храм был виден из Тикаля, более крупного, более старого и более сильного царства, которое могло быть как дружественным, так и враждебным по отношению к Эль Зотц.
«Мы склонны думать, что царства были абсолютно автономными, но для майя священный царь часто был частью иерархии царей, – говорит Мартин в интервью для National Geographic. – Таким образом, люди в Эль Зотц, возможно, в большей или меньшей степени находились под влиянием Тикаля, и когда власть Тикаля ослабевала, они становились абсолютно независимыми или связывались с более влиятельными царями майя».
Самое важное – этот храм был виден из Тикаля, более крупного, более старого и более сильного царства, которое могло быть как дружественным, так и враждебным по отношению к Эль Зотц.
«Мы склонны думать, что царства были абсолютно автономными, но для майя священный царь часто был частью иерархии царей, – говорит Мартин в интервью для National Geographic. – Таким образом, люди в Эль Зотц, возможно, в большей или меньшей степени находились под влиянием Тикаля, и когда власть Тикаля ослабевала, они становились абсолютно независимыми или связывались с более влиятельными царями майя».
Ожидается больше открытий
Несмотря на очевидно огромное количество затраченных на построение и сохранение храма усилий, он долгое время не использовался. Данные на месте раскопок свидетельствуют о том, что здание было оставлено примерно в V в. по неизвестным причинам.
«Похоже, что люди просто забрали свои вещи и ушли, – говорит Хьюстон. – Я думаю, то, что мы видим, – это смерть династии».
Ответы на этот и многие другие вопросы, вероятно, станут очевидными в ходе дальнейшего исследования Храма ночного солнца.
«На данный момент мы изучили 30% фасада храма, – говорит Тоб. – Я думаю, нам предстоит огромное количество открытий и более широкое понимание значения здания в контексте истории королевства Эль Зотц».
www
«Похоже, что люди просто забрали свои вещи и ушли, – говорит Хьюстон. – Я думаю, то, что мы видим, – это смерть династии».
Ответы на этот и многие другие вопросы, вероятно, станут очевидными в ходе дальнейшего исследования Храма ночного солнца.
«На данный момент мы изучили 30% фасада храма, – говорит Тоб. – Я думаю, нам предстоит огромное количество открытий и более широкое понимание значения здания в контексте истории королевства Эль Зотц».
www